filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Святые князья Руси времён Золотой Орды

http://wyksa-r.ru/media/wyksarru/81_17898/30.jpg

Великого стояние на реке Угре.

Событие это произошло осенью 1480 года. Река Угра была границей между Московским и Литовским Великими княжествами. На одном берегу стояло войско Ивана III, на другом – хана Великой Орды Ахмата. Кровопролития практически не было, стороны разошлись мирно. Но историческое значение этой игры мускулами огромно: этим событием заканчивается монголо-татарское иго.

Нас со школьной скамьи приучили к тому, что 300 лет были монголо-татарского ига беспросветным страданием для всего русского народа. Но так ли было все на самом деле? Не может же быть, чтобы три века прошли безо всяких изменений между двумя народами. И действительно было всякое. Не только война, но и союзы. Часто монголы и русские привлекали друг друга при решении своих внутренних разборок и для борьбы с общим врагом.

Вот два примера неоднозначности русско-татарских отношений, которые нам предлагает наш православный календарь.

http://www.inmoment.ru/img/uncovering-relics-theodore1.jpg

2 октября (19 сентября по старому стилю) мы вспоминаем благоверных  князей Феодора Смоленского и его сыновей Давида и Константина Ярославских, а на следующий день 3 октября Черниговского князя Михаила и боярина Феодора. Взаимоотношения их с Ордой были диаметрально противоположными. Нарушим хронологию календарную в угоду исторической. Наших героев разделяет более полувека.

http://www.proza.ru/pics/2014/10/02/1775.jpg

3 октября – день памяти Михаила Черниговского, (отца святой Ефросинии Суздальской). 1223 год. Массированного нашествия на Русь еще не было, но в битве на реке Калке русские уже потерпели поражение. Среди жертв был дядя Михаила Черниговский князь Мстислав. После его гибели Черниговское княжество переходит к племяннику. Через 2 года новгородцы приглашают его к себе. Мирно и полюбовно прошло это короткое княжение. Вскоре Михаил возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

http://troickiyhram.prihod.ru/users/59/659/editor_files/image/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%20%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20(%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D1%80.2).jpg

Князь благоустраивает свой удел. Но времена были тревожные, и назревал конфликт с курским князем Олегом. Благо междоусобицу смог предотвратить митрополит. С 1235 года Михаил занимает великокняжеский киевский престол. Но татары уже у русских границ, а в 1238-м началось. Взяты, разорены и сожжены Рязань, Владимир, Суздаль. Через 2 года ханские послы требуют сдачи Киева. Михаил срочно уезжает в Венгрию просить подмоги. Но ни венгры, ни поляки, ни немцы помочь не хотят. Время упущено. Князь возвращается в разрушенный Киев и живет некоторое время неподалеку на острове, затем переселяется в дорогой сердцу Чернигов.

Он не теряет надежды на объединение христиан для борьбы с ханом. Но все его усилия остаются тщетными – Европа не слышит его. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение – его особое разрешение – ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком.

Репутация его в ставке хана, который знал о деятельности Михаила по созданию антитатарской коалиции, соответствующая. Князь понимает, что его ждет не ярлык, а смерть. Понимает, что будет, если он не подчинится. И едет. С собой он берет своего друга и верного помощника боярина Феодора.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/SmirnovVS_KnMihailChern.jpg/371px-SmirnovVS_KnMihailChern.jpg

1245 год. Михаил в Орде. Но в шатер хана его не пускают. Прежде он должен пройти через костер и поклониться огню и солнцу. Таков языческий обычай. Князь-христианин наотрез отказывается исполнить этот обряд. «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не творению», – таков был его ответ. Хану донесли о непокорности русского князя. Батый передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба мужественных христиан была решена.

Долго и жестоко избивали князя, старались попасть в сердце. Наконец отрубили голову. Его соратник боярин Феодор все это видел, но не предал друга и господина. Не поддался на уговоры, на посулы ярлыка на княжение. И принял, как и Михаил, мученическую смерть. Бросили обезглавленные тела на съедение псам. Но животные не прикоснулись к ним. Через несколько дней верные христиане тайком переправили останки в Чернигов, где с почестями похоронили исповедников и первых мучеников за веру в Орде.

http://ruvera.ru/data/img/content/1411827174.1463003124.jpg

(Позже мощи святого князя Михаила были перенесены в Архангельский собор кремля в Москву).

