filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

1906 год, встреча в Двинске Витебского епископа и освещение Борисо-Глебского собора.

Поздней ночью с 23 на 24 ноября 1906 года   в Двинск прибыло Его Высокопреосвященство, Преосвященнейший епископ Полоцкий и Витебский  Серафим (Мещеряков) и его Священная Архиерейская Свита:
1. Настоятель Маркова Свято-Троицкого мужского Витебского монастыря, архимандрит, Его Высокопреподобие Пантелеимон.
2.  Настоятель Витебского кафедрального собора, Его Высокопреподобие протоиерей Алексей Матюшенский.
3. Миссионер из города Полоцка, Его преподобие иерей Фёдор Борнуков.
А так же протодиакон, два иподиакона, келейник, пономарь и жезлоносец, все из Витебска.
Всего в Священной свите прибыло 10 церковнослужителей.

Ночью на Двинском вокзале их встречали: специально прибывший из Краславы благочинный протоиерей Александр Петровский и настоятель Двинского Александро-Невского собора протоиерей Пётр Белявин и всё духовенство Двинска, а так же уездный начальник И.А.Гнедовский и начальник полиции Двинска, господин Розенталь., а так же староста Двинского собора А.М.Пашковский. После встречи всем был предоставлен ночлег в двух гостиницах города.

24 ноября визит вежливости в 9.00 утра епископу нанёс мэр Двинска  А.Я.Пфейффер.

В 10.00 епископ Серафим в сопровождении протоиерея Петра Беллавина и начальника полиции Розенталя прибыл в собор Александра Невского. У входа в собор военный оркестр исполнил гимн "Коль славен". Зазвонили колокола. Епископ окропил себя святой водой и вошёл в собор. Епископ благословил собравшихся и выразил радость, что Бог сподобил его посетить Двинск и паству сего града.  После чего к епископу обратился настоятель собора протоиерей Пётр Беллавин, он назвал визит епископа исторически необходимым событием для Двинска, так как народ упал духом от нищеты и не желает посещать храмы.
Епископ прочитал молитву за Российского Императора Николая Второго, за православное епископство, воинство Российское, за народ Двинска и за православных христиан всего мира. После чего епископ просил всех искать утешение в храмах Божьих. Выйдя из собора епископ ещё раз обратился к воинству Двинска с призывом служить на славу Царю и Руси. Потом епископ просто беседовал с людьми на улице в непринуждённой обстановке.

В 12.00 епископ с духовенством отправился в Реальное училище. Высоких гостей встретили директор училища П.А.Орлов и духовник училища священник Василий Воробъёв. Епископ по отдельности поговорил и благословил каждого ученика. А только одних мальчиков было более 1.000 человек, все они были в одинаковой сшитой серой форме.

В 13.00 епископ посетил женскую гимназию. Гостя встречали директор А.Ф.Князев и заведующая А.В.Потриковская, а так же духовник, отец Фёдр Румянцев. На встречу с епископом пришло 220 учениц, 70% из которых были католички и еврейки. Девочки епископу пропели молитву "Достойно есть" и каждая по одной подошла поговорить с епископом. Епископ призвал девочек к чувствам жалости, любви и состраданию.

Далее епископ посетил две частные школы, госпожи Савицкой и госпажи Броэрской. А после школ отправился с визитом к городскому инспектору по образованию А.К. Олешкевичу. После чего отправился в Гайок и посетил Церковную школу.
Епископ подчеркнул, что в Двинске из 5 школ которые он посетил в 4  школах очень высокое образование и только частная школа Савицкой знаниями не порадовала.
С Гайка епископ отправился в тюрьму "Белый Лебедь" и посетил заключённых.

В 15.00 епископ прибыл с визитом на православное кладбище. Там он прочёл молитву за усопших.

