filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Неделя о мытаре Закхее (Читаем Евангелие)

http://www.kurianova.ru/wp-content/uploads/2013/05/%D0%9C%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%85%D0%B5%D0%B9..jpg



Сегодня в Православной Церкви читается Евангелие о мытаре Закхее.

Иисус Христос посещает город Иерихон. Исторически известно, что город в те древние времена был довольно богатым, там изготавливали бальзам, люди имели хорошие доходы. И в этом городе жил мытарь Закхей.

Мытарь - от слово МЫТО, то есть ДАНЬ. Закхей был сборщик налогов и таких людей очень не любили в обществе. Эти мытари давали завышенную цену стоимости того, чего они облогали налогами и обирали народ в свою пользу в свой карман или вовсе называли такую сумму налога, что человек не мог заплатить и потом занимался ростовщительством.

Раз в Иерехоне жили зажиточно, то и налоги были большие, а значит и мытарь был богат. Закхей же был начальник матырей и сказано, что он был стар и очень богатый. За свою жизнь хорошо нагрешил сборами высоких налогов.

Однако я думаю, что деньги эти ему не приносили счастья и наверное он слышал о счастье другом, о том которое проповедовал Иисус Христос. Он узнал, что Христос идёт в Иерихон и ему хотелось увидеть этого Христа. Было ли это любопытство или мытарем двигала какая-то вера? Тут могут быть разные мнения. Но известно одно, Закхей был маленького ростика.

Теперь представьте картину, богатый человек, который должно быть хорошо одет и очень известный в городе, человек старый, вдруг лезет высоко на дерево, чтобы увидеть Христа! Он хотел только увидеть его сдали. Он бы хотел и поговорить с ним, конечно же, но не мог о таком большом мечтать грешный Мытарь.

И вот Христос идёт, а на дереве сидит этот старый богатый человек и Христос замечает его и говорит: "Закхей слезь скорее, сегодня мне надо быть у тебя дома!" Господь, он Сын Божий и ему не надо спрашивать имя или кто этот человек, он посмотрел на Закхея и всё уже сам узнал без вопросов.

Интересный момент... Зачем Христос шёл в Иерихон? Опять же можно только предпологать, но я считаю, раз Господь любит праведников и грешников и эта любовь приводит грешников к покаянию , то и шёл он в Иерихон чтобы спасти этого самого грешника, призвать его к покаянию, вот он и говорит, что надо быть у него дома. Шёл взыскать и спасти погибшего, воскресить его духовно от злых дел!

Закхей о такой радости и мечтать не мог. Тот , которого он хотел увидеть издали с дерева, сам хочет придти в его дом, Сын Божий хочет войти в дом грешника! Закхей слез, принял Господа с радостью, а иудеи уже шепчутся, Божий Сын и в дом к самому страшному грешнику, оберающему население...

Закхей впал в такую радость, что говорит: "Господи, я половину своего имения раздам нищим, и если кого чем обидел, то я верну ему в четыре раза больше!" Это всё от радости, что Христос зашёл к нему в дом. Представляете, какая радость человека от встречи со Христом!!! А мы как радуемся такой встречи? Порой в храм к Господу силой не затянуть, не говоря уже о жертвах.

Закон того времени предписывал, если человек что-то украл или взял чужое, он должен вернуть взятое и возместить материально моральный ущерб суммой в пятую часть взятой вещи. Вот украли 10 евро, верните эти 10 и плюс ещё 2 евро за моральный ущерб.

А что Закхей? А он говорит, я половину отдаю того, что имею за всю жизнь нажитую и если кто ещё останется в обиде, то верну ещё в 4 раза больше того, что я взял. Взял 10 отдам сверх того не 2 как по закону, а отдам 40, взял 100, тогда отдам 400, а не 20 сверху как по закону. Как переменился человек от встречи со Христом!!!

А вспомним законником Фарисеев! Они неотступно, как приписывает писание им, дают десятину, десятую часть! И с чего дают, с дохода своего! Фарисей на базарчике продал пучки мяты и укропа на 1 евро и несёт в храм Богу 10 центов! Ну десятина же, всё по закону! По закону 10 центов, а Закхей грешник без закона 400 евро и пол имения. И законник ещё обговорит Закхея.

А Господь? Господь за такую милость Закхея спасёт, а вот законника фарисея осудит!

Вот и нам урок! Мы тоже все грешники и за свои грехи должны давать пожертования сколько можем, не становясь фарисеями в поисках тех 10 центиков.

