filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Патриарх Всея Руси Тихон в Прибалтике, глазами очевидцев

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d9/%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BD_%28%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%29%2C_%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg/419px-%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BD_%28%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%29%2C_%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg


24 января 1914 года, будущий Патриарх Московский и Всея Руси Тихон (Белявин) прибыл в Вильнюс с назначением на Литовскую  кафедру с титулом архиепископ  Виленский и Литовский.

Святитель Тихон перед Литвой уже служил епископом в Польше, США, Ярославле и теперь перед святительским саном Патриарха Всея Руси, его ждала Литва.

Архиепископу Тихону в год приезда в Вильнюс исполнялось 49 лет.

ВОСПОМИНАНИЕ ОЧЕВИДЦЕВ


http://persons-info.com/userfiles/image/persons/70000-80000/74000-75000/74971/ZHIRKEVICH_Aleksandr_Vladimirovich_1.jpg

Александр Владимирович Жиркевич (отставной генерал. Вильнюс. 1857-1927) :

24 января 1914 года: "Сегодня приезжает  в вильну "новая метла" Литовской епархии Архиепископ Тихон. Объявлен церимониал встречи. Снова на вокзале соберуться помятые физиономии..."

" Был на встрече нового архиепископа Тихона. Живой, некрасивый. простоватый старик, совершенно не похож на чопорного красавца Агафангела с его аристократическими манерами и словом. Духовенство приготовило для него коврик с кружком (орлом), а он побежал мимо. Вдруг метнулся через певчих левого клироса к иконе. Видимо не скоро привыкнут к нему в Вильне..."

13 февраля 1914 года: " Сейчас приезжал ко мне с визитом новый владыка Литовский Тихон, весёлый, подвижный, добродушный, простой и добрый. ещё не старый человек. Просидел долго. Вообще  -впечатление от первой встречи с Высокопреосвященством крайне симпатичное! Владыка быстр на решения и объясняется не без юмора.  Я извинился перед ним, что болезнь мне мешает проводить его, как высшего представителя Церкви , до подъезда, а он мне в ответ: "К чему это? Я и сам найду дорогу!" Вильна привыкла видеть красавцев, величественных, пышных владык. А этот, видимо, бъёт на простоту и отсутствие лишней помпы...  Светкости в нём нет ни какой, а только живое отношение к окружающему."

27 марта 1914 года : " Первый раз после долгого сидения на дому, я выбрался в город, сделав визит архиепископу Тихону. Как всё изменилось в архиерейском доме, в приёмной, в комнатах владыки, в манере приёма. От барской обстановки культивировавшейся Агафангелом, не осталось и следа, всё просто, как прост сам Тихон. Когда я вошёл, Тихон сидел в зале беседуя с каким-то священником, пригласил меня в гостинную. Скоро он появился туда и сам,  Усадил рядом на диван, начал попросту, сердечно и довольно откровенно беседовать..."


В июле 1914 года, Владыка Тихон приехал в Ригу погостить у Рижского и Латвийского епископа Иоанна (Смирнова). Вспоминает рижский протоиерей Алексий Беляев.

" Помню, что владыка Тихон был в синем бархате, такими на нём были и ряса и скуфья. Вечером архиереи долго любовались видом на озеро, сидя на скамейке над берегом. Владыка Тихон запомнился мне, прежде всего, добротой общения, которая в его сане была необычна, особенно по тем временам.
Мимо отдыхавших архиереев проходил эконом архиерейской дачи старичок иеромонах Дионисий, которого владыка Иоанн вывез в Ригу из Полтавы. Дионисий был огородник и наскочил он на архиереев не приготовившись к встрече, он был в замазонной одежде и тыквой в руках. Он очень смутился, когда владыка Иоанн представил его владыки Тихону. А владыка Тихон ободрил его шуткой : "Отец Дионисий, ты видно, до сих пор не забыл , как тебя в молодости называли "гарбузом"?" Дело в том, что на Украине было принято, что девицы дарят тыкву тем из своих поклонников, от которых хотят отделиться и владыка Тихон это вспомнил. Этот обычай владыка Тихон и рассталковал всем нам там присутствующим.
В следующий раз, уже в Петрограде, видел я владыку Тихона осенью 1915 года при его служении в воскресный день, за литургией в Александро-Невской лавре... Он показался мне заметно постаревшим и поседевшим со времён той первой встречи".


