filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Мои размышления о апостоле Фоме

http://predtecha.kiev.ua/images/articles/32141.jpeg

Святого апостола Фому называют апостолом веры и ещё самым загадочным апостолом.

Действительно прочитав в эти дни множество литературы и толкований, вопросов появляется больше чем раньше. И главный вопрос, что значит Фома БЛИЗНЕЦ.

Конечно достоверно известно, что "Фома", это было не имя, а прозвище, которое имеет перевод как "Близнец", а имя Фомы было Иуда, но уже были апостолы с этим именем и потому этот ученик Христа получает прозвище Фома по которому его все и зовут. Но что значит близнец. И вот тут мнения были, что у Фомы была близка  сердцу его сестра, которая в детстве умерла, было мнение, что Фома-Близнец потому близнец, что был очень внешне похож на Господа.

Однако в одном из литературных источников на толкование этого Евангелие от 1904 года  мы находим самое убедительное объяснение этому слову "Близнец". Перевод слова ФОМА, означает от слова ДВА и точный перевод прозвища ЧЕЛОВЕК ДВОЯЩИЙСЯ ПРИРОДЫ. постоянное переходы настроения. Человек с ДВОЯЩИМИСЯ МЫСЛЯМИ. Именно такой человек назывался МАЛОВЕРНЫЙ у которого двоились мысли. А потому ни сестра не внешние схожести с Христом тут не причём. Просто человеку были близки вера и сомнения.

Вспомним как все апостолы уговаривали не ходить Христа в Вифанию к болящему Лазарю ибо было это очень опасно. …Пойдем к нему, — кончил слова Свои Господь и сделал несколько шагов вперед. Как ни жаль было ученикам Христовым Лазаря, но идти в Иудею казалось им то же, что идти на смерть. Они остановились в нерешительности. Тогда Фома выступил вперед, сказав товарищам: Пойдем и мы умрем с Ним. Фома не задумывался — он видел твердость намерения Учителя и не хотел разлучаться с Ним в угрожающей опасности. Это было выражение сильной, беззаветной преданности. Горячие слова Фомы подействовали на прочих, и все, уже не сомневаясь, пошли за своим Учителем (Ин. 11, 1-16).

Но тут есть опять загадка и противоречие в толкованиях этой части Евангелия. Кто-то здесь видит решимость и героизм Фомы умереть вместе с Господом, призыв к остальным апостолам. А кто-то и в этом усматривает маловерие Фомы, как такая обречённость со вздохом, мол ну что же, Господь нас не послушал, тогда остаётся пойти и нам с ним умереть. Как видим трактовать  и здесь можно поразному ибо ни кто уже не знает как было это сказано с решимостью или обречённостью. Но точно известно из этих слов, что апостол Фома не верил, что Христос поможет Лазарю и тем более, что уйдёт из Вифании живым. Он как будто забыл то что видел ранее, что Христос исцелял и воскрешал... Но с другой стороны кто из апостолов как не Фома согласился идти как он думал на смерть с Господом. Он именно проявляет решимость и он говорит за всех молчавших апостолов, что ПОЙДЁМ И МЫ УМРЁМ С НИМ.  Фома выносит решение и говорит от имени всех

Но был ли Фома тем единственным апостолом, который и правда был маловерный и сомневающийся? В Евангелие апостол Фома встречается в 3-4 эпизодах. И в следующем эпизоде Фома опять говорит за всех слово МЫ. Господь сказал ,  "Куда Я иду, вы знаете, и путь знаете" . Но не ясна была для учеников речь Господа. Фома же, особенно привыкший к очевидному, не утерпел и сказал, как бы от лица всех: Господи! Не знаем, куда идешь, — и как можем знать путь? Я семь путь и истина и жизнь, — отвечал Господь Фоме, — никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его (Ин. 14, 1–7). В этих словах Господа слышен упрек Фоме за его чувственное понимание, за то, что мало разумеет Его Самого, а то бы ему должно быть понятно, куда Он идет, и должен бы он знать самый путь. И опять загадка, от себя ли Фома задал вопрос или же для всех апостолов употребив слово НЕ ЗНАЕМ (слово МЫ). Тут может быть очевидно, что Фома сказал  это так, чтобы Христос в обратном слове к нему ответил как бы для всех на вопрос куда он идёт.

Ну и самый главный эпизод Евангелия с Фомой связан с событиями воскресения Христа в которое Фома не поверил и народ за это прозвал Фому НЕВЕРУЮЩИМ.

