filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Из высказываний современного батюшки

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101407/140720.p.jpg?0.455272258259356
Мнение протоиерея Максима Козлова.
Максим Евгеньевич Козлов, 52 года - священник Русской православной церкви, митрофорный протоиерей; профессор МДА, известный богослов, педагог и религиозный публицист. Первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ.

В 1994—2012 годах — настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ.

С 2012 года — настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной (Москва-Сити)

Зло ли компьютер?:
-Я не думаю, что тот же Билл Гейтс сознательно готовил почву для пришествия антихриста, скорее сам дух времени, само развитие событий, ведёт нас к тому, о чём говорит Евангелие, - что в конце концов история мира завершиться добровольным поклонением злу большинства людей. И в этом смысле, всеобщая компьютерная связь - возможный способ реализации такого поклонения... Компьютер, конечно, не от беса, а от прогресса, но путём прогресса мы идём в объятья беса.

Зло ли творчество по своей природе?:
-Такая уверенность возникает, потому что мы видим преимущественно произведения искусства, которые грехом изрядно загажены или искажены. Сегодня, действительно, мало что осталось непричастным к работе врага рода человеческого. Но тем не менее мы знаем, что нет ничего дурного по своей природе. Есть вещи, дурные лишь по своему употреблению.
Чем больше человеку дано талантов, тем больше с него взыщится.
Это касается не только людей творческих, но вообще одарённых - счастьем, удачей, богатством, талантами душевными.

Что такое честолюбие?:
- Это любовь к воздаваемой чести, почести.

Ограничивает ли Православная Церковь свободу творчеста и свободу  самовыражения?
-Свободу СКВЕРНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ Православие действительно ограничивает.
Нельзя выворачивать собственную душевную грязь на окружающих. Грязное можно сделать чистым только в чистой воде. В грязной воде не отмоешь то, что грязно. И описаниями порока ни когда не излечишь того, кто уже пребывает порочным.

Что такое добротА?
-Вообще Библия не знает такой добродетели как добротА, это не библейское слово. Оно возникло в эпоху просвещения как некая замена библейских добродетелей. А добрОта - это онтологическая красота подвижника, которая достигается путём очищения в нём образа и подобия Божъего от всех тех искажающих, портящих, мешающих наслоений, вносимых в человека грехом.

Приложимы ли образы классической литературы, созданными русскими писателями прошлого столетия, к современной жизни воцерковлённого человека?
-Здесь пожалуй можно вспомнить лишь Ивана Шмелёва, Мельникова-Печерского и писателей чисто духовных произведений, которые не входят в сокровищницу российской словесности. Ни Лесков, ни Писемский и тем более Чехов не были верными и последовательными отражателями церковной жизни во всей её полноте, они на неё всё-таки смотрели со стороны. Чехов и вовсе называл себя то неверующим, тонеправославным. А Лесков в последние годы был скорее толстовцем, но именно его многие считают чуть ли не единственным бытописателем церковной жизни 19 века. Хотя понятна, что она (церковная жизнь), не сводилась к анекдотическим, иногда весёлым, иногда трагикомическим ситуациям, которые описывает Лесков. К примеру , жизнь белого духавенства не была так регламентирована и зажата в такие тиски, как это можно понять по прочтении "Соборян". Она была неизмерима богата и многопланова, потому что не будь этого, не было бы Оптины пустыни, святителя Филарета Московского, святого праведного Иоанна Кронштадского... .

Отношение к Булгаковскому сочинению "Мастер и Маргарита"
-Автор сознательно привносит в известное нам Евангельское событие свою мировоззренческую оценку, которая заведомо отличается от традиционного прочтения Святого Писания, в результате чего, возникает может быть, не очень приметный или ни очень вопиющий для светского человека диссонанс, который человеком церковным воспринимается как эпотаж и кощунство.

Опасен ли для верующего человека фильм Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа"?
-Зритель который увидел кинематографический образ Спасителя - прости Господи - в эротической сцене, потом десятилетиями не сможет избавиться от этого образа во время обращения ко Христу в молитве.
Такого рода засорения нашего сознания и подсознания допускать ни в коем случае не следует - вокруг нас и так слишком много грязи.

Разве можно судить о фильме, не посмотрев его?
- Точно так же можно утверждать, что критиковать извращенцев имеет право только тот, кто сам предавался извращениям, писать о вреде наркотиков - только тот кто сам был наркоманом,  осуждать самоубийство - тот кто покончил с собой.
Совершенно необязательно человеку купаться во всей этой мерзости, чтобы потом заявлять, что это действительно мерзость.

Правомерен ли такой аргумент, как "Кому не нравиться - пусть не смотрят"?
Аргумент этот нельзя признать вполне корректным. О той же наркомании нельзя сказать : "Кому не нравиться, не употребляйте".

Можно ли человеку посоветовать смотреть фильмы ужасов?
-Фильмы ужасов не душеполезны. Всё ощущения ужаса, душевного трепета переживаем вместе с героями. Но ведь по сути это обман, иллюзия, которая захватывает нас больше, чем сама действительность, в которой и должен жить христианин. Помимо того, что впуская в себя такого рода видения и образы, мы расширяем свою душу в направлении именно к ним, и лукавы может этим воспользоваться через податливость нашей психики, через открытость её ужасному. Не дай Бог пережить нечто подобное, на уровне собственных фантазийных представлений.

О песнопении в храмах.
-Трудно представить себе всенощную, которая бы целиком прочитывалась в слух. Многие ли из нас настолько духовно сильны, чтобы молиться за таким богослужением? Однако дело даже не в том, чтобы нас слегка взбодрить, когда имеет место соответствующее повышение тона, а в том чтобы нам, часто неопытным и духовно слабым, помочь не отвлекаться, но придти в соответствующее расположение души, духа, разума.

