filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Вспоминаем Сергея Сергеевича Прокофьева



5 марта 1953 года умер русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.

Скончался в возрасте 61 год в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза.

Смерть Прокофьева в стране осталась незамеченной, потому что в тот же день умер Иосиф Виссарионович Сталин.


Вдова Прокофьева пыталась на похороны мужа достать хоть какие-то цветы, но в связи со смертью Сталина всё было закрыто и ничего не продавалось.

Сталин любил музыку Прокофьева и композитору многое прощалось. Многие люди музыкального круга вспоминали такую историю:
В Большом театре шло утверждение музыки Государственного гимна. В центральной (бывшей царской) ложе сидели Сталин и члены Политбюро, а в партере — композиторы: Александров, Шостакович, Хренников, Хачатурян, Кабалевский и несколько других. Прокофьев, как всегда на такие государственные мероприятия, не явился. Сталин бы такое наверняка бы не простил другим, отсутствие Прокофьева вроде и не заметил.

И вот Сталин и Прокофьев умерли в один день

Соседка Прокофьева по дому срезала все комнатные растения, чтобы хоть что-то положить в гроб великого композитора, лауреата Ленинской и шести Сталинских премий.

В это самое время любимый пианист Прокофьева Святослав Рихтер летел в спец.самолёте в Москву из Тбилиси, чтобы играть в Колонном зале у гроба вождя.

По воспоминании Рихтера, самолёт был весь завален цветами для Сталина и пианист сидя в кресле буквально задыхался от запахов цветов.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области Украины) в семье учёного-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846—1910).

В шесть лет сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в девять стал автором детской оперы. Пройдя подготовительный курс с Р.М.Глиэром, Прокофьев в возрасте 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию (окончил по классу композиции в 1909, по классу фортепиано – в 1914). Его учителями были А.К.Лядов, Н.А.Римский-Корсаков, Н.Н.Черепнин, А.Н.Есипова и другие. Оканчивая консерваторию по классу фортепиано, он сыграл с оркестром свой Первый фортепианный концерт и получил почетную премию имени А.Г.Рубинштейна.

В 1922 Прокофьев переселился в Германию, а в 1923 перебрался в Париж, где провел следующее десятилетие, выезжая в длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (он выступал как пианист и как дирижер). В Париже антреприза Сергея Дягилева «Русский балет», которая еще в 1921 показала прокофьевского Шута, поставила его следующие балеты – Стальной скок (1927) и Блудный сын (1928). В 1925–1931 появились Вторая, Третья и Четвертая симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты, в которых стиль Прокофьева достиг пика напряженности и остроты.





В 1933 Прокофьев вернулся в Россию. В последующие годы он много работал в разных жанрах; среди сочинений этого периода – балеты Ромео и Джульетта (1935) и Золушка (1944); детская сказка для чтеца и оркестра Петя и волк (1936); музыка к кинофильмам Поручик Киже (1934), Александр Невский (1938) и Иван Грозный (1945). Во время Великой отечественной войны и после нее он создал ряд патриотических произведений, а также оперы Обручение в монастыре по комедии Шеридана (1940–1941) и Война и мир по роману Толстого (1941–1942), несколько камерно-инструментальных ансамблей, много фортепианной музыки разных жанров. После войны состоялись премьеры Пятой (1945), Шестой (1947) и Седьмой (1952) симфоний.

С самых ранних лет С. Прокофьев обладал непростым характером, что можно заметить даже в самых ранних его произведениях . Когда он учился в консерватории, он постоянно стремился быть в центре внимания и часто демонстрировал свою эпатажность. Современники отмечали, что ярким был даже внешний вид Прокофьева. Он мог позволить себе яркие, броские цвета и сочетания в одежде, но при этом всегда одевался со вкусом.

Однако со всеми композиторами своего времени Прокофьев имел хорошие отношения. Не сложились отношения только со И.Ф.Стравинским.

Прокофьев был довольно сильным шахматистом, большой интерес общественности вызвал его матч с Давидом Ойстрахом в Москве в 1937 году, выигранный Ойстрахом . В 1914 году Прокофьев победил в сеансе будущего чемпиона мира Капабланку.

В 1948 Прокофьев подвергся нападкам за «формалистический» стиль музыки и симпатии к «вырождающемуся» искусству Запада, но это не помешало получить ещё одну Сталинскую премию...



Subscribe

Comments for this post were disabled by the author