Другие очевидцы помнящие владыку Тихона рассказывают, что владыка Тихон отличался именно своей простотой.
Так ранее было заведено перед владыками делать земной поклон, но владыка тихон был катигорически против чтобы ему кланялись в ноги и отменил это правило.
Так же он в своих нуждах сельским священникам разрешал писать ему письма, в то время, как до него, сельские пастыри обязаны были со своими проблемами лично являтся к архиерею на встречу.
Заботился владыка Тихон и о распространении литовского языка, который в то время если и был хож, то только в глухой сельской местности, а в Вильнюсе главным языком общения был польский. На польском ксендзы служили в костёле и даже православные священники польский язык применяли в домашнем обиходе. Святитель Тихон, а он был уроженцем Псковской Области, радел  не только за русскую культуру, но и за коренную литовскую, которую исторически в вильно сильно вытесняли поляки.
http://gruzdoff.ru/commons/6/61/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF_%D0%A0%D0%B8%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%B3%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB_%28%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%29.jpg http://drevo-info.ru/pictures/thumbs/002/004264.jpg

Владыки Агафангел (Преображенский), предшественник святителя Тихона на литовской кафедре и Иоанн (Смирнов) архиепископ Латвийский к которому в 1914 году приезжал гостить в ригу святитель Тихон.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3a/%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82_%D0%90%D0%B3%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB_%28%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%29.jpg/446px-%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82_%D0%90%D0%B3%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB_%28%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%29.jpg

Агафангел (Преображенский) ,в миру Александр Лаврентьевич Преображенский уроженец Тульской Области, служил епископом викарием Иркутской епархии, далее Тобольским, 4 октября 1897 года назначен архиепископом рижским и Митавским. Прослужил в Латвии 13 лет .

С 4 октября 1897 года — епископ Рижский и Митавский. 6 мая 1904 возведён в сан архиепископа.

Его стараниями были обновлены и построены многие храмы. В 1905 созвал Епархиальный собор (съезд духовенства епархии), на котором были приняты постановления о преобразованиях в церковной жизни: о допуске мирян к избранию клириков, о предложениях некоторых изменений и сокращений в богослужении в латышских и эстонских церквях и др.

В январе 1906 года обратился к духовенству епархии с призывом заступаться перед правительственными органами за людей, вовлечённых в революционное движение: «Я поручаю вам, отцы настоятели, если по вашему искреннему убеждению, свидетельствованному иерейской совестью и долгом священнической присяги, кто-либо из ваших прихожан, — или даже инославных, но лично вам известных, — будет невинно привлечён к ответственности по обвинению в противоправительственной деятельности и участии в бывшем революционном восстании, а также в тех случаях, когда к сей ответственности будут привлекаться люди заведомо доброго направления и вообще благонадёжные, но увлечённые на эту деятельность угрозами, насилием и боязнью мести со стороны агитаторов восстания, свидетельствовать пред местными военными и гражданскими властями и смиренно просить об освобождении от ответственности первых и об облегчении участи и помиловании вторых. Если бы предстательство ваше пред названными властями, на основании имеющихся у них сведений, было отклонено, а вы продолжали бы оставаться в полном убеждении в невиновности известного вам лица или в необходимости оказать снисхождение виновному, просите и молите власть, по крайней мере, не приводить приговор в исполнение впредь до особого распоряжения Главного начальника края, а мне немедленно донесите для возбуждения соответствующего ходатайства». 


10 августа 1910 года был назначен на кафедру Литвы. В Литве прослужив чуть более трёх лет,  являясь умеренным монархистом, посорился с крайне-правыми и был смещён с Литовской кафедры и заменён на архиепископа Тихона (Белявина) который в Вильнюс прибыл из Ярославля, а владыку Агафангела возвели в митрополиты и назначили в Ярославль на кафедру митрополитом Ярославским и Ростовским, на место владыки Тихона, (поменялись епархиями).


Когда архиепископ Тихон стал Патриархом Московским, то своим приемником он видел митрополита Агафангела.
Митрополит Агафангел 15 лет прослужил в Ярославле.

 В резкой форме осуждал декларацию митрополита Сергия (Старогородского) , но перед кончиной примирился с митрополитом Сергием. Умер митрополит Агафангел в 1928 году , ему было 74 года. Погребён в Ярославле. В 2000 году канонизирован в лике святых.




https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/1/17/%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.JPEG/354px-%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.JPEG
Иоанн (Смирнов) , в миру Иоанн Ксенофонтович Смирнов, родом из под Мурома.

Первая кафедра была Чебоксарская, там он епископом два года, далее. шесть лет служил на кафедре Полтавы.

13 августа 1910 года в сане архиепископа возглавил кафедру Рижскую и Митавскую. На нынешней Латвийской кафедре он сменил назначенного в Литву Агафангела (Преображенского), а сам стал предшественником архиепископа Иоанна (Поммера).


