filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Учёный Владимир Иванович Вернадский и его отношение к Церкви и религии

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c4/1934-V_I_Vernadsky.jpg/366px-1934-V_I_Vernadsky.jpg

6 января 1945 года умер Владимир Иванович Вернадский, выдающийся русский и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Лауреат Сталинской премии I степени.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5e/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg/421px-%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg
Вернадский гимназист


Прадед Вернадского был православный священник в селе Черниговской губернии.
Священник из него вышел плохой. Священство скоро ему наскучило, оп отказался крестить, хоронить и в конце концов запер церковь.
Как-то прихожане потребовали его для отпевания умершего. Он отказался. Тогда силою потащили его на кладбище, и здесь, окруженный толпой прихожан, он неожиданно умер у всех на глазах. С ним случился удар.

Один из  сыновей прадеда так же был священником в Минске, а
другой, это дедушка вернадского был военным доктором.
Сыну Василию он велел поступить в духовную академию, а тот ушел пешком в Москву, чтобы стать врачом. Вслед ему с церковного амвона раздалось отцовское не благословение, а проклятие.

Отец, Иван Васильевич, потомок Запорожских казаков, слкжил в Петербурге тайным советником, а мать, Анна Петровена, русская дворянка

Вернадский вспоминал: "
В семье у нас царил полный религиозный индифференцизм,   отец был деистом, мать была неверующая; я ни разу, например, в жизни не был на заутрене перед Светлым Воскресением".

Собственные интересы Вернадского на ранней поре развития сосредоточивались на истории, географии, философии, религии, славянских языках.

Вернадский в своём дневнике пишит: -
Библию я прочел всю - с резкой критикой - в старших классах гимназии. Читал все время по истории религии. Но мое отрицательное отношение - для настоящего момента - к значению философии распространяется и на все формы живых религий. Гилозоизм и пантеизм, а не личный - человекоподобный - Бог.
Религиозные откровения, в частности христианские, кажутся мне ничтожными в сравнении с тем, что переживается во время научной работы.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/1889-VernadskyVI-Paris.jpg/440px-1889-VernadskyVI-Paris.jpg

Во время Февральской революции 1917 г. Вернадский — заместитель министра просвещения во Временном правительстве Керенского.

С установлением в Крыму Советской власти он начинает сотрудничать с Революционным комитетом Крыма и его председателем известным революционером, руководителем Советской республики в Венгрии в 1919 г. Бела Куном.

В своих дневниках Вернадский неоднократно упоминает о гонениях на верующих. Так в 1938 году он записал : "
Ожидают взрыва религиозного гонения. Все верующие христиане сейчас чувствуют дамоклов меч произвола. Ждут с покорностью. Священники сообщают ГПУ что слышат на исповедях".

"Сын Шывяковой в Соловках — за православие, вернее, религиозный кружок. Теперь прекратились всякие о нем известия. Ненужная и опасная жестокость. Известий о священнике Флоренском  тоже нет. Преследования православных продолжаются и даже усиливаются".

"Какое будущее  у православия или, вернее, религии? Я думаю, практически Церковь очень сильна. Невероятно глупо антирелигиозная пропаганда. Часами борются с суевериями, не касаясь основ. Частью в научных изложениях невежество — выдают за истину очередные гипотезы и догадки. У меня было объяснение в связи со сборником, который хотят издавать безбожники . Указал   на отсутствие какой бы то ни было опасности от религии в настоящую историческую эпоху у нас".

  "В Кременчуге нет ни одной церкви. В Москве скоро будет то же относительно (церквей). Сейчас последний собор сломан. Но мне кажется, что возможна резкая реакция, так как недовольство растет и пассивное сопротивление не уменьшается. Ничего взамен личной веры не дается. Я очень редко вижу идейных ком(м)унистов — очень честных патриотов — религиозно (и в смысле ком(м)унизма) по существу безразличных. Элемент идеи и веры, живого творчества исчезает. Идейные ком(м)унисты вымирают. Толпа, по существу, к ком(м)унизму безразлична. Удивительный застой мысли в этой области.

