filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Отличия икон Знамения Богородицы


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/20/Znamenie_ikona_Novgorod.jpg/375px-Znamenie_ikona_Novgorod.jpg
Икона Оригинал Знамение Новгородская.
Икона имеет размеры 59 на 52,7 см. Образ является двухсторонним (на обороте — изображения праведных Иоакима и Анны, стоящих в молении перед Иисусом Христом), имеет древко то есть представляет собой выносную икону . В XVI века живопись иконы была поновлена (возможным мастером называют архиепископа Макария, будущего митрополита Московского ). От первоначальной древней живописи сохранились только фрагменты мафория и платья Богородицы и медальона вокруг образа младенца Иисуса. Изображение на обороте иконы полностью сохранилось в древней живописи.

Соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.


http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2010/12/49352.jpeg
Новгородская икона Божией Матери «Знамение» представляет собой погрудное изображение Пресвятой Богородицы, молитвенно подъемлющей Свои руки. На груди Ее на фоне круглой сферы – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. В левой руке Христос держит свиток – символ учения. На полях иконы представлены – святые Георгий, Иаков Перский, отшельники Петр Афонский и Онуфрий (или Макарий Египетский).

Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди относится к числу самых первых Ее иконописных образов и восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы. Другие греческие названия этого иконографического типа – Богоматерь «Эпискепсис», «Платитера» – «ширшая небес», «Мегали Панагия», именуемая на Руси «Великой Панагией» что значит "Великой иконой Богородицы" или «Орантой». 


http://3.bp.blogspot.com/-1Ph5vCW04EE/TdfY3awITZI/AAAAAAAAAIQ/K0zOjJPAE3Q/s1600/%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%25D1%258B%25D0%25BC%25D1%258F%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B95.jpg


«Богоматерь Знамение» является сокращённым вариантом представленной в полный рост «Великой Панагии», её особенность – поясное изображение Богоматери.


Древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением Предвечного Младенца в круге на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве. Например, в усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку.

http://shulika-art.kh.ua/staty/9/9.jpg
Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

На Руси иконы Божией Матери, представляющие собой данный иконографический тип ОРАНТА , появились в XI – XII веках, и стали называться «Знамение» после чуда от Новгородского образа, который, кстати сказать, был самым ранним примером этого иконографического типа среди икон. Эти образы могли существенно отличаться от их новгородского прототипа.

http://p-blagovest.ru/upload/image/oranta.jpg

Так, в ярославской иконе Оранты «Великая Панагия» (около 1224 г., ГТГ) Богородица представлена в полный рост, а под ее ногами написан коврик-орлец , не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа.

http://mail.pereprava.org/uploads/posts/1311573731_bgvvb.jpg

На другой древней иконе начала XIII века из Ярославля – «Богоматерь Воплощение», в отличие от новгородского «Знамения», Младенец благословляет двумя распростёртыми руками. От близкого по характеру «Знамения» «Богоматерь Воплощение» отличает отсутствие медальона вокруг полуфигуры Младенца Христа. Эти иконографические особенности двух древних типов сохранялись во всех иконах-списках, а также в изображениях на предметах церковной утвари и в лицевом шитье.

Образ Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии (на Руси – изображение Богоматери в апсиде церкви Спаса на Нередице 1199 года).

Иконографический тип Божией Матери «Знамение» соотносился с темой чудесного предзнаменования Воплощения Христа, которое описано в пророчестве Исайи (Ис. 7.14): «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил», цитируется в Евангелиях (Мф. I:23, Лк. I:31) и гимнографии («И чрево Твое бысть пространнейшее небес» – так величается Богородица в Акафисте). В цитируемых словах открывается тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек.

http://rm-hv.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386665493_ib2364.jpg

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери является изводом образа Пресвятой Богородицы «Знамение». Написана в 1879 году одной из сестёр Серафимо-Понетаевского монастыря Нижегородской епархии – Клавдией Войлошниковой. Икона шесть лет стояла в письмоводительской келье, но после того как в 1885 году на образе появилось необычное просветление, была перенесена в церковь. Многие больные после молитв перед образом Богородицы стали получать исцеления. Специально назначенная комиссия случаи чудесного исцеления подтвердила.


http://rm-hv.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386664926_ib3186.jpg