Епископство Рижское и Митавское для Иоанна, безусловно, значительно отличалось от всех других периодов его жизни. Вплоть до Первой мировой войны верхние слои населения этой епархии — аристократию (дворянство) и большую часть среднего сословия — свободных городских граждан («бюргеров») составляли балтийские немцы, которые не питали к православию никакой симпатии. Также немаловажно, что немецкая аристократия пользовалась значительным влиянием у последних российских императоров. Основными же прихожанами православных приходов были беднейшие слои населения, в основном, латышское и эстонское крестьянство, находящееся в полной зависимости от немецких помещиков. В епархии было (1914) 210 приходов, из них латышских — 49, эстонских — 99, русских — 29 приходов, шведский — 1, остальные — со смешанным национальным составом; 457 православных народных школ, из них в Лифляндии — 355, в Курляндии — 40, в Эстляндии — 62; всего в этих школах обучалось 18227 ученика, в том числе православных — 13346, лютеран — 4296, католиков — 395, старообрядцев — 146, единоверцев — 6.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/22/Riga_railway_bridge_inauguration.jpg/640px-Riga_railway_bridge_inauguration.jpg
Архиепископ Рижский Иоанн открывает железнодорожный мост через р. Даугаву в Риге май 1914 года.

Иоанн, как и его предшественники на Рижской кафедре, сохранял ровное, благожелательное отношение к латышам и эстонцам, старался выдвигать из их среды священников, учителей приходских школ, а в важных случаях он брал на себя роль защитника прав коренного латышского и эстонского населения, если эти права были нарушены местными немцами. До начала войны ему часто приходилось давать отзывы по поводу обвинений, возводимых на латышскую интеллигенцию. В своих отзывах он всегда старался оказать помощь латышам. Занимаясь делами приходов, он, несмотря на возраст, много разъезжал по епархии. История сохранила, что, например, в 1912 году 17 июня он освящал нижний храм в честь Успения Божией Матери в Рижском Троице-Сергиевом женском монастыре , в начале июля участвовал в юбилейных торжествах по случаю 50-летия прихода в Пайде (Эстония), а 9 июля прибыл в Тюри (Эстония), где освятил новый иконостас школьно-молитвенного дома . В 1913 году посещал часовню в эстонской деревне Агусалу  По распространённой в то время среди архиереев традиции был по совместительству настоятелем Рижского Алексеевского необщежительного монастыря .

Активно занимаясь борьбой с алкоголизмом прихожан, Иоанн привлёк к этому не только антиалкогольные общества, но и все организации церкви. В определенные дни для борьбы с пьянством мобилизовались все деятели церковных организаций и учреждений .

В книге «Православные в Латвии» (сост. А. Поммер) Иоанну дана следующая характеристика:

Служение интересам православных и православия в Прибалтийском крае он начал на склоне своих лет, когда его силы старостью были ослаблены и энергия утомлена. Но строго аскетический образ жизни все же сохранил в нём еще много физических и духовных сил, ибо иногда не хотелось верить, что архипастырь достиг уже очень преклонного возраста. По складу души архиепископ Иоанн был человеком мира. Он умел установить мир и спокойствие в среде подчинённых даже в такое неспокойное время, как начало «Мировой войны». От своих предшественников он получил наследие — епархию в отличном состоянии и его заслуга заключается в том, что, несмотря на разбушевавшуюся войну, он не дал всему этому наследию погибнуть.

После начала войны Иоанн направил деятельность православной церкви во вверенной ему епархии на милосердие: уход за раненными, заботу о вдовах и сиротах воинов. События на фронтах войны летом 1915 года, в результате которых Рига стала прифронтовым городом, вынудили Иоанна в июле 1915 года эвакуироваться в Юрьев Лифляндской губернии (ныне Тарту), откуда он в дальнейшем и руководил епархией. Были эвакуированы епархиальные учреждения, духовные семинария и училище с преподавателями и воспитанниками, часть духовенства, а также церковное имущество, наиболее ценная утвари и лучшие ризницы. По требованию высшего военного командования эвакуация проходила спешно, нанеся церкви множество потерь, которые, с учётом последовавших немецкой оккупации и недолгого большевистского периода, уже никогда не были восполнены. Иоанн тоже более никогда не смог вернуться в Ригу.

Из Риги, владыка Иоанн был переведён в Рязань, там служил два года.

Скончался Иоанн 14 октября 1919 года. В Акте о смерти архиерея, в графе «место жительства» указано: «Архиерейский дом». В отношении места его захоронения имеются две разные точки зрения: или в Архангельском соборе Рязанского кремля , или в соборе Рязанского Троицкого монастыря .

Известен отзыв старца Зосимовской пустыни преподобного Алексия  о Иоанне : «Великий подвижник и достойный святитель».

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author