Вечером, в самый день воскресения, Господь явился внезапно среди учеников Своих, собравшихся вместе. Двери дома были заперты. Увидев Христа, ученики испугались и в смущении думали, что это дух. Но Господь уверил, что явился к ним Он Сам, воскресший из мертвых. Не было в это время с апостолами Фомы. Вот тут интересно, что не было Иуды Искареотского, он уже удавился и не было Фомы. И опять загадка, почему не было Фомы . И опять разные версии. Одна версия, что Фома как всегда пребывал в депрессии и уединившись старался перебороть это чувство связанное с переживанием за умершего Христа.  Но может быть и так, что Фома отпал уже от веры после разочарования и потрясения узнав о смерти Христа и потому уже всех покинул.  Иуда отпал от веры и удавился, Фома  не перешёл рубикон с которого нет возврата, он как всегда мучался в сомнениях.

Когда он потом всё же вернулся, остальные ученики с живою радостью рассказывали ему, что видели воскресшего Господа. Но Фома не верил: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю А теперь вопрос, а был ли Фома единственным апостолом который не поверил в Христово Воскресение? И ответ находим поразительный, в Христово воскресения не поверили все апостолы!. Где мы это видим? А видим мы это в том эпизоде, что когда Мария Магдалина была первой   у гроба Христа и  там его не нашла, но поговорила с ангелом , пошла и рассказала  апостолам о Воскресшем Христе, апостол Марк в своём Евангелии в 16 главе 13 стихе что пишет? Он пишет, что   апостолы НЕ ПОВЕРИЛИ. А поверили когда Христос сам явился к ним воскресший, но среди них не было Фомы . А потому когда Фома сказал, что он не поверит пока сам не потрогает раны от гвоздей у Христа своими пальцами, он выразил такое же неверие, как и другие апостолы не поверевшие Марии Магдалине и это неверие Фомы ни сколько этого апостола не унижает перед другими, которые ранее не верили так же

По прошествии семи дней, когда опять все, и Фома в том числе, были вместе, явился Христос. «Поднеси сюда свой перст, — обратился Он к Фоме, — и посмотри на Мои руки, поднеси руку свою и вложи в ребра Мои, — и не оставайся в неверии, но верь». Вот именно через слова  "И не оставайся в неверии" мы и видим ясно, что апостол Фома уже встал на путь неверия. Это ещё одно наше подтверждение, что из-за неверия, отпадения от веры могло не быть Фомы в первое явление Христа апостолам. Не оставайся не верным, говорит апостолу Фоме Христос.

Фома с радостью и благоговением смотрел на Господа. Он конечно же забыл свое желание осязать своими руками божественные язвы и только мог исповедать: Господь мой и Бог мой! Тут опять загадка, правда ли Фома не потрогал язвы Господа. Слова Христа одержали победу над сердцем Фомы. Евангелисты не указывают ни где, что Фома потрогал Христа или удостоверился прикосновениями, потому что скорее всего такого не было. Такое мы можем видеть только на картинах западных художников. Но Фома сказал "Господь мой и Бог мой!" и через эти слова он исповедовал веру в Бога. И исповедал её сильнее других апостолов, которые называли Христа Сыном Бога и Господом, а апостол Фома сказал "Ты Бог мой!". Исповедание Бога! Апостол Фома всем показал, в том числе и нам, что Христос Бог, одно из лиц святой Троицы. Он признал божественную сущность Христа и кто теперь может посметь отвергнуть то, что признал апостол Фома? Это очень важные слова апостола Фомы.

Но Господь кротко ему заметил: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 19–29). Здесь Господь говорит о всех нас верующих, что блаженны мы не видевшие Его, но уверовавшие в него. Это такой лёгкий упрёк апостолу Фоме  за то, что он пожелал иметь более осязательные доказательства Воскресения Христова, чем те которые соблаговалил дать людям Бог.

Как видим много загадок, много толкований связанных с именем Фомы. Можно по разному понимать слова и дела апостола Фомы и наверное потому не случайно в народе он называется самым загадочным апостолом. Зато сколько много своими вопросами он даёт нам разьяснений через слова Христа к нему!

Фому называют ещё апостолом веры. Кто повесил ярлык на апостола, что ФОМА НЕВЕРУЮЩИЙ, тому просто надо вспомнить, что апостол в свете Христовой веры просветил Индию и там за веру отдал свою жизнь, приняв мученическую смерть. А потому наоборот, нам надо просить у апостола Фомы хоть немного той веры, которая была у него, чтобы мы могли быть такими же преданными и верными Христианами , каким был апостол Фома.
Subscribe

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author