Знамение Курская Коренная икона Божией Матери
В конце XIII века, 8 сентября 1295 года, как гласит предание, в окрестных лесах под Курском, в корнях дерева Пресвятая Богородица явила свой лик одному благочестивому мужу. «... И увидел он близ реки Тускари в полугоре? у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Увидев это, муж поставил честно обретенную икону в дупло дерева, а сам тогда же объявил о сем православном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей выше упомянутого места часовню и, поставив в нее чудотворную икону, возвратились в мир восвояси...»

http://rm-hv.ru/uploads/posts/2013-12/1386665128_86_356_400-1.jpg



Икона Божией Матери "Знамение" Абалацкая была написана протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем в честь Софии, Премудрости Божией, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалацкой обители храма Знамения Пресвятой Богородицы. По внешнему виду Абалацкая икона сходна с Новгородской иконой Знамения, с тем лишь отличием, что на Абалацкой иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская. Известно много чудотворных списков Абалацкой иконы, благоговейно чтимых по всей Сибири.

http://rm-hv.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386665212_1355075722_icon_bogorodiza_2202.jpg

Икона Божией Матери "Знамение" Царскосельская - древний чудотворный образ, принесенный в дар царю Алексею Михайловичу одним из восточных патриархов, как полагают, святителем Афанасием Константинопольским. Петр I перенес икону, в числе других московских святынь, в новую столицу. В 1747 году для иконы была выстроена Знаменская церковь в Царском Селе. На иконе Главу Богоматери осеняют херувимы. В позднейшее время на иконе изображались также апостол Петр, святой Захария, Алексий, человек Божий...

http://rm-hv.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386665235_1355075919_icon_bogorodiza_2177_2.jpg

Верхнетагильское знамение. . По преданию, была принесена в один из уральских горных заводов несколькими бурлаками, которые до этого проживали в скиту вместе с монахами. Однако мирная трудовая жизнь схимников им наскучила, и они разорили и разграбили обитель. Нагруженные добычей бурлаки покидали скит, но вдруг услышали от иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» голос, требующий забрать образ из разорённого скита. Испуганные грабители взяли икону и отнесли в город. Отличительной особенностью Верхнетагильской иконы является изображение с правой стороны от лика Божией Матери херувима, а с левой – серафима.

http://rm-hv.ru/uploads/posts/2013-12/thumbs/1386665382_znamenie.jpg

Икона Знамения Корчемная. Название «Корчемная» эта икона Пресвятой Богородицы «Знамение» получила после того, как одна вдова, проживающая в Рязани, страдающая пристрастием к вину, заложила в корчемнице свою домашнюю икону «Знамение». Богобоязненный корчемник взял у вдовы икону и поставил в свою божницу. Наутро протрезвевшая вдова, ужаснувшись своим деянием, собрала деньги и выкупила у корчемника икону.
Однако на следующий день образ из дома вдовы исчез. В то же время корчемник с удивлением увидел эту икону в своей божнице. Раскаявшаяся вдова с этих пор неожиданно для всех бросила пить, а икона так и осталась в корчемнице, получив в народе такое необычное название. По молитвам перед иконой «Корчемная» Божия Матерь часто оказывала помощь многим, к Ней обращающимся.
После того, как корчемница в 1850 году прекратила существование, икону передали в церковь преподобного Симеона Столпника. Здесь образ простоял вплоть до закрытия храма в советские времена. После закрытия церкви чудотворный образ Божией Матери «Знамение» «Корчемная» сохранялся в одном благочестивом рязанском семействе. В настоящее время находится в Свято-Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии. Список с чудотворной иконы пребывает в Рязани, в Николо-Ямском храме, являющемся подворьем обители.

Такие торжества , икона Знамение имеет только в Русской Православной Церкви, в Греции, эта икона "Оранта" непосредственно  имеет связь с праздником Рождества Христова и молитвенное поклонение ей происходит в праздник Рождества Иисуса Христа.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/%D0%A1%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%A0_%D0%97%D0%9D%D0%90%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99_-_Catedral_de_la_Se%C3%B1al.jpg/640px-%D0%A1%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%A0_%D0%97%D0%9D%D0%90%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99_-_Catedral_de_la_Se%C3%B1al.jpg


В Великом Новгороде для этой иконы был специально в 17 веке построен собор, который назвали Знаменским.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/Ilyina_Transfiguration_church%2C_Novgorod.JPG/300px-Ilyina_Transfiguration_church%2C_Novgorod.JPG


До этого, икона хранилась в Спасо-Преображенском соборе Великого Новгорода.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/16/Icona_Znamenia.jpg/554px-Icona_Znamenia.jpg


Сейчас икона пребывает в Софийском Соборе Великого Новгорода.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author