filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

12 марта. День памяти всех преподобных отцов

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/10/Antony_and_feodosy.jpg/440px-Antony_and_feodosy.jpg

Преподо́бный (гр. õσιος, лат. sanctus) - святой, подвиг которого заключался в монашеском подвижничестве. Монашеский образ жизни предполагает отказ от мирских забот и стремлений, следование Христу. Пост и молитва — основа жизни монаха.

Этот тип святости основан на словах Христа, сказанных апостолу Петру: И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф. 19. 29).

Образцами этого подвига в Евангелии служат св. Иоанн Креститель и св. Анна Пророчица, дочь Фануилова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36-37).

Монашеская жизнь отличается «особым, более напряжённым устремлением к Богу» , и потому «только монахи, прославленные Церковью, носят звание преподобных»

Уже в период гонений появились люди, которые вели аскетический образ жизни, но особого почитания такого вида подвига в те времена ещё не было. Случаи прославления таких подвижников были связаны не с их монашеским подвигом, а с их кончиной за Христа. В настоящее время тех, кто сочетал аскетический и мученический подвиги, именуют преподобномучениками. Среди преподобномучеников, пострадавших в период гонений на христиан в Римской империи, можно упомянуть Евгению Римскую, пострадавшую в 262 году.


Первыми преподобными в христианской церкви, прославленными именно за монашеский подвиг, стали египетские и палестинские монахи-отшельники:

Павел Фивейский, проживший в пустыне 91 год († 341 год
Пахомий Великий, которого принято считать основателем общежительного монашества († около 348 года) ;
Антоний Великий, которого принято считать основателем пустыннического монашества († 356 год) ;
Иларион Великий, которого принято считать основателем палестинского монашества († 371 или 372 год)


Впоследствии монашество начало распространяться и в другие страны, и в Египте, Палестине и других странах прославилось великое множество преподобных. Среди них можно упомянуть

Ефрема Сирина, создателя знаменитой молитвы («Господи и Владыко живота моего…»), чаще всего читаемой Великим постом († около 373—379 гг.)
Симеона Столпника, сирийского основателя новой формы аскезы — столпничества († 459 год) ;
Марию Египетскую, беспримерное житие которой читается в православных храмах на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста ;
Савву Освященного, основателя Лавры Саввы Освященного († 532 год );
Иоанна Лествичника, игумена Синайского, создателя «Лествицы» — знаменитого руководства по устроению духовной жизни для монашествующих, и не только для них ;
и великое множество других.

Благодаря трудам этих и тысяч других подвижников благочестия монашество распространилось по всему христианскому миру.

На Русь монашество пришло через Святую Гору Афон, где получил постриг Антоний Печерский. Он и Феодосий Печерский стали первыми преподобными Русской церкви, основателями Киево-Печерской лавры. Хотя они не были, в полном смысле слова, первыми монахами на Руси (следы монашеской жизни обнаруживаются и до них ), именно их почитают отцами русского монашества.

Среди монахов основанного ими монастыря в лике преподобных были прославлены

Николай Святоша, первый князь-инок на Руси;
Прохор Лебедник, который не ел никакого хлеба, кроме приготовленного из собранной им самим лебеды;
безмездный врач Агапит;
Иоанн Многострадальный, много пострадавший от искушений плоти;
затворники Исаакий и Никита, ставшие жертвами бесовского обмана, но вспоследствии достигшие святости;
Пимен Многоболезненный;
Моисей Угрин, то есть венгр, много пострадавший в польском плену от любовных домогательств знатной вдовы;
Евфросиния Полоцкая, монахиня и и игуменья православного монастыря, просветительница;
и другие (см. Собор преподобных отцов Киево-Печерских).

Принявший мученическую кончину Григорий Печерский почитается как преподобномученик.

В других местах Русской земли в домонгольский период прославились преподобные Авраамий Смоленский, Авраамий Ростовский, Никита Переяславский, Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин.


После монгольского нашествия,  пострадала не только государственная и культурная жизнь Древней Руси:
Около столетия русская Церковь не знает новых святых иноков — преподобных.

Возобновление монашеской жизни на Руси после монгольского нашествия связано с именем преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры, духовного наставника великого множества учеников, многие из которых впоследствии стали основателями новых монастырей.

Важнейшие представители этого периода, прославленные в лике преподобных, — Серафим Саровский и преподобные старцы Оптинские, а важнейшие духовные центры — Оптина пустынь и Саровский монастырь.

Почитание преподобных — практически необъятная тема: в церковном календаре не так уж много дней, на которые не попадает память кого-либо из преподобных. (Более того, нередко на один день выпадает несколько имен преподобных.) По этой причине можно рассказать лишь о почитании самых известных и почитаемых преподобных, но даже это непростая задача, поскольку в разных частях православного мира список наиболее почитаемых преподобных может существенно различаться. Поэтому рассмотрим почитание преподобных в Русской Православной Церкви.

Монахи всегда уходили от славы, потому и величание в храме поётся не "Величаем вас", а "Ублажаем вас"... "наставники монахов и собеседники ангелов".

Если "преподобный"
в православии, монашествующие святые, прославляемые за подвижническую жизнь, то в католицизме и протестантизме, словом "преподобный" обращаются к современному  священнику.

В православии, это лик святости, а в католицизме, это титул священника.

Причём в западных странах святых преподобных отцов принято называть словом
venerable, а по польски "Свенты мних" что значит "Святой монах"

К преподобным священникам на Западе обращаются
reverend (что в переводе "Почтенный"), а немцы Hochwürden, католики сербы и хорваты именуют преподобного священника отцом  "Величасным".

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author