В 16.00 епископ прибыл в Успенскую Церковь на Новом Строении, где его встретил настоятель отец Гавриил Челпанов и отец Пётр Борнуков прибывший из Полоцка. Там епископ побеседовал с детским хором и  супругой батюшки Гавриила. Выразил благодарность батюшке, что в течении года он смог в своей Церкви перекрестить 48 староверов. В свою очередь отец Гавриил Чепланов рассказал, что он обратился с жалобой в управление Двинской полиции с недоумением в том, что староверы за дамбой в Гайке самовольно на моленной соорудили купол с крестом и вот уже на протяжении двух лет смущают православных тем, что теперь моленная очень похожа на православный храм. А полиция отклонила жалобу посчитав, что купол украшает фасад и православным надо смириться, хоть во всей Царской России нет ни одной моленной с куполом ( они появились с 1914 года, на 11 лет позже чем купол появился в Гайке). Епископа это озадачило.

В 16.30 епископ приехал на обед в гостиницу. Обедал в окружении городской думы.

В 18.00 епископ прибыл в Александро Невский собор, но расстроенный выходкой староверов Гайка установившим купол, почувствовал сильную головную боль и покинул собор, благословив закончить службу священнику из Краславы Александру Петровскому.

В 21.00 усталый Владыко прибыл в дом соборного батюшки Федора Румянцева и отужинал в кругу его семьи.

В 22.00 епископ отправился в гостиницу на ночлег, но у гостиницы собралось много староверов и евреев, которые пришли посмотреть на православного епископа и задать ему свои вопросы. Не смотря на поздний час, епископ всех выслушал.

25 ноября в 10.00 епископ прибыл в собор Александра Невского отслужить литургию в день памяти Святителя Иоанна Милостивого Патриарха Египетского. Ему сослуживали 11 священников
1. Архимандрит Пантелеимон из Витебска
2. Фёдор Борнуков из Полоцка
3. Александр Петровский из Краславы
4. Стефану Купалов из Липинишек
5. Савватий Хлудок из Малиновки
6. Пётр Беллавин из Двинска
7. Николай Игнатович из Двинска
8.Василий Воробъёв из Двинска
9. Фёдор Румянцев из Двинска
10. Иллариона Пирагов из Двинска
11. Алексей Матюшенский из Витебска.
Епископ благословил в чтеца жителя деревни Липенишки Василия Тараткевича.
Народу было так много, что в собор все войти не смогли. Епископ поблагодарил хор за отличное пение и высказал сожаление, что не все смогли вместиться в собор и увидеть красивую службу. Епископ даже высказал предложение расширить собор, но позже осмотрев его убедился, что это невозможно.

Обедать епископ пожелал скромно у батюшки Иллариона Пирогова, где потом и прилёг отдахнуть.

В 15.00 епископ отправился на званный обед в мэрию Двинска. Там собрались все священники, все члены гор.думы и все Двинские генералы. Генерал в отставке барон Дризен преподнёс епископу в дар 2х метровый партрет Императора Николая Второго. а дворянин И.М.Плец, депутат гор.думы подарил архимандриту Пантелеимону икону святой Троицы.

В 18.00 епископ вновь прибыл в Александро Невский собор, но он уже не служил, а прослушал как служит батюшка Фёдор Румянцев.

В 21.00 епископ с 13 священниками пожелал выехать в Резекне, куда и прибыли в 22.00

На другой день в Резекне епископ служил, награждал, откушал с администрацией города, катался на карете, нанёс визит к помещику Кароулову в имение Адамово что в 8 км. за городом и поужинал с мэром Флоренцем.

Сразу после ночного обеда в 1 час ночи епископ пожелал посетить Лудзу! не смотря на все уговоры от отдыха и сна он отказался. Отъехали на коретах в 2.00 ночи и в 3.00 в Лудзе епископа встретили три местных священника и супруга мэра города А.М.Арцимович. Епископ признался, что не был тут 5 лет и в подарок привёз 700 книг и сообщил, что утром здесь он желает отметить День рождение Императрицы Марии Фёдоровны Романовой. Благословив готовиться к торжеству под утро сам епископ пошёл почивать.

Утром отслужл молебен в честь императрицы и нанёс визит мэру  Н.Ф.Билину, а потом банкиру В.П.Белинскому, епископ в 17.00 решил вернуться в Резекне, а оттуда неожиданно для всех в 20.00 ещё раз решил посетить Двинск.

27 ноября в 23.00 епископ Серафим Мещеряков повторно торжественно въехал в Двинск. Этот визит был вызван освещением Борисо-Глебского собора!

