filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

28 сентября 443 года назад родился художник, который писал Деву Марию с натуры проститутки

http://podrobnosti.ua/upload/news/2010/05/17/686383_3.jpg
Микиланджело Меризи Караваджо - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалеку от Милана, родился 29 сентября 1571 года. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в город  Караваджо. В последствии, когда Микиланджело Меризи переехал жить в Рим, за ним и закрепилось прозвище "Караваджо", практически ставшее его фамилией. В столице по обычаю итальянских художников того времени он получил прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо. Так Микеланджело Меризи стал просто Караваджо.

Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.

Осенью 1591 он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Караваджо оскорблённый заколол шпагой в пах своего напарника по картам, который от этого умер. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.

В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.

Кардинал Милана,
Федерико Борромео познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось.

В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594).
И вот между Караваджо и Миннити происходит интересная история. Когда  художник писал эту картину, ему было 24 года, а натурщику Миннити 18 лет. Есть много версий , что эти два человека сожительствовали. С Миннити, Караваджо написал ещё несколько картин, например мальчика укушенного ящерицей.

http://3.bp.blogspot.com/-Fp1Xh20hNdk/Thg69CklXNI/AAAAAAAAAbY/dFzZj0gmJZE/s1600/i_Muchacho_mordido_lagarto_i_Caravaggio.jpg

Был ли Караваджо геем? Есть много версий за .   Однако есть такие биографические данные, что художник пользовался в последние годы жизни  проститутками, не только как  натурщицами в искусстве  .

http://s019.radikal.ru/i626/1208/b2/2111750326a0.jpg

Действительно на картинах Караваджо мы можем видеть образы красивых юношей как мальчик слева  на картине "Шулеры"

http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-10/thumbs/1255381484_19.jpg

Или мальчик справа на картине "Цыганка". Кстати здесь художник писал на картине себя и эта женщина реальная цыганка, которая гадала молодому художнику и нагадала ему раннюю смерть. Художник согласился погадать только потому, что цыганка согласилась ему позировать натурщицей Пока позировала, цыганка украла у художника кусок колбасы. Эта картина находится в Лувре (Париж).  Эта картина была приобретена для самого короля Франции и до сих пор считается лучшей картиной художника.

http://motsetmauxdemiche.blog50.com/media/02/02/1848123593.jpg

Вот ещё одна картина красивых музицирующих мальчиков и здесь вновь Марио Миннити , а рядом художник изображает себя. Некоторые говорят, что эта не двухсмысленная картина . Впрочем это не первые картины на которых художник запечатлил себя. Первый свой портрет он написал смотрясь в зеркало.

http://vinomade.files.wordpress.com/2010/09/joven-baco-enfermo-caravaggio3.jpg

Это было в  1593 году, Караваджо заболел римской лихорадкой, шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет.

Далее у Караваджо картины пошли откровеннее. Он не написал ни одной картины с нагим телом женщины.


http://rupo.ru/i/msg_i/3276/02.jpg
Зато мы видим нагого молодого Иоанна Крестителя.

http://images.budgettravel.com/blog_100119_caravaggio_popup.jpg

Или этого Всепобеждающего Амура. И тут надо знать, а для кого и кому писал Караваджо, ведь он свои картины сразу продавал и на эти деньги жил. Свои картины художник продавал за бесценок и один из заказчиков и покупателей его работ был кардинал Франческо дель Монте. Сейчас только  и известно, что кардинал сделал себе имя в истории как покровитель и коллекционер картин этого художника. Однако сам кардинал был любитель мальчиков, под него и писались картины.

Вот казалось бы на некоторых картинах у Караваджо изображение девушки, но это только так кажется. Караваджо списывал с натуры мальчика-кастрата певца кардинальского хора.

