filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Факты из жизни святителя Димитрия Ростовского и его отношения императором Петром Первым

http://www.pravenc.ru/data/959/484/1234/i400.jpg
Святитель Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий был по национальности украинец из местечка Макаров, которое в то время являлось территорией Польши (Речи Посполитой) и его  в миру звали Данила Савич Туптало.

Святитель Димитрий был сыном военного, владел греческим, латинским, польским и украинским языками. В 17 лет принял монашеский постриг, монахинями стали и его три родные сестры.



http://www.pravenc.ru/data/531/483/1234/i400.jpg
Отец святителя Димитрия


Димитрий Ростовский получил образование в Киево-Могелянской Академии. Эта академия считалась одной из лучших духовных школ и выпускники считались академии очень славились своим высочайшим по тем временам образованием.

Образование Киево-Магелянской Академии всё же было ориентировано на Запад, на Унию. А потому выпускники как бы считались "прозападными", может даже ближе к католичеству, чем к православию. Но именно выпускники этого заведения могли иметь большое будущее при правлении и реформах императора Петра Первого, который как раз и ориентировался на Запад. А потому эти  "прозападные" выпускники с самым на то время высоким образованием были сильно востребованы в России, где даже по письмам Димитрия Ростовского известно, что в России духовное образование было в то время крайне слабое. А потому, особенно кандидатов в епископы на русские кафедры приглашали с Южга и Запада.



http://www.pravenc.ru/data/745/484/1234/i400.jpg
Монашеский постриг


Будучи митрополитом Ростова, святитель Димитрий набрал свою школу из 200 мальчиков, чтобы подготовить из них благочестивых и начитанных священнослужителей. В этой школе святитель организовал даже театр, чего совершенно не бывало в практике православной Церкви. Но святитель для детей сам писал постановки и из-за неимением денег, театральные костюмы перешивались из старых епископских облачений!!! Через три года , эта школа к сожалению закрылась по причине финансовой. У Церкви не нашлось финансирования на школу Димитрия Ростовского.

Как писатель, Святой Димитрий Ростовский больше всего прославился уже в Ростове, хотя писать начинал ещё на Украине, когда ему было чуть за 20 лет, а на Украине он прославился как великий оратор, украинский златоуст. В 18 лет он уже был рукоположен в диаконский сан, в 24 года в священники, в 26 лет уже начали выходить его письменные труды и это при том, что печататься в то время было очень сложно, шёл 17 век.

Практически за три века, полное собрание письменных трудов Святителя Димитрия ни разу так и не издавалось. Но если бы такое издание увидело бы свет, то под подсчётам литературоведов, оно бы состояло из 30 томов и имело бы в каждом томк по 600-700 страниц).

В 30 лет святитель становится игуменом, а в 33 года святитель назначается, будучи ещё игуменом, проповедником в Киево-Печерскую лавру. В то время в лавре, был весь цвет православия, было старчество и в столь молодом возрасте стать проповедником в таком месте, это было огромное доверие и признание Святого Димитрия со стороны церковных властей. В то время лавра находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата и  там будущий Святитель получает послушание собрать во едино и издать книги жития святых. Это колоссальный труд святителя, за который он и был особо отмечен  в Церковной истории .



http://www.pravenc.ru/data/770/484/1234/i400.jpg
Хиротония во епископа


Святитель Димитрий Ростовский  является как бы связующим звеном, древнего православия до Петровского времени и православия нового Петровского времени. Отстаивая православие во всей чистоте и борясь против ересей и расколов, святитель не просто переиздаёт жития святых, а делает свой многолетний авторский труд используя западные книги католических богословов Польши, Голландии, Германии, всё анализирует по древним рукописям, собирает во единое целое и тем самым вносит нечто новое через свой труд в православие, что ранее для русских православных было закрыто и недоступно. Для многих святитель уже тогда был человеком нового времени.

