Цитаты из интервью нобелевского лауреата, белорусской писательницы Светланы Алексиевич испанской газете La Vanguardia
…Недавно я была в Москве и решила сходить в храм на службу. Вижу, возле собора большое количество полицейских, бойцов подразделений по пресечению беспорядков, толпа гражданских. Думаю, что-то случилось: покушение или еще что. Но мне отвечают: «Нет просто мы все идем в церковь помолиться во славу российского ядерного оружия». Представляете? Помолиться за ядерное оружие русских! Полиция вместе с военными и политиками! Это отвратительно!
На следующий день сажусь в такси, водитель меня спрашивает, православная ли я. Отвечаю, что нет. «Тогда извините, вам придется освободить машину, поскольку это православное такси и мы обслуживаем исключительно христиан-ортодоксов».
Вечером отправляюсь в театр — у входа – группа казаков с нагайками, требующих отменить спектакль по Набокову. И это я говорю всего о нескольких днях в Москве. Вы понимаете – красный человек жив! Мы должны выдавить все это…
Источник: La Vanguardia
Светлана Александровна Алексиевич. 67 лет. Родилась на Украине в Ивано-Франковске. Католичка.
Отец — белорус, мать — украинка. После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Белоруссию, отец и мать работали сельскими учителями. Мать отца умерла от тифа в партизанах, из троих её сыновей двое пропали без вести, а отец Светланы Алексеевич вернулся с фронта. Отец матери погиб на фронте . Прадед отца тоже был сельским учителем . По её словам, всё своё детство провела в украинском селе, в Винницкой области .
В 1965 году окончила среднюю школу в Копаткевичах Петриковского района Гомельской области.
Работала воспитателем, учителем истории и немецкого языка в школах Мозырского района, журналистом газеты «Прыпяцкая праўда» («Припятская правда») в Наровле.
В 1972 году окончила факультет журналистики БГУ, начала работу в «Маяке коммунизма» — районной газете в Берёзе Брестской области. В 1973—1976 годах работала в белорусской «Сельской газете», 1976—1984 годах — руководитель отдела очерка и публицистики журнала «Нёман».
В 1983 году принята в Союз писателей СССР .
С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии[8]. C 2013 года снова живёт в Белоруссии .
Советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов . Пишет на русском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года . Наибольшую известность получили её книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд». Произведения Алексиевич посвящены жизни позднего СССР и постсоветской эпохи, проникнуты чувствами сострадания и гуманизма.
Светлана Алексиевич — автор боле двух десятков сценариев документального кино и трёх театральных пьес.
Алексиевич последовательно выступала против политики президента Александра Лукашенко . Государственные издательства Белоруссии прекратили выпуск её книг после прихода А. Лукашенко к власти.
А так же выступает против политики Владимира Путина в отношении Украины.
Светлана Алексиевич, комментируя вооружённый конфликт на востоке Украины, заявила, что «Это страшно, что вместо того, чтобы разговаривать, люди начинают стрелять в друг друга. Но я бы не сказала, что это только в русском народе», что литература «должна писать о том, что надо „убивать“ идеи, надо спорить, а не убивать людей», и объяснила текущее кровопролитие тем, что человек «за последние 200 лет почти 150 лет воевал. И никогда не жил хорошо», при этом жителей постсоветского пространства «вначале 70 лет обманывали, потом ещё 20 лет грабили», в результате чего среди них появились «очень агрессивные и опасные для мира люди» и сформировались низкая ценность человеческой жизни и приоритет величия государства над качеством жизни.