Надо отметить, что Караваджо написал очень много работ, но в России оригинальных картин художника всего одна. В то время картины Караваджо можно было купить почти даром, так почему же в России всего одна картина этого художника? Повидимому их просто неоценили как великое творение великого художника, как не оценивали при жизни его по достоинству и в самой Италии.

Так не смотря на свои шедевры, 24 летний Караваджо предпринял попытку поступить в объединение художников "школу святого Луки", но итальянский художник
Федерико Цуккаро стал главным противником приёма. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.

В 1597 году от кардинала дель Монте поступил заказ на роспись потолка его резиденции. Так появилась единственная фреска Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон».

Картины Караваджо становятся популярны среди духовенства.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a6/Michelangelo_Caravaggio_025.jpg/450px-Michelangelo_Caravaggio_025.jpg

Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты — новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет». Им написаны также «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Первый женский образ в творчестве Караваджо — «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), показывает способность художника на глубокую и поэтически значительную трактовку образа. Картина была продана банкиру и покровителю искусств Винченцо Джустиньяни. За ней последовали «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598). «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1598) .

Караваджо стал знаменит. Он покидает виллу Мадама и перебирается в дом банкира и коллекционера Чириако Маттеи, купившего «Гадалку». Марио Миннити после ссоры с Караваджо женился и уехал на Сицилию, а у художника появляется новый ученик, это мальчик 12 лет.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/51/San_Luigi_dei_Francesi%2C_facciata.JPG/420px-San_Luigi_dei_Francesi%2C_facciata.JPG


25 июня 1599 года с 28 летним  Караваджо был заключен контракт на украшение церкви Рима Сан-Луиджи-деи-Франчези сценами из жизни св. Матфея. По сегодняшний день в этом храме можно видеть работы художника.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/87/Caravaggio_%281571-1610%29_-_De_roeping_van_Matte%C3%BCs_%281599-1600%29_-_Rome_San_Luigi_dei_Francesi_10-01-2011_12-07-56.png/450px-Caravaggio_%281571-1610%29_-_De_roeping_van_Matte%C3%BCs_%281599-1600%29_-_Rome_San_Luigi_dei_Francesi_10-01-2011_12-07-56.png

Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея». Рентгенограмма показала, что художник много раз переделывал картину, первоначально Христос находился в центре.
Затем было создано «Мученичество апостола Матфея» (1600). С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростёртом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя.

http://www.gemaelde-webkatalog.de/bilddaten/std2/michelangelo-caravaggio-gemaelde-der-contarelli-kapell-01269.jpg

В отличие от других картин, сосредоточенных в частных собраниях, эти произведения Караваджо увидел весь Рим. К художнику пришла слава. Заказчики остались довольны и Караваджо было поручено выполнить центральный образ для алтаря. Караваджо написал картину «Святой Матфей и ангел» (1602).

24 сентября 1600 был оформлен заказ церкви Санта-Мария дель Пополо на «Распятие апостола Петра» (1601) и «Обращение Савла» (1601).

http://content.foto.mail.ru/mail/kostanyan_edgar/_blogs/i-121.jpg

14 июня 1602 года поступил заказ на «Успение Богоматери» для Санта Мария делла Скала ин Трастевере. Монахи картину не приняли. Художник-реалист написал картину в стиле, далёком от церковных канонов. Кроме того, в качестве модели была приглашена куртизанка Элен. Покупателя на картину долго не находилось, пока Рубенс не посоветовал приобрести её мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзага.

В 1601 году Караваджо снял собственную мастерскую, появились и ученики. В это время Караваджо создаёт много картин на религиозные темы: «Иоанн Креститель» (1600), «Ужин в Эммаусе» (1602), «Неверие апостола Фомы» (1602), «Иоанн Креститель» (1602, Капитолийские музеи), «Иоанн Креститель» (1602, Галерея Дориа-Памфили), «Взятие Христа под стражу» (1602), «Жертвоприношение Исаака» (1602), «Святое семейство с Иоанном Крестителем» (1603), «Коронование терновым венцом» (1603), «Иоанн Креститель» (1604, Канзас), «Иоанн Креститель» (1604, Рим), «Призвание святых Петра и Андрея» (1604), «Христос на Масличной Горе» (1605), «Се Человек» (1605), «Св. Иероним в размышлении» (1605), «Пишущий св. Иероним» (1605).
Каждая картина, это каждая отдельная история которые здесь описывать не хватит места  .


