filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Читаем Евангелие вместе за 17 и 18 ноября



О чём говорится в Евангельском чтении сегодняшнего и завтрешнего дня  (вторника и среды, 24 недли по пятидесятнице). Открываем Евангелие от Луки 11 глава, 34-46 стихи.


34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
36 Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.
37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.
38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.
39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.
42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.


В первой части текста разговор идёт о чистоте ока. Не зря же есть поговорка, "Глаза - это зеркало души". В самом деле по глазам очень много можно сказать о внутреннем мире человека. Чистое око (глаз), это чистый и открытый взгляд, тёмное око, это злой взгляд, расплывчатый.

Давайте посмотрим на любой предмет и мы свои глаза , зрение концентрируем именно на этом предмете и не замечаем предметов и вещей находящихся рядом. А теперь постораемся посмотреть на два предмета одновременно. Да, мы их видим, но уже не так чётко, а как бы туманно и расплывчато.

Вот так туманно и расплывчато человек смотрит , когда в этой жизни он желает увидить мирское и духовное. Человек не может жить одновременно мирским и духовным. Если он так будет стараться жить, то в итоге он всецело не увидит ни полноценной мирской, ни духовной жизни, он будет обманывать всех, и себя, и окружающих и Бога. В мирской жизни правит зло и нельзя сразу служить Богу и Момоне и усидеть на двух стульях. У таких людей будет много несчастья.

Честнее выбрать одно из двух, или служить мирскому богатству или же богатству духовному. Нужно полным взглядам смотреть на то, что тебе ближе. И если мы будем двумя глазами, открытым взглядом смотреть на духовное богатство, тогда и наше тело светло будет.

Далее мы читаем, как один фарисей пригласил Господа на обед и Господь пришёл к нему.

Кто такой ФАРИСЕЙ? Вообще, фарисей, это не просто человек, ханжа и лицемер, а ФАРИСЕИ, это люди религиозно-общественного течения  Иудеи. Это даже выходцы древнееврейских философских школ. Учение фарисеев лежит в основе современных ортодоксальных иудеев. И это ни какое-то оскорбительное было слово, "фарисей" переводиться как "отделившийся", "обособленный". Отделившийся от чего? От грешного общества, чтобы быть ближе к Богу! То есть быть фарисеем для фарисеев было очень уважительно.

Но была и вторая группа людей Иудеи, которые называли себя САДДУКЕИ, это были противники Фарисеев и вот они неувожительно фарисеев называли "отщепенцами", ещё были ЕССЕИ. То есть . мы видим, что древние иудеи они не были едины, были три школы философского направления, Фарисеи, Саддукеи, Ессеи.
Фарисеи  - это люди, вышедшие из глубины народной массы и поднявшиеся на её поверхность благодаря своему умственному развитию. Фарисейское движение сформировалось в борьбе против контролировавших храмовый ритуал саддукеев.

Признавая, подобно саддукеям, неизменяемость Божественного закона, они, в противоположность им, считали, что закон существует для того, чтобы его добросовестно исполняли, однако, основная цель законодательства — служить благу людей. Лозунгом фарисеев было: «закон для народа, а не народ для закона».

Так вот у Фарисеев был закон перед обедом омывать тело или хотя бы руки. С древности, этот закон дошёл и до нас. Перед обедом мы все моим руки чтобы смыть грязь. Но у Фарисеев. это омовение имело другое значение, духовное, ритуальное. Если Фарисей бывая на улице или на рынке дотрагивался до предмета с которым контактировал Саддукей, то считалось, что Фарисей духовно осквернился и ему надо омыть себя водой прежде чем сесть за стол.

Конечно, омыть руки это похвально, но вскоре этот обычай оброс религиозными предрассудками, где речь шла уже и о количестве воды, и о способе умовения и о числе умовений.... Фарисейство переросло в секту. Дело дошло до того, что фарисеи все свои предписания строго соблюдали, а заповеди Бога постоянно нарушали. И на заповеди внимания обращали меньше , чем на  то же умовение рук.

И вот приходит в дом Фарисея Господь и сел за стол не умыв рук. Фарисей удивился. А Господь тогда и говорит "Вы фарисеи, внешне чаши и блюда очищаете, а внутренность Ваша  исполнена хищения и лукавста. Неразумные! Не Тот же ли кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?"

Господь даёт понять, что для фарисеев важно всё соблюдать внешне, но внутренне, то, что не видимо на людях уже фарисеям  не важно. Как пример приводится чаша, но ведь человек, он тоже имеет внешне тело и внутренне душу. И для фарисея куда важнее омыть тело, чем очистить душу. А разве и тело и душу создал не один Творец, Бог?