Труд по написанию жития святых Димитрия Ростовского не сразу был  одобрен Русской Православной Церковью. Кое-что исправлялось, кое-что не пропускалось в печать, в Москве заменялись слова и вырожения. Были даже возгласы в адрес святителя, что в его трудах много прозападного, католического. Проскальзовала такая линия святителя Димитрия, что Богородица была безгрешна, что является католическим догматом. Однако сам труд, Святитель и ориентировал свой труд в том числе и  для Запада , так как на Украине в то время , где это всё и песалось, католическая религия (Уния) была главенствующая, а православие отходило на второй план. Святитель хотел раскрыть глубину православие на понятном для запада языке. Он писал свой труд не на чисто славянском языке, а используя украинские и польские обороты речи, а в Москве это опять сочли как недопустимым вольнодумством.


http://www.pravenc.ru/data/533/483/1234/i400.jpg http://www.pravenc.ru/data/778/484/1234/i400.jpg
Рукопись святителя Димитрия

Святитель Димитрий являлся большим противником старообрядчества.  Ведь сам раскол произошёл в 1666 году, когда святителю было  15 лет от роду и конечно он много знал, слышал о расколе и обличал раскол оставшись в своёй семье верным православию и реформам патриарха Никона. Раскол, при  святительском служении Димитрия уже не имел такого сильного проявления как при Патриархе Никоне, но святитель Димитрий в расколе всё ещё видел опасность. Причём опасность не за власть и деньги, а чисто духовную. Святитель видел в раскольниках опасность духовной жизни человека , что раскольники-староверы не спасуться, погубят свои души и святитель переживал и боролся с проявлением раскола.

Вообще святителя Димитрия в нашей современности не легко понять даже историкам. Святитель был очень прямым человеком. Он в своём слове неоднократно критиковал власть и самого Петра Первого, но при этом он являлся сторонником Петра и поддерживал все его реформы. В том числе и касательно староверов, которых святитель считал, нужно выявлять и наказывать.

Надо заметить, что именно Пётр Первый очень ценил силу слова и проповеди, а так же учёность Димитрия и именно Пётр Первый пригласил в Москву будущего святителя чтобы предложить ему сан епископа и епископом отправить в Тобольск. Конечно Димитрий принял сан епископа не переча императору, но в Тобольск он не поехал, а ещё год оставался в Москве по состоянию здоровья. Святителю было 50 лет, но здоровье было подорвано и в Москве святитель пишет свои проповеди и благославляет их читать по храмам с амвона. Так те проповеди были полны критики Петра Первого от его нравственной стороны, до военной критики. Святитель критиковал императора открыта как военного человека, за то, что в начавшейся Северной войне со Швецией он не находится со своими солдатами. И согласитесь, что это было очень смело со стороны святителя.


http://www.pravenc.ru/data/962/484/1234/i400.jpg
Обретение мощей святителя вышито на священнической фелони


Однако в целом отношения императора Петра Первого и Святителя Димитрия были вполне гладкими. Они между собой неоднократно встречались.  Причём волею судьбы святитель впервые оказался в Москве в то время, когда София  задумала гос. переворот свергнуть Петра и святитель своими глазами видел казни стрельцов. Так же император присутствовал на хиротонии святителя во епископы.

http://www.pravenc.ru/data/952/484/1234/i400.jpg
Личные вещи святителя


Император Пётр Первый видел в святителе Димитрие не только главу духовного на определённой кафедре, но и для Петра епископ, это ещё был политик , который обязан был исполнять волю государя и быть его правой рукой в определённой области, куда сам Пётр и назначал епископов! И вот при этом мы видим смелость святителя критиковать Петра! А что же Пётр? Через 8 лет после смерти святителя Димитрия Ростовского, Пётр приказывает издать завещание святителя к русскому народу. Мы видим, что император относился к святителю скак к человеку требующему к себе уважения. Он многое разрешал святителю видя в нём силу личности и силу праведного духовного лица.  Практически Пётр встретил равного по личности себе человека, только император был лицом политическим, а святитель духовным. Это были две сильные личности России в разных сферах, которым не надо было ни чего делить, так у них были разные сферы деятельности, светская и духовная, и которые за силу уважали друг друга и могли говорить и слышать друг друга. Однако Пётр и Димитрий были совершенно два разных человека. Пётр как император служил в миру и был нацелен реформировать и поднять светское общество и элиту России, а святитель Димитрий противодействовал ему, желая служить Церкви и  сохранить ортодоксальность на уровне низов общества, оставить обществу веру и Церковь ту чистую и не тронутую. Если Пётр забывая о Церкви стремился поднять народ на служение Отечеству, то святитель Димитрий постоянно всем напоминал, что есть ещё другой мир, духовный. И своими проповедями как великий оратор возвращал людей в храмы к Богу и народ его слышал и при этом он не мешал власти поднимать Россию через реформы. Всё это  заставило Петра Первого считать святителя выдающейся Церковной личностью!