Был ли верующий сам учёныйВернадский, у которого в роду прадед и брат деда были священники? В своих записях учёный написал так:-
Мое выступление в защиту религии: я ставлю или ставил сознательно на равное место философию, науку, религию. Это раздражает. Как-то Лузин  мне предложил вопрос - религиозен ли я? Я ответил положительно. Но я не вижу ‹в мире› проявлений Бога и думаю, что это представление вошло в человечество не научным путем и явилось следствием неправильного толкования окружающей нас природы (биосферы и видимого и ощутимого космоса). Элемент веры есть и в большевизме. Мистика мне чужда, но я сознаю, что нам неизвестны огромные области сознания, доступные, однако, до конца научному, поколениями длящемуся исканию. Я давно не христианин и все высказывания диалектиков-материалистов считаю в значительной мере «религией» философской, но для меня ясно противоречащей даже современной науке.... 

- А между тем для меня не нужна церковь и не нужна молитва. Бог — понятие и образ, слишком полный несовершенства человеческого.


Мне кажется, ни в философии, ни в религии сейчас нельзя найти опору - роль науки и социального творчества выступает на первое место.

Если бы я был безразличен в религиозном настроении или принимал основы христианства, я вошел бы в свободную православную церковь. Но для меня основы ее неприемлемы. А вместе с тем я считаю православие (свободную церковь) и христианство меньшим врагом культуры, чем заменяющий религию социализм в той форме, в какой он охватывает массы.

Я не хожу вцерковь,  не люблю, неверующий, не христианин, быть в храме верующих. Мне кажется, своим чуждым любопытством я нарушаю настроение. Но чудный орган и пение, и вся толпа и храм — создание вековых традиций, производит впечатление, и я чувствовал биение великого."

В своих воспоминаних в годы войны Вернадский писал , что его тётки молились ежедневно и по-долгу. При этом называя некоторых "православными сектантами". О будущем Церкви после войны он размышлял так: "
После войны религиозная жизнь - рано ли, поздно ли восстановится, думаю, очень сильно. Но разрушительная критика наукой исторически сложившихся религий неизбежно скажется, когда религии, такие, как католичество и православие, потеряют государственную поддержку."

В 80 летнем возрастеВернадский сделал предложение быть его женой Анне Шаховской.. Анна была глубоковерующей православной христианкой, но не признавала Сергианскую Церковь, а потому была катокомбница. Она то и открыла Владимиру Вернадскому, что уже давно в катокомбной Церкви приняла обет безбрачия и не станет его нарушать. Учёный в своём дневнике сделал запись "
Мне представляется обет безбрачия (борьбы с нормальным половым влечением) идущим против естественного процесса — разложением, а не подвигом. Исторически среди монахов были величайшие люди, но эти  единицы не могут приниматься во внимание".

Но познакомившись с этой женщиной он взял у неё читать Евангелие и вот как сам об этом написал: " Начал читать Евангелие ( на славянском языке). Сплошь (от начала до конца) никогда его не читал".
.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/f/f3/%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.JPG/360px-%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.JPG
Могила Вернадского на Новодевичьем кладбище

... Утром, 81 летний Владимир Иванович позвал Прасковью Кирилловну и спросил, готов ли у нее кофе. Когда она вернулась с салфеткой, чтобы застелить для завтрака край стола, Владимир Иванович быстро встал, давая ей место, и в тот же миг пошатнулся и упал. В открытых глазах его изобразился ужас: он не мог говорить, язык не действовал.

Всю жизнь Владимир Иванович боялся именно потери речи при кровоизлиянии в мозг, как было у отца. Он быстро потерял остатки сознания и умер, не приходя в себя, через тридцать дней, 6 января 1945 года в 17.00 часов.

Современные историки дают следующую оценку Вернадскому: = Веpнадский был вхож в высшие эшелоны власти. Как он относился к pyководствy стpаны и лично к Сталинy - известно. Веpнадский ненавидел большевиков, объективно оценивал их пpестyпления и не скpывал своих оценок. Общаясь лично со Сталиным, он хоpошо понял сyщность этого человека. Мyдpость Сталина, заменявшая емy yм и отсyтствие обpазования, заставляла его в кpитические моменты внимательно слyшать по-настоящемy yмных людей. Веpнадский - pyсский человек и отчасти монаpхист, готов был слyжить идее веpой и пpавдой.

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author