filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Как нам правильно поститься?

http://www.lamisionera.org/wp-content/uploads/2013/11/ayuno1-600x400.jpg

Прежде всего нам надо у себя спросить, что такое пост?

В энциклопедиях сказано, что ПОСТ- религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия пищи и питья (полностью или определённого вида), сопряжённого с другими духовно-аскетическими практиками.

Пост - это наше самоограничение. Мы должны себя ограничивать от мирских пристрастий и тем самым от греха, больше думать о духовном и заботиться больше не о чреве, а о душе, о духовной пище. А потому есть такая поговорка : "Во время поста и пища проста".

Пост берёт начало с прощёного воскресения. Перед постом, мы со всеми примиряемся и просим друг у друга прощение. Простить - это значит быть проще друг к другу. А в чешском языке слово "простить", это значит "Освободить", освободить себя от зла, от обид. В древне-русском языке слово "простить", означало "исцелить". Ведь действительно, через прощение, мы  освобождаемся от негативных эмоций и получаем душевное исцеление.



Для чего человек в пост поститься?

Прежде всего для смирение своего сердца и очищения себя от пороков. А теперь представьте, что вы поститесь во злобе или обиде на кого-то, будет ли вам тогда польза от поста? Так вот в древнем христианстве был такой монах-отшельник, авва Нестерой, он говорил, что поститься в дьявольской злости, это то же самое, если бы мы свои молитвы и жертвы приносили не Богу, а демонам. Такой пост угоден бесу, а не Богу, Бог же его не заметит" . Как видим, мир , прощение, незлобие... это основа поста. Без прощения, мы не смирим своё сердце и не очистим себя от пороков, для чего и преднозначен сам пост.


Обязательно ли человек должен поститься в пост?


Доброе ли дело пост? К добрым делам мы можем относить: правду,  мудрость, мужество, ... Что стоит против добра, то неприменно есть зло. Против добра правды стоит неправда, а это зло. Против мудрости стоит трусость,  против мудрости стоит глупость...

Что мы можем противопоставить против поста? Есть мясо? А разве это считается злом? Наоборот, мясо в пищу человеку благословил Бог. Значит получается, что пост не такое уж и доброе дело раз нет такого зла , которое можно было бы противопоставить посту. Ведь если мы признаем, что воздержание от пищи добро, то есть и пить значит зло, а это противоречит Богу. 


Пост, добро или зло?

Если мы будем поститься на том основании, что мясо, молоко, рыбу... кушать грех, то от поста мы не только не получим ни какого духовного плода, но ещё подвергнемся тягчайшему обвинению в нечестии. Запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (1Тим 4. 3-4).
 Кроме того в Священном писании есть у апостола Павла в послании к Коринфяном и такое выражение : "
Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем".

А в послании к Римлянам сказано,  кто что считает скверным, тому то и скверно.

А потому , ни кто апостолами не был осуждаем за одно употребление пищи и современный человек тоже не может быть осуждаем за это. А если евшие не постную пищу и осуждаются, то не за саму пищу, а за то,  что с употреблением пищи следует нечто предосудительное, например лень и нежелание молиться досыта хорошо насытившись .

И действительно авва Феона,  называл пост средним делом. Потому что Богу безразлично постимся мы или нет. Само соблюдение поста нас не оправдывает перед Богом и за нарушение поста мы не подвергнемся Божьему осуждению. Бог не накажет того человека, который в пост съел мясную пищу, если за этим не стоят грехи противные заповедям.

Вот скажите, вступать в брак, это добро или зло?  Заниматься земледелием добро или зло? Богатство - это добро или зло?   Чтение книг - это добро или зло?

Мы помним, что добро, это то, что вызывает зло, если мы это добро не делаем. Если встпление в брак мы считаем добро, то должно быть одиночество и монашество зло? Если заниматься земледелием добро, то не заниматься зло? Если богатство добро, то бедность зло? Если чтение книг добро, то нечтение их зло?

А теперь скажите, какая разница Богу женаты вы или нет, есть у вас огород или нет, богаты вы или нет, читаете ли вы книги или нет... Да семья, труд, богатство, книги - это хорошие вещи, но только тогда, когда эти вещи приносят нам духовную пользу. Если вся семья воспитана в вере и дружно ходит в храм, а не проводят воскресные дни в ссорах и скандалах; если труд на огороде опять же с молитвой и ради того чтобы накормить голодных, а не ради того чтобы потеть на нём в воскресный день отвлекая человека от храма; богатство хорошо если оно на благо нуждающимся, а не собрано на грехах и слезах; книги хороши если они  наставляют нас духовному, а не учат злу.

