filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Женщина в церковной среде. Почему нет женщин в священстве и кто такая диаконисса?

http://palomnic.org/i/upload/podvorie20.jpg

Многие далёкие от Церкви и духовности люди считают, что Церковь ущемляет права женщин и как примеры приводит такие сравнения, что женщин обязывают покрывать платом голову в храме, что ей запрещают ходить в брюках, что она не может быть священником и так далее... .

Ну про одежду есть прямое указание Библии, что не подобает женщине носить мужской одежды.

Апостол Павел говорит в послании к Галатам : "Нет мужеского пола, нет женского.  Ибо все вы одно во Христе Иисусе" . Через эти слова мы должны понимать, что к Богу имеют  доступ люди всякого сословия, положения, национальности и даже пола. Любой человек на земле имеет право на спасения.. И для того чтобы спастись вовсе не надо приходить к одной форме, системе или однообразию, а мы все должны оставаться в своей нации, в своей культуре и в своём поле. Чтобы иметь спасение не надо для этого рождаться мужчинами. Все мы разные люди и все мы индивидумы, но единство мы обретаем через Христа оставаясь в своей самостоятельности. Для Христа не важно какой мы национальности и даже какого мы пола.

Так почему же, что в Церкви разрешено мужчинам, то не разрешено женщинам?

Мужчина и женщина составляют единый человеческий род, однако мужчина и женщина предназначены в своём земном поприще к различным родам служения Богу. Вспомним, что сказал Бог Адаму и Еве после грехопадения первых людей. Адаму сказал, что он и все мужчины будут в поту добывать хлеб, а Ева и женщины в боли рожать детей. Тем самым Бог разделил  служения между мужчиной и женщиной.

Мужчина не может рожать детей, но ни кто не кричит, что это нарушение прав человека или дискриминация мужчин. Деторождение мужчине недоступно. Но это не смущает его прав, это закономерность природы. Мужчины как правило не ведут домашние хозяйства, не работают воспитателями в детских садах, потому что это не свойственно мужскому характеру. А женщина не может быть православным священником (священницей) и в этом тоже нет нарушения прав женщин.

Можно сказать, что в Англиканской Церкви женщины бывают и священниками и епископами. Да. Однако для Западного понимания священства. священник или епископ - это такой учёный человек-профессор говорящий с высокой кафедры, научающий народ и занимающийся административной работой в Церкви. Но если женщина имеет дар слова и сильна в административных вопросах, то почему бы и нет. Но в Православии всё совершается Христом Спасителем, а священник как свидетель и представитель Христа. Священник всё засвидетельствует перед Богом, не учитель и не профессор и даже не администратор, а свидетель, а учитель и администратор всех дел сам Христос. Епископ - это последователь апостольского служения, а среди апостолов женщин не было. Священником может быть только тот, кто подобен Господу по своей мужской природе.

Но и перед женщиной открыты большие возможности церковного служения, это и хор и псаломщицы и иконопись.

В христианстве женщине открыт и  ангельский путь всецело посвещающий себя Богу - это монашество. Ни в буддизме, ни в исламе женщина не может всецело посветить себя Богу как в христианстве.

В христианстве множество женщин или дев именуются "Христовыми невестами" - что значит быть мученицами пострадавшими за веру Христову. А одну Деву  Церковь воспевает как "Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим!" То есть выше всех ангелов и архангелов и выше всех творений созданных на земле Богом (выше всех мужчин), эта Дева Мария, она же Богородица.

Однако Православная Церковь имела некий один сан служения Богу в Церкви и для женщин и этот сан назывался диакониса.

Кто такая диакониса?

Диаконисы существовали в Церкви с первого по восьмой век и их служение было близко к диаконам.
Поставление диаконисс совершал епископ через рукоположение в присутствии пресвитеров, диаконов и других диаконисс. Обряд посвящения в диакониссы содержится также в канонах Первого Никейского собора (325 года), Халкидонского собора (451 года), а также в Кодексе Барберини (780 года). Изучение этого обряда привело многих современных исследователей к мнению, что он полностью соответствует таинству церкви в современном значении.

К рукоположению допускались незамужние, овдовевшие или монашествующие женщины, достигшие 40 лет (15 правило IV Вселенского собора) и после тщательного испытания. Если же после рукоположения диаконисса вступала в брак, то она и ее супруг подвергались анафеме.

Но были и другого рода диаконисы.
Диакониссы по одеянию, которые занимались делами милосердия. Согласно 19-му правилу Никейского собора женщинам, посвятившим себя служению церкви, по достижении 25 лет благословлялось носить особую одежду. Однако до 40-летнего возраста они могли оставаться в доме родителей .

С восьмого века диаконис в храмах нет.
Однако к  диакониссам по одеянию можно и сегодня  причислить сестер Марфо-Мариинской Обители Милосердия, основанной святой преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой в 1909 году.


http://www.barnaul-altai.ru/news/img/calendar/varvaraelisaveta_4m.jpg

Елизавета Федоровна была сторонницей возрождения в своей обители чина диаконисс — служительниц церкви первых веков, которые в первые века христианства поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении литургии, примерно в той роли, в какой сейчас служат иподиаконы, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. Даже на Церковном Соборе 1917-1918 годов обсуждался этот вопрос Но решить  в положительную сторону окончательно помешала Гражданская война.

В трудные годы большевистских гонений в 30-е годы ХХ-го века женщины нередко привлекались к активной церковной деятельности и богослужебной практике. Женщины часто становились старостами храмов, певчими и чтецами, что сохраняется и поныне.



http://brat.chik.users.photofile.ru/photo/brat.chik/200781998/xlarge/216084959.jpg

У некоторых архиереев иподиаконами служили несовершеннолетние  девочки (в храмах Антиохийского православного патриархата девочек-иподиаконов можно встретить и теперь).

Несколько диаконис даже имеется святых, канонизированных Церковью. Самая известная , это святая мученица Татьяна. Так же можем назвать имена святых диаконис Фива, Нонна, Олимпиада, Ксения, Фиозва, Домника.



http://iconexpo.ru/pics/p4_4167.jpg


Почему упразднён чин диаконисс?

Когда были диакониссы, не было женского монашества. Первые монахи, это были пустынники мужчины. Институт диаконисс перерос в женское монашество. Мы можем сказать, что диакониссы в храмах остались и сейчас, это певчие, уборщицы,  свещницы...  Ведь ту работу которую исполняли диакониссы, её и сегодня исполняют в храмах женщины и девушки, но при этом утратился характер церковных обетов, больше девушке не надо приносить обеда безбрачия чтобы служить как-то в храме певчей, свещницей, уборщицей... И от женщин работниц церкви сегодня, не требуется обязательной жизни при Церкви.
Subscribe

  • 17 АПРЕЛЯ ДЕНЬ ЭСПРЕССО (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КОФЕ)!

    ПОГОВОРИМ О КОФЕ ЭСПРЕССО! ==Эспрессо, это просто концентрированный простой кофе? --Эспрессо является концентрированной формой кофе подается…

  • факты о святой Бернадетт

    РАССКАЗ ФРАНЦУЗСКОГО КАТОЛИЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА О СВЯТОЙ БЕРНАДЕТТ Во Франции она одна из популярнейших святых, так как тело остается нетронутым…

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

Comments for this post were disabled by the author