http://www.pravenc.ru/data/782/484/1234/i400.jpg

Казалось бы, что любой правитель многоговорящего человека должен сослать и подальше. Но даже после критики, Пётр Первый меняет свой указ и отказывается посылать святителя в Тобольск, который впрочем за год туда и не отправился, а назначил его митрополитом в Ростов Великий. Официальная версия, святитель сам попросил императора не отправлять его в Сибирь из-за болезни, но есть и неофициальная версия, что не хотел Пётр Первый отрывать от себя такую личность и решил святителя держать на кафедре поближе к себе. И тут явная симпатия Петра Первого к митрополиту. Но тут уже личная тайна двух великих людей, что послужило изменением воли императора.


http://www.pravenc.ru/data/765/484/1234/i400.jpg
Место где был погребён святитель


Святитель 7 лет возглавлял кафедру Ростова и часто бывал в Москве у императора Петра Первого и был случай, когда митрополит целый год прожил в Москве у Петра не возвращаясь в Ростов. И тут вполне возможно, что император Пётр рассматривал кандидатуру митрополита Димитрия Ростовского как местоблюстителя московского патриаршьего престола. Но к сожалению жизнь святителя оказалась короткой, всего 57 лет. Но такова воля Бога.


http://www.pravenc.ru/data/843/484/1234/i400.jpg http://www.pravenc.ru/data/907/484/1234/i400.jpg
Гробницы с мощами святителя 1911 и современная 2007 года


Кстати мощи святителя были обретены нетленные, пролежав в земле пол века. Для людей и церкви того времени, когда вскрыли гроб и все увидели нетленное тело, это был серьёзный показатель святости. Святитель был сразу канонизирован и Димитрий Ростовский стал первым святым на Руси, которого прославил в лике святых не патриарх, а синод, синодальная церковь возглавляемая можно сказать светскими властями, императором. В то время патриаршества в России уже не было, Пётр Первый его отменил. В истории России только два правителя отменяли патриаршество, это Пётр Первый и Иосиф Сталин, это люди желающие сами контралировать Церковь самостоятельно влияя на неё.

Таким образом, святитель Димитрий стал первым святым как бы новой православной церкви в новой Петровской России. А в 18 веке известно только о двух канонизированных русских святых и первым святым стал Димитрий Ростовский.




В монастыре Ростова, здесь находятся мощи святителя Димитрия


И вот тут видим, что святителю Димитрию отдают должную дань памяти и уважения не церковное патриаршье правительство, а светское правительство России, мыслевшее по другому, не так как святитель. Святитель властей критиковал и критикуемые им некогда  власти его и  прославили. Но правительство реформаторов Петра Первого и в частности наследники Петра и причисляют к лику святых Ростовского Димитрия, как человека новой эпохи поддержавшей петровские реформы. Этот интектуальный и начитанный человек очень соответствовал той эпохи 18 века. Правителям России надо было показать людям пример нового русского митрополита оставашегося внутренне преданным старым канонам православия, но внешне внёсшего свою новизну , так сказать в ногу со временем и реформами Петра.

Сегодня святителя Димитрия трудно назвать чисто церковном человеком. Историки говорят о нём как об универсальном человеке, труды которого вышли далеко за пределы церковных рамок и он подарил русским людям своё культурное наследие прежде всего как писатель.



У входа в собор с мощами святого Димитрия

Когда святитель умирал, то всё что он не успел напечатать, но были наброски и черновики, он попросил вложить всё ему в гроб. Через пол века из земли тело было взято нетленно, но все бумаги истлели и считается, что тем самым многие его труды не напечатанные, но рукописные, оказались утрачены.

Академик Лихачёв, очень ценил святителя Димитрия Ростовского и считал его последним церковным писателем, который имел великое значение для всей Южной Православной Европы .
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 17 АПРЕЛЯ ДЕНЬ ЭСПРЕССО (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КОФЕ)!

    ПОГОВОРИМ О КОФЕ ЭСПРЕССО! ==Эспрессо, это просто концентрированный простой кофе? --Эспрессо является концентрированной формой кофе подается…

  • факты о святой Бернадетт

    РАССКАЗ ФРАНЦУЗСКОГО КАТОЛИЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА О СВЯТОЙ БЕРНАДЕТТ Во Франции она одна из популярнейших святых, так как тело остается нетронутым…

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

Comments for this post were disabled by the author