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e1/Michelangelo_Caravaggio_052.jpg/375px-Michelangelo_Caravaggio_052.jpg

Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. В образе фарисея Никодима изображён, как полагают некоторые исследователи, Микеланджело. Картина была отвергнута церковниками.


http://ic.pics.livejournal.com/sibeaster/27580455/157410/157410_640.jpg

В 1604 Караваджо едет в Лорето, где пишет алтарный образ для церкви Сант-Агостино. «Мадонна ди Лорето (Богоматерь паломников)» опять вызвала скандал, церковникам не понравилось декольте мадонны и то, что позировала художнику куртизанка.

http://www.qezhamar.com/wp-content/uploads/2012/02/caravaggio24a.jpg

В 1605 папа Павел V заказал художнику образ Девы Марии для собора святого Петра. Несмотря на предупреждения друзей, Караваджо опять пригласил позировать проститутку Элен. «Мадонна со змеёй» провисела в соборе только два дня.

Создание шедевров у Караваджо сопровождалось разгульной жизнью, стычками и драками, штрафами и заключениями. Он обвинялся в том, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, в том, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы его спасали кардиналы и Джустиньяни.

http://img.topofart.com/images/artists/Michelangelo_Merisi_da_Caravaggio/paintings/caravaggio040.jpg

29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччио Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Папа римский Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог безнаказанно убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.

Несколько месяцев Караваджо скрывался в имении Колонна. Там он написал несколько картин, но стиль его стал мрачным: «Святой Франциск в раздумье» (1606), «Ужин в Эммаусе» (1606). Фигура Христа напоминает фреску Леонардо «Тайная вечеря». Потом его прячет друг юности Марио Минничи.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1f/Michelangelo_Merisi%2C_called_Caravaggio_-_Madonna_of_the_Rosary_-_Google_Art_Project.jpg/375px-Michelangelo_Merisi%2C_called_Caravaggio_-_Madonna_of_the_Rosary_-_Google_Art_Project.jpg

Караваджо переезжает в Неаполь, где им было написано более десяти картин, хотя сохранились не все: «Экстаз Магдалины» (1606), «Распятие апостола Андрея» (1607), «Давид с головой Голиафа» (1607), «Мадонна Розария (Мадонна с чётками)» (1607), «Коронование терновым венцом» (1607), «Бичевание Христа» (1607), «Христос у колонны» (1607), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607).

http://jwitis.files.wordpress.com/2009/05/seven-acts-of-mercy-1607-by-caravaggio.jpg?w=497

По заказу церкви Пио Монте делла Мизерикордия он написал с огромной живописной энергией картину «Семь дел милосердия» (1607), которая до сих пор находится в этой церкви.

Неожиданно в июле 1607 года Караваджо направляется на Мальту — в Ла Валетту.

http://paulburkhart.files.wordpress.com/2009/08/caravaggio-saint-jerome2.jpg

«Св. Иероним» (1608), написанный им для кафедрального собора Сан Джованни деи Кавалиери понравился великому магистру мальтийского ордена Алофу де Виньякуру. Караваджо пишет портреты: Алофа де Виньякура, позже высоко оценённый Делакруа, и соратника магистра Антонио Мартелли.

14 июля 1608 года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином.

По заказу магистра Виньякура Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — единственная картина, подписанная художником, причём подписана она F (fra – брат), что свидетельствовало о его принадлежности братству Мальтийского ордена. На Мальте были написаны также «Спящий Амур» (1608), «Иоанн Креститель» (1608) и «Благовещение» (1608).