28 ноября 1906 года в 10.00 епископ Серафим в окружении 17 священников и 20 дьяконов прибыл на площадь перед Борисо-Глебским собором где собрались сотни военных офицеров, а оркестр играл военные марши.
Епископ  заметил, что собор Бориса и Глеба  занимает одно из первых мест по красоте во всей Руси.
При освещении собора пел военный хор.

После освещения собора, епископ отобедал с генерал-лейтенантом Топорниным и генерал-лейтенантом Гарнаком и полковниками Двинска. На обед был приглашён барон  Дризен

В 22.00 епископ засобирался на вокзал, чтобы на паровозе уехать домой в Витебск. Отец Пётр Беллавин просил Владыку Серафима оказать посильную финансовую помощь батюшкам Стефану Купалову из Липинишек и Василию Назоревскому из Шкельтово, которые не могли прокормить своих детей из-за страшной нищеты в семьях, а так же просил помочь псаломщику Андронику Сченсновичу у которого учится дочь в Илуксте от Рижской Епархии и нечем платить за учёбу. Епископ обещал тщательно изучить эти вопросы и обследовать ситуацию и на основе изучения принять справедливое решение.. Так же отец Пётр указал епископу, что все храмы Латгалии находятся на грани разорения и бедноты, а потому просит отменить Церковный побор и финансово помочь храмам Гравёр, Шкельтово, Ерсики, Репинишки и Ужвалда, а так же Двинской Успенской Церкви и Борисо-Глебскому собору. В помощи не нуждался только Александро Невский собор, где числилось 536 прихожан плативших  десятину. Епископ выслушал и обещал положительно рассмотреть.

В 22.00 епископ прибыл на Двинский вокзал. Военный хор запел "Боже Царя храни". После чего в честь Владыки было произнесено многократное "Ура!" и военный оркестр заиграл марш . Растроганный Владыка Серафим покидал Двинск со слезами благодарности!

(Из газеты "Новая жизнь" 1906 года выпуска.)