И вот действительно, как часто мы с Вами заботимся только о внешнем. Боимся чтобы нас не осудили, чтобы всё сделать правильно, чтобы чисто одеться на люди, а что внутри ... ни кто не видит.

Это очень похоже на людей, которые внешне соблюдают все праздники и традиции. Приходит Христово Рождество и все знают сколько каких блюд на стол поставить. Приходит Пасха, все пекут куличи и красят яйца чтобы удивить гостей за столом красотой пасхального стола! Намываем дома, красиво одеваемся... Но кто  искренне помолился вспомнив историю праздников? Кто очистил свою душу через покаяние и причастие? Увы, много таковых, кто праздники Христовы празднует внешне, даже не заходя в храм. Это современное фарисейство! Это то, против чего так выступал Христос!

Не должна внешняя чистота идти в ущерб чистоты внутренний. Фарисеи мыли руки перед обедом и не заботились, чтобы их душа, более драгоценная перед Богом чем тело, была бы чистой.

Мы знаем, что душу очистить можно покоянием. Но Господь даёт нам ещё одну возможность для очищения души, это МИЛОСТЫНЯ. Что такое милостыня? Это подаяние!
Добровольная раздача (пожертвование) своих денег, пищевых продуктов, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным). Как правило, акт подаяния совершается по моральным и религиозным причинам. В Евангелии сказано : Блаженны милостивые, и́бо они помилованы будут. Или Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.

Православный христианин должен совершать щедрые подаяния бедным, чтобы чрезмерно не привязываться к временному своему накопленному материальному благополучию на земле, но всецело устремлять свой взор к Богу и подражать Ему — Источнику всех благодеяний для праведных и неправедных, добрых и злых.

Тем самым Господь нам прямо говорит, что через милостыню, через милость и дела милосердия, мы тоже можем очиститься, очистить свою душу.

Есть люди, которые не ходят в храм на исповедь и вот тут самое время вспомнить и подумать, а какие дела милосердия мы сделали? Кому мы помогли? Или мы осудили оговорами, куда это милость пойдёт! Не важно кто на какие цели потратит вашу милостыню, человек дающий не должен об этом думать, то что вы даёте милостыню, это замечает Бог, а дальше уже не ваша забота, на что она будет потрачена тем, кому вы дали.

Далее мы читаем, что Господь произносит грозную обличительную речь вновь направленную на фарисеев. Ведь фарисеи соблюдали все законы и милостыню они тоже давали. И эта милостыня была не в копейках, а был закон явно указывающий на выделения со своего заработка и дохода десятины, то есть 1/10 от того что человек имел, он должен был отдать синагоги. Это обязывал закон фарисеев и не только фарисеев, а всех иудеев.

Куда шла эта десятина? На содержание синагог и на жизнь ЛЕВИТОВ. Кто такие Левиты?  Левиты -
часть евреев, представители колена Левия. В широком смысле слова называются все потомки Левия, в том числе коэны (священники). Из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в переносном храме — Скинии, а позднее — в Иерусалимском храме.  Проще говоря, левиты, это были служители Бога при синагогах. У них были очень строгие уставы, они не ели мяса, не пили вина, не стригли волос, отрицали все мирские удовольствия. Принято даже считать левиты были как бы прообраз современного монашества. Это были уважаемые в духовной жизни люди, служители Бога. И вот ливиты синагогою содержались от денег тех же фарисеев, которые платили десятину как и все иудеи.

А раз в три года, по закону собиралась со всех иудеев ещё одна жертва, которая шла на содержание бедняков и сирот. И здесь все иудеи и фарисеи в том числе должны были вносить десятую часть того, что они выращивали для пропитания на своей земле. Речь идёт о плодах овощей и фруктов. Закон не обязывал давать в жертву 1\10 часть огородней травы. Однако Фарисеи вместе с плодами овощей и фруктов давали и десятину травяных растений, таких как мяту и руту. Фарисеи желали как можно точнее исполнить и этот закон, мол если давать десятину от всего что выращивается, то буквально со всего что растёт. Они делали это без всякой корысти, что бы Бог это увидел и оценил!

Но Господь говорит... "Горе вам фарисеи"... Горе за то, что даёте такую мелочь, как траву, а более важные законы связанные со справедливостью ( на пример судейскую) не исполняете. Нет любви к ближним своим, а значит нет любви к Богу. Эта милостыня, этот закон  десятинный, опять же, это внешнее проявление заботы к человеку, а что при этом в нутри, ни кто не знает!