В чём отличее национализма от патриотизма?
-Национализм ставит тот или иной народ - выше всех других народов, населяющее данное государство или даже землю. Патриотизм подразумевает любовь и уважение к национальной культуре во всей её полноте.
Однако любовь к своим национальной культуре, традициям, истории не должна противопостовляться всему доброму и светлому, что существует и в жизни других народов и культур.

Как Православная Церковь относится к революции?
--Всякая революционность чужда онтологически. Мы неразрывно связаны со всеми поколениями, живущими до нас, и ни что не может быть отброшено на свалку истории. И единственный путь развития, это как дерево растёт, добавляя всё новые ветви, но ни когда не отсекаясь от собственных корней. А любая революция принципиально настаивает на разрыв с корнями, на отрицания предыдущего социального строя, культуры, религиозности и духовности. Церковь на отрицании не стоит. Потому революцию не приемлет.

О святости святых.
-Подвижник благочестия, как и любой христианин, который находится в пучине общественного служения, не может оцениваться по тем же критериям, что и монах-пустынник. Когда мы говорим о святости человека, бывшего белым (женатым)  священником, боярином или царём, нам нужно понять, сумел ли он в тех конкретных условиях , в которые он был поставлен промыслом Божьим, пройти свой путь достойно, по-христиански.
... Святой князь Владимир, Александр Невский, Димитрий Донской... являют собой особый тип святости, свидетельствующий о том, что вопреки кипению страстей, политически жёстким реалиям жизни, всячески призывающим идти на компромиссы, можно в главном, в верности сердца, остаться до конца преданным Христу
Святость - это не награждение орденом Дружбы Народов за хорошую прожитую жизнь. А православный святой, это не Ганди с его учением о непротивлении злу насилием.
Критерий святости - это не примерное поведение, за которое ставят оценки как в школе, пять или пять с минусом, а следование правде Божьей. Даже если на этом пути человек ошибался и согрешал...
Жизнь окружающая христианина, часто бывает жестокой, и стояние за правду подразумевает противление злу. И в этом смысле  воин, сражающийся за Веру, Царя и Отечество, и убивающий на поле брани, является воином Христовым. Солдат же тешащий себя собственной жестокостью, тяжко согрешает. Но тот кто защищает Отечество или просто исполняет приказ от которого не имеет права отказаться, потому что вместо его найдётся другой кто исполнит этот приказ, тот не подлежит осуждению.

О сотрудничестве Советской власти и Церкви.
Нравиться нам это или нет, однако Советская власть являлась единственной. Пока у Церкви была возможность рассуждать, прочна эта власть или нет, она противилась её установлению. Множество духовенства и мирян, как могли, противодействовали воцарению беззакония и безбожия Но когда Советская власть утвердилась как государственная форма правления, а не как банда разбойников, тогда тот же Патриарх Тихон, исходя из того, что любая власть попущена Богом, стал искать пути, если не доброго, то по крайней мере, реалистического с ней существования...
Надо прямо сказать, если бы не было всех этих, иных из нас смущающих по форме, реверансов в сторону власть предержащих, то легальное существование Церкви в те годы было бы просто невозможно. И тогда православные в стране лишились бы возможности крестить детей, отпевать усопших, хотя бы изредка исповедоваться и причащаться, и всё это было значительно бы страшнее, чем видимая нечистота одежд, которая преобрелась из-за всех этих телеграмм соболезнований, поздравлений, докладов (Церкви в адрес Сталина).
Безусловно, за годы Советской власти Церкви пришлось принести большие жертвы ради того, чтобы она не была уничтожена. И не надо скрывать, что были священнослужители, которые в своих компромиссах с правящей Советской властью зашли слишком далеко. Они, а не Церковь должны в этом каяться.
Покояние - это индивидуальное таинство. Именно таинство, а не открытое, публичное действо совершаемое на авансцене истории. Каяться можно перед Богом, но не перед Церковью или кем бы то ни было там ещё.

Об отношениях  людей
-Ни к какому человеку нельзя относиться с такого рода симпатией, чтобы из-за этого других людей, которые относятся к нему иначе, уничижать и презирать.
Люди, естественно могут придерживаться разных политических и общественных  взглядов, но если они христиане, то не при каких обстоятельствах не должны дохадить до взаимного отталкивания.
У всех есть свободное волеизъявление.

О политике.
Можно сказать словами блаженного Августина: "Что такое государство без справедливости? Банда разбойников!"

Капитализм менее губительный чем коммунизм?
-Да. Хотя бы потому, что капитализм не предполагает такого рода подмены идеала, когда человек начинает служить некоей коммунистической идее, вместо того чтобы служить Христу. Конечно, при капитализме легко впасть в поклонение мамоне, а, как сказано в Евангелие, служить двум господам одновременно невозможно .  Но коммунизм, безусловно, опаснее, потому что он предлагает  человеку не только телесные или душевные искушения, а и как бы некую замену Бога.

О ваххабитах.
- ...Они считают себя правоверными мусульманами, призванными Аллахом возрадить изначальную исламскую традицию, то есть традицию незамутнённого агрессивного ислама, каким он был во времена пророка Мухаммеда и в первые столетия после него. Как известно, история ислама - это история вооружённой экспансии, обращения в свою веру не путём убеждения, а путём военно-политической агрессии. И в этом смысле , мы так же объективно должны признать, что в самих основах мусульманского учения, самих текстах Корана есть достаточно опор, чтобы ваххабиты считали себя гораздо более последовательными мусульманами, чем их собратья окультуренные и мирно живущии в Москве или в Казани.



Из книг  священника Максима Козлова
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author