Однако очередной инцидент привёл Караваджо в мальтийскую тюрьму, он был посажен в каменный мешок. Каким-то образом он сумел оттуда сбежать и в октябре 1608 года приплыл на Сицилию в город Сиракузы, где содействие ему оказал Марио Миннити.

Для церкви святой Лючии Караваджо написал «Погребение св. Лючии» (1608).

В январе 1609 он переезжает в Мессину, где создаёт «Воскрешение Лазаря» и «Поклонение пастухов».  Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». «Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле

http://uploads2.wikiart.org/images/caravaggio/nativity-with-st-francis-and-st-lawrence-1609(1).jpg!Blog.jpg

В конце 1609 он направляется в Палермо, где пишет «Рождество Христа с Лаврентием и Франциском», картину, украденную в 1969 году.

Из Палермо Караваджо возвращается в Неаполь, где на него было совершено покушение. В Неаполе созданы «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609), «Отречение св. Петра» (1610), «Иоанн Креститель» (1610).

http://5147690.ru/sites/default/files/imagecache/image_big/sites/default/files/29_6.jpg

На картине «Давид с головой Голиафа» (1607-1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.

Для Маркантонио Дориа Караваджо написал «Мученичество святой Урсулы». Дориа получил последнюю работу живописца 18 июня.

В июле кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V переговоры о помиловании Караваджо. Узнав об этом, художник решил перебраться поближе к Риму и ждать официального помилования. Он нанял фелюгу и отплыл из Неаполя. Дальнейшие события покрыты тайной. По сведениям из переписки папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе, которым не все исследователи доверяют, Караваджо был задержан в крепости Пало, фелюга уплыла, и он отправился пешком в Порто-Эрколе, где и умер 18 июля.

31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

художнику было всего 38 лет.

Обстоятельства смерти художника на протяжении столетий были окутаны тайнами и домыслами. По одной из версий, например, он был убит из-за своих слишком свободных взглядов на религию. По другой – его сразила малярия. Третья версия предполагает, что он умер по пути в Рим, куда направился, чтобы снискать прощение церкви за свой слишком фривольный образ жизни. Была версия, что он даже утонул в море.

Однако сейчас исследователи из четырех университетов Италии сходятся в версии, что Микела́нджело да Караваджо умер от солнечного удара. В тот момент он болел сифилисом, и его организм был крайне ослаблен, а в 1956 году, якобы нашли и могилу художника.

Группе исследователей понадобились годы, чтобы установить, что найденные кости в одной из церквей Тосканы принадлежат человеку, скончавшемуся примерно в 1610 году в возрасте 38-40 лет. Эти и ряд других обстоятельств, говорят ученые, позволяют им почти с точностью утверждать, что в их руках оказались останки великого мастера.

Были проведены множественные химические анализы.

Вплоть до 1956 года останки художника покоились в общей могиле, где в Средние века были похоронены еще около 200 человек. Теперь они перенесены в специальный склеп.

http://txt-atrium.pl/files/u5073/ukrzwpiotrawa1.jpg

Караваджо прославился на картинах святого апостола и евангелиста Матфея, апостола которого объяла тайна смерти и погребения, такая же тайна объяла и художника Караваджо, ни кто не знает о его причине смерти , а в мире нет даже его официальной могилы. Художник просто бесследно пропал.Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века. Его картины находятся во многих самых крупных музеях Европы и Америки.

