filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Монастырь Феодосия Великого («Дейр Доси») . В нём покоилась Св. Евфросиния Полоцкая

http://palomnic.org/i/upload/12marta79.jpg

“Монастырь Феодосия Великого (Лавра Феодосия Великого, Deir Dosi, Deir Ibn Ubeid) – первый в Палестине общежительный монастырь (киновия). Расположен в 11 км к востоку от Вифлеема, в Иудейской пустыне, в деревне Убейдия, по дороге к Лавре Саввы Освященного. Основан около 476 г. «другом и спостником» преп. Саввы Феодосием Великим возле пещеры, где, согласно преданию, останавливались на ночлег на обратном пути пришедшие на поклонение Христу волхвы:

«И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Матф.2:12)

Действительно, расстояние от пещеры Рождества до монастыря составляет примерно день пешего пути. Традиция говорит, что преп. Феодосий был учеником старца Лонгина, обитавшего «при столпе Давидовом» в Иерусалиме, а затем

«по прошествии довольно долгого времени он был переселен старцем, хотя и помимо своего желания, на место, называемое «ветхим седалищем» (Дм. Ростовский, Житие преподобного отца нашего Феодосия Великого)

http://jerusalem-ippo.org/gallery/d/407-2/080.jpg

«Ветхое седалище» – это Кафисматная церковь (греч. Κάθισμα; букв. «место сидения»), построенная вдовой Гликерией на полпути между Иерусалимом и Вифлеемом, на последнем месте отдыха Пресв. Богородицы перед въездом в Вифлеем. Восьмиугольное основание этого храма хорошо видно у поворота на Иерихон перед монастырём Мар Элиас.

Спустя некоторое время, желая уединения преп. Феодосий ушёл в пустыню и поселился в пещере волхвов. Вскоре здесь образовалась монашеская община, и «пещера сделалась тесною». На просьбу монахов выбрать место для строительства монастыря преп. Феодосий взял кадильницу, вложил в неё холодные угли, фимиам и вышел в пустыню, чтобы угли, разгоревшись сами, указали ему на место основания обители.

«И когда увидел, что угли не загораются и его желание не исполняется, то вознамерился возвратиться в пещеру. Когда он возвращался, и пещера была уже недалеко (о, кто достойно восхвалит Твою, Бессмертный Царю, силу!), из кадильницы внезапно вышел благоухающий дым, ибо угли сильно разгорелись. Святой познал, что это — место, на котором, по благоволению Божию, должна быть создана обитель, чудесно отмеченная не языком, но огнем. Ученики святого тотчас принялись за дела: положили основание, они построили церковь, келии и ограду и скоро, с помощью Всевышнего, устроили просторную обитель» (Дм. Ростовский, там же).

http://www.afonnews.ru/media/pic_middle/1/4488.jpg

В период максимального расцвета обители (VI — начало VII вв.) количество насельников превышало 700 человек. Монастырь Феодосия Великого, разрушенный персами в 614 г. и позже восстановленный, существовал до начала XVI века, когда был разорен турками, после чего долгое время был в запустении. В 1898 г. Иерусалимская патриархия выкупила этот участок земли и в 1914 г. приступила к реконструкции, растянувшейся на десятилетия. Современные постройки закончены около 1980 г., а убранство храма меняется и сейчас. В настоящее время это православный греческий женский монастырь в подчинении Иерусалимской патриархии, где живут несколько румынских монашек. Есть и пожилой священник, который ведёт службы в храме. Любопытно, что слева от Царских врат иконостаса находится непривычный на этом месте список афонской иконы Иверской Божией Матери (Вратарницы), с пронзённой копьём воина-иконоборца щекой.

Если в Лавру преп. Саввы женщин никогда не пускали, то в обители преп. Феодосия они могли найти приют. Здесь похоронены мать преп. Саввы София и его сестра, матери преп. Феодосия и свв. бессребренников Космы и Дамиа́на, супруга преп. Ксенофонта Мария, а также монах и духовный писатель конца VI — начала VII века Иоанн Мосх, который много путешествовал вместе с учеником Софронием, впоследствии Иерусалимским патриархом, согласно преданию, лично выехавшим из ворот Иерусалима в феврале 638 года, чтобы сопроводить в город завоевателя Святой земли халифа Омара. Также Иоанн Мосх известен сборником коротких притч о благочестивых людях и подвижниках «Луг Духовный» (греч. Λειμών, Лимон, букв. степь).

http://palomnic.org/gallery/d/12164-3/15.jpg

Был похоронен в пещере волхвов и сам преп. Феодосий, но частички его мощей сейчас находятся в Иерусалимском Патриархате и других местах, например, часть св. главы — в греческой канцелярии Храма Воскресения Христова (Гроба Господнего).

Около ста лет покоилась в обители и покровительница белорусского женского монашества, Евфроси́ния По́лоцкая (XII в.), ставшая первой женщиной Беларуси, признанной святой. В конце жизни преп. Евфросиния совершила паломничество из основанного ей Полоцкого Спасо-Евфросиниева монастыря в Иерусалим, где скончалась около 1167 года и была погребена в монастыре св. Феодосия. После захвата Святой Земли Салах ад-Дином её мощи были вывезены в Киево-Печёрскую Лавру, где находились до 1910 года, когда были перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь, где хранятся по настоящее время. В храме обители Феодосия Великого есть несколько подаренных паломниками образов преп. Евфросинии, а также иконы других русских святых.

http://www.afonnews.ru/media/pic_middle/1/5851.jpg

Монастырь преп. Феодосия существовал до начала XVI века, когда был разорен турками, после чего долгое время был в запустении. В 1898 году Иерусалимская патриархия выкупила участок и занялась реконструкцией, которая шла с 1914 по 1952 годы. Новый храм был освящён в 1955 году. Могила игумена, при котором строительство храма было завершено находится у его южной стены. Рядом можно видеть остатки хозяйственного двора обители, разрушенной персами в 614 году.”

Использован материал сайта : tsaritsyn-tours.com

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author