Незадолго до этого, около 1238 г. родился другой наш герой ФЕОДОР СМОЛЕНСКИЙ. Когда умер его отец смоленский, князь Ростислав (1240), старшие братья поделили его земли между собой, и маленькому Феодору досталось маленькое княжество, Можайское.

В 1260 году он женится на ярославской княжне Марии и становится князем в Ярославле. Но жена скоро умирает, Феодор оставляет маленького сына Михаила на попечение тещи, а сам принимает участие в нескольких походах вместе с ханом Менгу-Темиром. К этому времени отношения с татарами заметно улучшились. Более того, в Орде была создана православная Сарайская епархия, где не только окормлялись русские, но и велась активная проповедь христианства среди монголо-татар.

Через три года Феодор возвращается в Ярославль. Но народ не принимает его. Памятны еще были зверства татар, да и «агитация» тещи Ксении (о, этот извечный конфликт тещ и зятьев!) сделала свое дело. Ее тоже можно понять. Зачем ей зять князь, когда можно править самой при малолетнем внуке. И вновь Феодор едет в Орду. Там он женится на дочери Менгу-Темира. Она принимает православие с именем Анна, а вместе с ней получает 36 городов приданного. Здесь рождаются его сыновья Давид и Константин. Это уже были не первые дети князя Фёдора, у него уже был старший сын Михаил, а так же у Фёдора были две дочери , но  в лике святых они не канонизированы.

Огромное влияние, которое святой Феодор приобрел в Орде, он использовал для Русской земли и Русской церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи и нравы. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России. Так начиналось великое миссионерское движение Русской церкви на Восток, христианское просвещение всех племен до Великого океана.

http://www.rusinst.ru/showpic.asp?t=articles&n=ArticleID&id=3471


В 1290 году умирает его первый сын Михаил, и князь возвращается в Ярославль. Он много сил кладет на благоустройство города, строит храмы и монастыри. Весь свой дипломатический талант он употребляет на то, чтобы сохранить мир русских земель с Ордой. В 1297 году Феодор пытается восстановить свои права на родное Смоленское княжество, которое было захвачено племянником. Но это ему не удается.

Вскоре он занемог и просит перенести его в основанный им Спасо-Преображенский монастырь, где принимает монашеское пострижение. Традиция принимать перед смертью постриг среди русских князей была очень распространена. 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1a/Yar_abbey.JPG/640px-Yar_abbey.JPG

Спасский монастырь Ярославля, где принял постриг и был погребён князь Фёдор

19 сентября 1299 года князь Фёдор умирает. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми» – так описывает житие последние минуты жизни князя. После него в Ярославле княжил его сын Давид. Константин, вероятно, умер раньше. В 1463 году были обретены (найдены) нетленные мощи всех троих князей. Они лежали в одном гробе, и с первого же момента обретения начались исцеления, которые продолжаются по сей день.


Тут сразу хочется от себя добавить, что святого князя Фёдора в народе именовали Фёдор Чёрный. Почему "Чёрный", вопрос остаётся открыт и версии тут разные. Но именно святой князь Фёдор является тем русским правителем, который осознал невозможность в то время победы над Золотой Ордой и встал на путь сотрудничества с монголо-татарами. Это был тесный союз русского князя и монгольского хана. На протяжении 39 лет с 1260 по 1299 год, город Ярославль был не только крупнейшим княжеским центром Руси, но и самым спокойном городом!  За эти годы ни один волос не упал с головы ярославцев.

Конечно, этому спокойствию послужил брак князя Фёдора с дочерью хана. А так же, князь Фёдор был при Золотой Орде назначен ханским виночерпием. Кто такой виночерпий? Это человек, самого близкого окружения хана и отвечающий за снабжения ханского стола напитками. Сегодня бы это могло звучать как "официант", но тут большая разница. Ведь на Востоке бывали не редкие случаи, когда правителей травили ядами, в том числе подмешанными в вино. А потому виночерпием быть считалось особенно почётно, так как к этому человеку хан испытывал огромное доверие и такой человек был самым приближённым к ханскому трону. Теперь можно представить как монголо-татарский хан доверял русскому князю.