Горе вам фарисеи, что любите в синагогах стоять перед людьми в передних рядах, любите приветствоваться, показывать себя... Я действительно знаю людей, которые идут в храм показать себя. Одна женщина так и сказала : "В моей той Церкви в шляпе не разрешают молиться, там все в платках, но я женщина видная, меня все знают, как же могу в платке перед всеми появиться, вот потому я пошла в ту другую Церковь, потому что там можно молиться в шляпе и публика там более видная!" И эти слова говорит женщина, которая может часами цитировать Библию считая, что она верующая. Вот опять же пример современного фарисейства.

Современное фарисейство и давать милостыню в виде гуманитарной помощи пострадавшим районам соседних государств, ради похвалы и газетной заметки и не видить тех людей, которые страдают от бедноты здесь же рядом, под самым носом.

Господь  говорит, что горе этим же людям, за их дела и поступки. Причём эти дела фарисеев они же в действительности могут показаться как дела добра и милосердия. Однако, эти все дела направлены на прославления самого себя, на то чтобы это все заметили и увидели, чтобы оценили и похвалили. Здесь впереди стоит не милосердие, а самодовольство.

Господь  говорит, что горе таким людям. Что они больше грешат, чем оказывают милосердия. Этим они губят, а не очищают свою душу. Хотя казалось бы, что в действительности фарисеи исполняют предписанный закон. И Господь как бы равняет в одну линию фарисеев, книжников (людей составляющих и исполняющих законы синагоги) и лицемеров! То есть Господь не делает разницы между теми фарисеями которые и исполняют приписанные законы и теми книжниками, кто их пишет и составляет для всех и между лицемерами. Господь даёт понять, что всё это ЛИЦЕМЕРИЕ.

Что такое лицемерие?
Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

Ведь христианству чуждо лицемерие. Вот чему учит Евангелие и Библия:

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Даже в Исламе, лицемерие считается ещё большим грехом, чем неверие. Неверующие в Бога не верят, а лицемеры Бога обманывают.
В Иудаизме лицемерие является отрицательным и непристойным поступкам. Как говорят иудеи, лицемерие, это когда слова и мысли (уста и сердце) идут в рознь, в разные стороны, когда в уме и в сердце нет согласия.
Богобоязненный человек открыто признаёт правду и говорит правду в своем сердце.

Господь таких фарисеев и лицемеров сравнивает со старыми гробами, с древними захоронениями. Это стоит понимать, что порядочный человек встречаясь с фарисеем-лицемером может много и долго говорить с ним о духовном, видеть его внешнюю сторону, и не замечать, что в нутри кроется гниль и пустота, но эта пустота так закрыта от собеседника  лицемерием, как порой на заброшенном кладбище закрыты от наших взоров старинные могилы. А в том древнем мире, иудеи осквернялись от соприкосновения с могилой, потому невидимое захоронение на которое можно было наступить, представляло духовную опасность...опасность замараться, осквернится. Вот так же мы можем осквернится и духовно замораться от лицемера.

И вот один законник слушая такое слово Господа не выдержил и говорит, "Учитель ты нас злишь, ты нас оскорбляешь своей речью"... Но Господь не останавливаясь обличает и его со всеми законниками вместе..."Горе вам законники, что налагаете на людей свои законы, а сами и пальцем своим не дотрагиваетесь до них!".

Господь даёт понять, что составить и написать для народа закон легко , но его нужно ещё выполнить. А то фарисеи и книжники требуют строго, чтобы народ исполнял ими писанные законы, а сами делают что хотят и не стесняют себя рамками этого писанного закона!

Разве многие современные руководители и политики не так поступают? Да что там политики... Однажды я слушал проповедь одного протоирея православной Церкви и он открыто сказал, что задача духовного пастыря наставить людей на правильный путь, но сам пастырь не обязан исполнять то, к чему призывает свою паству!!! Честно говоря, большего лицемерия от духовных лиц чем эти слова, мне слышать не приходилось. Вот они современные фарисеи  в духовном сане, которые уже даже ни как не пытаются скрывать своё лицемерие.

К сожалению, если подумать, то во всех указанных нам в Евангелии пороках повинны и мы. У каждого из нас найдётся форисейство и лицемерие.

Нам нужно убоятся Божьего гнева, возвещающего нам горе, и каждому из нас за наше лицемерие и фарисейство нужно принести плоды  покаянные .

и.Филарет

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author