Караваджо — дитя своего века, лживого и жестокого. Как и многие мыслящие люди того времени, он тоже во многом сомневался, и при виде зла и несправедливости им овладевал скепсис. В поисках ответа на свои мучительные вопросы художник осмелился переступить границу дозволенного, за что подвергся многим бедам и испытаниям.
Как и Фома неверующий, вознамерившийся лично убедиться в истинности божественного чуда, Караваджо, ничего не принимавший на веру, стремился не только воспеть в искусстве мудрость и красоту сотворенного Богом мира, но и отразить пороки современного ему общества с царившим в нём вопреки евангельским заветам произволом, с которым он не хотел, да и не мог мириться по самой своей сути. Нет, он не был атеистом, и религия всегда оставалась для него одним из объектов творческого вдохновения, горестных раздумий и сомнений. Караваджо считал, что искусство независимо и свободно от религии, но только не от Бога. До истины он доходил самостоятельно, опытным путём, умело используя богатство красок своей животворной палитры и поклоняясь не идеализированной красоте, а правде жизни. Обретённые знания укрепляли в нём веру, находя в душе и сознании правильное соотношение.


http://i2.photobucket.com/albums/y37/uesugieiri_yuki/caravaggio/davidgoliath.jpg


Даже вот в этой картине Давид и Галиаф, художник Караваджо изображает сам себя в роли побеждённого Галиафа. Он чувствует себя побеждённым и не принятым в жизни этим обществом.

Общество не оценило революционного порыва Караваджо и отвергло его, поскольку в тогдашней Италии он выглядел незваным гостем, который опередил свой век, гордо и смело возвысившись над современниками. А такое никому не прощается. Много воды утекло, прежде чем неприятие творчества Караваджо в корне изменилось, чему не могла помешать даже «дурная репутация», сопровождавшая его как проклятие и после смерти. Судьба была немилостива к Караваджо — с гениями такое случается. Благодаря только революционным событиям во Франции стала наконец возможной переоценка творческого наследия этого бунтаря в искусстве, но ни в 18 ни в начале 19 века его картины признания достойного ещё не получали. Говоря однажды о работах Караваджо в Лувре, Теофиль Готье пренебрежительно заметил: «Кажется, что он жил в трущобах и кабаках».


http://puncta.blox.pl/resource/Caravagio_oto_czlowiek_bis.jpg


Позднее столь же негативно высказался о Караваджо, как ни покажется это странным, американский искусствовед Бернсон, перу которого принадлежит немало блестящих страниц об итальянских мастерах, поражающих глубиной анализа их творений. К сожалению, он недооценил Караваджо и не понял его новаторства и демократизма в искусстве, коль скоро в одной из работ написал: «У него на всех картинах преобладают неестественные контрасты света и тени, а изображённые им толстые и вульгарные персонажи святотатственно принимают образ Христа или апостола… Его картины переполняют толпы мужчин и женщин с порочными и опухшими от беспробудного пьянства лицами».


По той же причине агенты Екатерины II, стараниями которых петербургский Эрмитаж обогатился шедеврами Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, поддались общему поветрию и непростительно «проглядели» Караваджо. Им не хватило смелости и вкуса, и поэтому была приобретена всего одна только его картина — «Лютнист». А выбор был велик, поскольку в нищей Италии, раздробленной на мелкие княжества и раздираемой внутренними распрями, с молотка уходили за границу лучшие творения её мастеров.

Начиная с 30-х годов прошлого века началось углублённое изучение творчества Караваджо, в том числе и в Советской России. В Италии в 1951 году прошла его персональная выстовка. Эта была мировая сенсация, всколыхнувшая весь художественный мир. Словно из небытия неожиданно выплыли как призраки доселе неизвестные картины, очищенные от вековой пыли. Мир осознал, наконец, что Караваджо сумел восстановить распавшуюся связь времён, на которую сетовал шекспировский Гамлет, и в этом заключается его выдающаяся роль в мировом искусстве.

Великий Караваджо был творцом —
Его побаивалась мать-природа.
Как часто переменчивая мода
Была худого мнения о нём.
Он обладал талантом и умом,
Но главным для него была свобода,
И в благодарной памяти народа
Навечно он остался бунтарём..
(строки поэта Джамбаттисты Марино)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author