http://cs407231.vk.me/v407231845/697c/shskH4KVRyE.jpg

Ещё интересная страница истории, как князь Фёдор вместе с монголо-татарами ходил завоёвывать земли других русских князей. Князь Фёдор участвует в походе татарской рати под предводительством золотоордынского полководца Дюденя (Тудана) в Северо-Восточную Русь. В результате этого похода были разорены 14 городов, в числе которых: Владимир, Суздаль, Юрьев, Переславль, Дмитров, Москва, Коломна, Можайск, Волок. В 1294 Фёдор получил от пришедшего к власти во Владимире Андрея Александровича Переяславль-Залесский, но Дмитрий Александрович отказался от великого княжения под условием возвращения ему Переяславля. Тогда Фёдор, уходя из города, сжёг его.

Однако такие отношения святого князя Фёдора с ордой были не вечны. Умирает хан Менгу-Темир (тесть Фёдора) и при новом хане князь Фёдор перешёл в разряд обычных князей для Орды. А потом когда умирает и сам князь Фёдор, то авторитет княжества Ярославского очень сильно упал.


Князь умирает в 1299 году в Ярославле, приняв схиму. Глубина предсмертного покаяния является главным основанием его последующей канонизации. Некоторые историки предпологают, что  идя на различные уступки Орде и дружбу с ханом, князь Фёдор вынашивал план крестить всю Орду и привести монголо-татар к православию.

Его сын, святой князь Давид уже не имел такого веса в политике. Ещё очень интересно, что  в то время большую роль имел внешний вид князя, его статность. Князь как правило был человеком видным, высоким, внешне благородным и Фёдор был именно такой, а вот о его низкорослом сыне Давиде так сказать нельзя и отношения даже в той дипломатии к нему уже было другое.

Позже сын князя Давида Василий жениться на дочери московского князя Ивана Калиты и вот тогда уже княжества Ярославля и Москвы будут в великой дружбе , это повлекло полный распад Ярославского княжества и переход под княжество Москвы, но это уже после смерти князя Давида.


http://www.fotoyar.ru/files/05/files/p0000028-2.jpg

Князь Фёдор и его дети Константин и Давид канонизированы в лике святых Православной Церкви ещё в 1467 году. Более ста лет их тела лежали в склепе церкви Входа Господня в Иерусалим, не преданные земле. Игумен Христофор и соборные священники решили положить мощи в землю тут же в церкви. В субботу второй недели Великого поста собрался в обители весь освященный собор, и князь с боярами и множеством народа. Началось пение надгробное, и все готовились отдать мощам последнее целование. Когда подняли мощи, случившийся тут соборный священник и его сын, одержимые тяжелой болезнью, оба внезапно получили исцеление при гробнице. Омывали мощи водою, и от этой воды тут же у раки прозрели две слепые женщины. Тогда князь со всем духовным собором прославили Бога и угодников Божиих благоверных князей Федора, Давида и Константина". Святые мощи уже не могли предать земле, они были перенесены в верхнюю церковь, так как чудеса и исцеления продолжали совершаться. Сегодня их  нетленные мощи находятся в одной гробнице кафедрального Успенского собора города Ярославля.


В сентябре будучи в Ярославле имел возможность поклониться мощам этих святых князей в Успенском  соборе.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • КАК ПРАЗДНУЕТСЯ ПРАЗДНИК ПРОРОКА ИЛИИ В ГРЕЦИИ

    У греков своё особое отношение к пророку Илии. Давайте не забывать, что древние греки были язычники и поклонялись в том числе богу Зевсу. А кто…

  • ДРЕВЛЕПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ

    ЧТО ГОВОРЯТ МОСКОВСКИЕ РОГОЖСКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ О ПРАВОСЛАВНЫХ ПОДРАЖАТЕЛЯХ ДРЕВЛОПРОВОСЛАВИЯ КАКИМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЛАТВИЙСКИЙ АРХИЕРЕИ МОСКОВСКОГО…

  • МИФЫ РПЦ

    --За КГБ и КПСС, поехали! --Ну, с Богом! РАНЬШЕ С АМВОНА БЛАГОСЛАВЛЯЛИ, А ТЕПЕРЬ БОДАТЬ СТАЛИ

Comments for this post were disabled by the author