А бывает и того хуже. Человек даст на храм денюжку , болеет, не может придти, передал помолиться... Что делает прихожанин храма, несёт с таким гордым видом в ожидании похвалы, как буд-то он не чужое несёт, а своё от сердца отрывает! А случай с Закхеем нас учит, отдай чужое, то что дали, что не твоё, а потом хочешь похвалы, положи ещё своё, что лично от тебя!

Кто-то скажет, мол но это он Церкви помог, это он от своих знакомых взял, не он бы, то не было бы Церкви и этого. Так через этот поступок он не подвиг совершил, а библейское предписание, то что он и обязан был совершить ради своего спасения!

Вообще о  том, как спастись и в особенности как священнику спастись мы читаем сегодня в книге  первого послания апостола Павла к Тимофею в 4 главе.

Там говорится, что мы (священники) для того и трудимся и поношение терпим, что уповаем на Бога, который спаситель всех людей, а тем более верных, (то есть христиан, всех нас с вами).

И так как апостол Тимофей к которому обращается Павел, был сравнительно молод, ему не было и 40 лет, то Павел говорит, чтобы он не пренебрегал своей юностью, а был бы образцом и в славе, и в жизни, и в любви, и в вере, и в чистоте... Сегодня такие батюшки? Такой пример подают?

Далее идут апостолу Тимофею наставления: "Пока не приду, занимайся чтением, наставлением и учением. Занимайся этим постоянно, так поступая и себя спасёшь и слушающих тебя"."

То есть, человек посветивший себя служению Богу, должен сам постоянно учиться через чтение книг и заниматься учением и наставлением других и тогда сам спасётся и других спасёт!

А многие люди считают, что чтение Апостола и Евангелия в храме не главное. А проповедь священника и вообще вещь ненужная. Пришли, покаялись, причастились, поминули живых и усопших родных и поставив свечу великое дело совершили. Ну всё полно и по христиански. Вот только знаний ни каких не приобрели и духовно умнее не стали.

Я бывал в России, Беларуссии, Украине... много где ни слова проповеди нет и люди удивляются, а зачем мол, у нас не принято. Зачем ещё чего-то говорить, время занимать людское, да и самому что-то читать придёться в таком случае...в тяжесть.

Вот тут примером может служить Западная Церковь, там каждая служба пол времени проповедь занимает.

Зачем? Да затем, что так нас Священное писание учит. Да человек может не слушать и уйти из храма. Но пророк Иезекииль говорит: "Если ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он отвратился от него, но он не отвратился от пути своего, то он умирает за грех свой, а ты спас душу свою". Потому что, ты ему говорил, а он не слушал тебя.

А пророк Даниил говорит: "Обратившие многих к правде - будут сиять как звёзды, во веки и навсегда!"

Мне понравились слова, которые я сегодня услышал в Мексике от Папы Франциска, суть такова, что смирение наше, это сильнее самого грозного оружия.

Вот и апостол Павел нас учит, что лучший способ борьбы с ересями, заблуждениями и греховностью, не угрожать, нападать и уничтожать, а НАСТАВЛЯТЬ и УЧИТЬ!

Сама Библия сделает своё дело, надо только людям дать возможность её читать и изучать, задумываться о прочитанном, читать толкование святых отцов на каждое чтение, или слушать чтение в храме и проповедь священника на тему Евангелия. То, что нам лень или кажется излишнем.

И если бы каждый священник доносил понятно через проповедь Слово Божье каждому человеку, как учит апостол Павел, то наша бы Церковь обрела бы новую жизнь, Церковь стала бы понятной и полезной не только для поминания покойников и отпущения грехов, но и для духовного просвещения. И такая бы Церковь мгновенно бы выросла в глазах людей духовно.

Потому что СЛОВО БОЖЬЕ, оно есть выше всего. Молитвою мы разговариваем с Богом, а Священным Писанием, Бог разговаривает с нами и обращается к нам. Нужно только Его нам услышать и понять то, что Бог доносит до нас.. А потому надо не только нам взывать к Богу со своими болячками, слезами и трагедиями, но и научиться слушать Бога. И тогда мы поймём за что нам даны и болячки и трагедии, которые вовсе уже и трагедиями не покажутся. И тогда и мы будем просить у господа не здоровья и не счастья, а просить увидеть свои грехи, просить помочь  Бога  привести нас к покаянию и сокрушению. А когда увидим грехи и искренне покаемся, будет нам от Бога и здоровье и счастье.

Аминь.


 и. Филарет (Р)

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author