Добро или зло компьютер? Это как им пользоваться. Ведь и ножом можно кому-то в добро хлеб отрезать, а кому-то во зло себе палец отрезать.

Всё это и не добро и не зло, это всё зависит только от нас, как мы это умеем использовать.

Вот и пост не является, не добром и не злом. Всё зависит как мы его используем или для духовного роста или же  так отпостимся, что заработаем болезни, истощения и потеряем здоровье. А потому Бог не требует у нас вступать в брак, обрабатывать огород, копить богатства,  читать книги, не требует Он от нас и поститься.. Это только наше желание. Как нас Бог не накажет за то, что мы не читаем книгу, так не накажет и за то, что мы не постимся. Однако если мы всё же будем читать духовные книги и будем правильно поститься, то это нам же самим пойдёт во благо!

То, что Церковь предлагает нам вступить в пост, это надо расценивать как совет, но не как приказ. Решение за каждым из нас. Будем поститься, это очень хорошо, не будем поститься, Бог за это не накажет.

В старое время, если человек не слушал предписание докторов и постился себе во вред, подрывал постом здоровье и умирал, за такое своеволие человека причисляли к самоубийцам! И вот здесь уже видим явный вред от поста.

Некоторые люди стараются поститься больше, чем призывает Церковь. Например можно с маслом, а человек без масла специально ест и этим хвалится. Это опять пост не в пользу, человек считает, что это ревность к благочестию, а это элементарное неразумие.

И уж совсем пост бесполезен для тех, кто постом хочет достичь людской похвалы или хвалиться своим постом. Ещё  апостол Матфей сказал : "
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою."

Я знаю, что в некоторых монастырях даже в самые строгие дни поста, монахи добавляют себе в пищу каплю масла. Почему? Всего 1 каплю, она совсем не была заметна в еде. Чтобы монах смирил себя тем, что он плохой постник и не смог строго поститься, а значит не будут и мысли , которые могут ввести в прелесть или гордость. Вкусив каплю масла, монах будет думать, что кто-то постился лучше его. И это не было как таковое нарушение поста, этим монах боролся со своими страстями, чтобы им не одалела гордость. А мы порой гордимся, что провели пост без мяса, лучше других и считаем сообщить это при народе, сделать подвиг. Но, похвалиться так человек своим постом и он не герой, а наоборот, Бог не зачтёт этот пост и окажется весь пост бесполезным. Потому, по примеру монахов, лучше раз нарушьте пост, чтобы не было чем гордиться потом и для вас это будет спасительнее.

Сам по себе пост, не может быть добрым делом и приносить человеку пользу, если он не подкреплён другими богоугодными добрыми делами. Например усиленной молитвой в храме, помощью больным или нуждающимся. А сам по себе пост, бывает не только напрасным, но и ненавистен Богу. Если мы постимся и при этом не идём в храм, осуждаем, обманываем, лицемерим... и при этом не вкушаем мяса и молока, то пророк Иеремия ясно сказал о таковых людях словами Бога : "
Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их."


Когда пост зачтётся нам в добро?

У нас имеются понятия милосердие, терпение, любовь, в них заключается главное добро человека и они даны нам не для поста, а пост дан для них. Постимся мы или не постимся, но милосердны, терпеливы и иметь любовь к ближним мы должны всегда. Господь не спросит постились мы или нет, но он спросит были ли мы милосердны, терпеливы, любили ли мы ближних и если нет, то накажет.

Если у нас ещё нет этих добродетелей, то давайте их приобретать постом. И тогда пост пойдёт всем нам на пользу. Пост может быть нам в добро только тогда, когда мы знаем и соблюдаем меру в нём.

А потому не полагайте надежду на один пост, что попоститесь и что-то у вас прибавиться духовного или убавиться греховного. Без апостольской любви и сердечной чистоты к ближним, пост пользы не приносит.

Пост, это не существенное добро, которое должно всегда быть строго соблюдаемое и не существенное зло, которое всегда не должно быть допустимо. Строго должно быть соблюдаемы правда, целомудрие, трезвость, любовь...этому добра нет границ и ни кому не дозволено делать неправду, завидовать, гордиться... А у поста есть границы и не соблюдения их может наступить вред. Потому и считается это дело, поститься, сугубо личное и границы поста каждый себе выбирает сам ибо Бог от нас этого не требует.

Кроме того пост не всегда необходим и не всегда приличен. Поститься запрещается беременным женщинам, кормящим матерям, военнослужащим, больным, путешествующим... Потому что эта категория людей постом может навредить своему здоровью и здоровью своих маленьких детей.


и.Филарет
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author