 БИОГРАФИЯ ВЛАДЫКИ Серафима

Мещеряков Иаков Михайлович родился в крестьянской семье 18 марта 1860 года в с.Хлыстовка Пензенской губернии.
В 1881 году он окончил Пензенскую классическую гимназию и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
13 октября 1884 года Иаков Михайлович принял монашеский постриг с именем Серафим, а через две недели - 28 октября 1884 года – был рукоположен во иеродиакона. Перед окончанием Духовной Академии, 8 мая 1885 года о.Серафим был рукоположен во иеромонаха.
В 1885 году иеромонах Серафим защитил степень кандидата богословия и 15 сентября того же года был назначен смотрителем Холмского духовного училища. Уже в 1888 году он был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Холмской духовной семинарии.
Через пять лет, в 1893 году, архимандрит Серафим был назначен ректором Тифлисской духовной семинарии и состоял членом Грузинской Имеретинской синодальной конторы.
После окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии прошло всего тринадцать лет, когда 23 августа 1898 года архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии.
Наряду с административным служением Церкви, епископ Серафим не оставлял и научных трудов - в 1899 году за свой труд "Прорицатель Валаам" он был удостоен степени магистра богословия.
Успехи епископа Серафима в церковном управлении были отмечены орденами святого князя Владимира II, III и IV степеней, орденом святой Анны I степени и орденом святого Александра Невского.
Почти десять лет - с 4 июня 1902 года по июль 1911 года епископ Серафим возглавлял Полоцко-Витебскую кафедру. За это время жизнь Православной церкви на Полоцко-Витебской земле достигла, пожалуй, высшей фазы своего развития, став своего рода эталоном для последующих поколений: постоянно открывались новые приходы, бурно развивалось духовное образование, состоялось историческое перенесение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк.
С 25 июля 1911 года архиепископ Серафим управлял Иркутской и Верхоленской кафедрой, а с 11 декабря 1915 года он был уволен на покой с местопребыванием в Красноярском Успенском монастыре. В 1916 году владыка Серафим был назначен настоятелем Николо-Бабаевского монастыря Костромской епархии и нес это послушание в течение шести лет.
В 1922 году владыка Серафим был назначен на Костромскую кафедру. 16 июня 1922 года он уклонился в обновленческий раскол, подписав вместе с архиепископом Евдокимом (Мещерским) и митрополитом Сергием (Страгородским) воззвание о признании канонического достоинства Временного Церковного Управления.
В 1922 году архиепископ Серафим был назначен обновленческим митрополитом Могилевским и Белорусским, но православный народ, который еще помнил его дореволюционные заслуги в деле церковного управления, не принял такой перемены. В итоге, в начале 1924 года владыка Серафим был переведен на должность митрополита обновленческой Нижегородской епархии.
Наконец, 29 августа 1924 года владыка Серафим принес покаяние и был принят в Патриаршую церковь в сане архиепископа.
Это был акт христианского мужества и реакция на такой поступок была незамедлительной: архиепископ Серафим был арестован 25 сентября 1924 года и осужден 19 июня 1925 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР к двум годам заключения в Соловецком концлагере.
До Соловков владыка любил пышные выезды, приемы высокопоставленных посетителей, и, казалось, ему трудно будет примириться с новой жизнью. Однако в обстановке лагеря заключенных, этот маленького роста старик был розовым, здоровым, покойным и довольным. На обычный вопрос: «Как вы поживаете?» он отвечал улыбаясь: «Только теперь я и живу». В заключении владыка служил сторожем лагерных складов и здесь он умудрился написать доклад о догмате Искупления, который и читал впоследствии на воскресных собраниях соловецкого духовенства.
После освобождения из концлагеря, с 12 июля 1927 года по 10 февраля 1928 года архиепископ Серафим управлял Тамбовской епархией.
С февраля 1928 года владыка Серафим начал служение на Кавказе, управляя Ставропольской епархией. 19 апреля 1932 года он был возведен в сан митрополита Ставропольского и Кавказского и руководил всеми епископами Патриаршей церкви Северо-Кавказского края.
Но уже 17 января 1933 года митрополит Серафим был арестован в городе Кропоткин Краснодарского края.
Ему было предъявлено следующее обвинение: «Мещеряков, Яков Михайлович, он же князь Мещерский, тайный митрополит на Северо-Кавказском крае ... Обвиняется в том, что:
а) Будучи руководителем-председателем нелегального «Южно-Русского Синода» - центра всего церковно-монархического контрреволюционного движения на Северо - Кавказском крае, создал контрреволюционную церковно - монархическую повстанческую организацию, руководимую из-за рубежа "Братством Русской Правды", а именно митрополитом Антонием Храповицким.
б) Под его непосредственным руководством была создана повстанческая база для вооруженной борьбы с советской властью и филиалы названной организации на Черноморском побережье...
в) Под его непосредственным руководством велась активная подготовка к террористическим диверсионным актам.
г) Под его руководством организацией велась активная контрреволюционная работа по развалу колхозов, организации саботажа, хлебозаготовок и сева.
д) Им, как руководителем организации, были созданы тайные пещерные церкви, монашеские скиты в определенных стратегических пунктах по линии железнодорожной магистрали, которые являлись убежищем для беглого контрреволюционного поповского, монашеского, белогвардейского элемента и повстанческими базами организации».
Абсурдность обвинений очевидна: митрополит Серафим не делал тайны из своего церковного служения на Кавказе, он был выходец из простой крестьянской семьи и не имел никакого отношения к княжескому роду Мещерских, вдобавок владыка не принимал никакого участия в деяниях Южно-Русского Синода, находясь в то время далеко от юга России.
Тем не менее, постановлением Тройки при ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю и ДССР от 7 мая 1933 года митрополит Серафим (Мещеряков) был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 11 мая 1933 года в городе Ростове-на-Дону. Место его погребения неизвестно.
В 1990 году, по прошествии почти шестидесяти лет забвения после безвинной кончины, владыка Серафим был реабилитирован прокуратурой Краснодарского края.

Subscribe

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

  • ИРКУТСК ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

    Иркутск - столица Иркутской области , Россия . Население 623 тыс. человек Иркутск, это большой город,, промышленный и торговый центр, военный…

  • ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК - ПРИМЕР СОВРЕМЕННОМУ ХРИСТИАНСТВУ

    В прошедшее воскресенье и затем в понедельник, церковь праздновала День памяти Иоанна Лествичника. В то, что он в 20 лет принял монашеский…

Comments for this post were disabled by the author