filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Киево-Братская икона Богородицы. 15 июня.

http://www.pravenc.ru/data/2014/03/03/1234147733/i400.jpg

Киево-Братская икона чудотворная. Одна из главных святынь  города Киева, особо почиталась в XVII-XVIII вв. Списки  и гравюры с ее изображением распространялись по всей Украине. Название иконы связано с киевским православным братством и Киево-Братским в честь Богоявления монастырем на Подоле, где находился чудотворный образ.

Согласно монастырскому преданию, 10 мая  (15 июня) 1662 г. икона приплыла по Днепру из разоренного татарами Вышгорода, где была наместной (храмовой) в церкви святых Бориса и Глеба. Оставляя Вышгород, татары стали переправляться через Днепр, но их потопила поднявшаяся буря. Спастись смог лишь один татарин, ухватившись как за спасительный плот за икону Божией Матери. Икона остановилась напротив Братского монастыря и была с честью вынута монахами из воды. Татарин, испытав на себе действие Промысла Божия, уверовал во Иисуса Христа и принял крещение. Икона была поставлена в деревянной братской Борисоглебской церкви.

Отличительными признаками икон этого типа являются ручка Младенца, лежащая в руке Богоматери, и нежное соприкосновение Их ликов.

В  основе изображения лежит тип иконографии «римской» Богоматери, возникший,   под влиянием итало-критской иконописи .

При чудотворной иконе было много привесок и украшений, между которыми находилось бриллиантовое ожерелье, подаренное Екатериной Евфимовной Галаган, стоившее 2 тысячи рублей.

После пожара 1811 г. на Подоле икона перенесли в Борисоглебскую церковь  Братского мон-ря. В 1824 г. чудотворный образ вернули в восстановленный Богоявленский собор. Там его поместили в новый позолоченный киот.

Во время пожара 1864 г. в Богоявленском соборе икону. носили вокруг храма и монастыря  . От огня удалось спасти иконостас и убранство алтаря, в котором отслужили литургию и благодарственный молебен. До 1878 г.  икону из неотапливаемого Богоявленского собора на зимнее время переносили в теплую Свято-Духовскую церковь, там она пребывала до службы на вынесение плащаницы в Великую пятницу. 


http://www.pravenc.ru/data/2014/03/03/1234148221/i400.jpg

В средней части храма, в правой и левой стороне его... находится два вызлащенных киота, очень изящной резной работы. Верхняя часть каждого из киотов, устроенная в виде балдахина, покоится на восьми вызолоченных колоннах коринфского ордена, живописно расположенных в два ряда. Между ними поднимается мраморная лестница в несколько ступеней. Оба киота ограждены чугунными решетками, снабженными медными розетками для свечей. В правом (южном) киоте находится чудотворная икона братской Богоматери, а в левом (северном) - икона святителя Николая.

Размер иконы =
133,5×97 см

Каждую субботу до литургии пред иконой читался акафист. Ежегодно 1 августа и в праздник Богоявления после литургии, которая служилась Киевским митрополитом, при участии всего городского духовенства совершался крестный ход к Днепру с иконой.  После эпидемии холеры в 1853 г. в неделю Всех святых был учрежден крестный ход с иконой на Житный рынок на Подоле. Там служился молебен в специально устроенной молельне, куда заносили чудотворный образ, перед которым жители ставили свои домашние иконы.


http://www.pravenc.ru/data/2014/03/03/1234147576/i400.jpg

В 1934 г. столица Советской Украины была перенесена из Харькова в Киев и власть приняла решение о массовой ликвидации киевских храмов и монастырей ( В Киевебыло уничтожено более 60 церквей). В ряду первоочередных задач, учитывая исключительное национальное значение, был намечен снос Богоявленского собора Братского монастыря. Отсутствие до 90-х гг. XX в. информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели  Киево-Братской иконы.  Однако исследования последних лет показали, что эта икона вошла в число 5 наиболее ценных икон монастыря, переданных в учрежденный в 1926 г. на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок. В 1948 г. эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учета НХМУ с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей.


Повторное обретение иконы произошло в нач. 2000-х гг., когда сотрудниками НХМУ была установлена связь этих памятников с Братским монастырем. В настоящее время икона находится   в собрании НХМУ на стадии завершения музейной реставрации  .

Икона написана на дереве в технике масляной живописи с использованием темперы. Наблюдаются 2 основных красочных слоя, вопрос о датировке которых  остается открытым. Верхний слой по манере живописи соответствует киевской художественной школе 1-й пол.- сер. XVIII в., но икона сохранила особенности украинского типа образа Божией Матери 70-90-х гг. XVII в.: характерные черты лика, позолоченный, резной по левкасу орнамент фона (его элементы - круглые жемчужины в завитках раковин - встречаются в посл. трети XVII в.).

Не исключено, что орнамент и скрытый нижний красочный слой являются более ранними.   На лике Богоматери и на пяточке Младенца местами лежит 3-й слой, нанесенный в процессе поновлений XIX века.

http://www.pravenc.ru/data/2014/03/03/1234147812/i400.jpg



Это повторное обретение  иконы воспринимается как подтверждение чудотворности образа. Послереволюционную конфискацию церковных ценностей и вывоз в Германию в период фашистской оккупации смогли пережить и серебряные позолоченные с драгоценными камнями ризы икон Братского монастыря.  В наст. время на иконе. находится серебряная чеканная позолоченная риза.  Корона, а также накладка на запястье и звезда на плече Богоматери украшены алмазами, изумрудами, аметистами, жемчугом, кварцем, цитринами. 

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author