filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Священномученик Иоанн (Поммер), в письмах про Даугавпилс

Из писма В.Богдановича, архиепископу Иоанну Поммеру, 10.02.1924.
Из Вашей Латвии обращаются ко мне за протекцией. Родственница моей жены Анна Одельская обратилась чрез жену ко мне с просьбой ходатайствовать пред Вами, чтобы Вы вместо ее покойного мужа, который был настоятелем двинского каф<едрального> собора, назначили или о<тца> Михаила Савицкого, мужа ее сестры, или ее брата о<тца> Василия Смирнова, причем по некот<орым> соображениям чисто хозяств<енного> свойства она предпочитает первого. Я, владыко, оч<ень> всегда затрудняюсь пред выполнением роли лица, могущего устроить протекцию, так как не люблю затруднять и засорять соображения административной мудрости какими-либо личными отношениями, и потому не осмеливаюсь и теперь выступать с какою-либо настойчивою просьбою, если указанные назначения не совпадают с Вашими намерениями. Делаю это именно на тот счастливый случай, если такое счастливое совпадение окажется налицо, так как не могу отказать в просьбе ввиду находящейся, по ее словам, в крайне бедственном и душевном (сиротство) и материальном положении. Если, повторяю, такое совпадение совершится, буду, конечно, оч<ень> благодарен. Что касается самих кандидатов, то о<тца> Василия я хорошо знаю. Он мой товарищ, начиная от 2 кл<асса> дух<овного> учил<ища>, где я его догнал, до 4-го (кажется) кл<асса> семинарии, где он отстал. Это оч<ень> тихий, скромный, спокойный, честный и благодушный по характеру человек, по умств<енным> способностям из тех, о которых говорят, что они «пороха не выдумают». Слышал о нем, что он был оч<ень> хорошим приходским священником (<«Экимань» ?> около Полоцка). Другого, Мих<аила> Савицкого, вовсе не знаю. Знал одного Савицкого старше меня на курс по Витеб<ской> Семинарии, потом окончившего академию и бывшего преподав<ателем> Рижской Семинарии, но это, верно, не тот.



Протоиерей Г.Шавельский , 1924 год Св.Иоанну Кронштадскому.
  При чтении Вашего письма я пережил минуты, каких давно не переживал. Оно до глубины души тронуло меня Вашей чуткостью и неподдельной архипастырской любовью. Земной поклон Вам за него.
       Я никогда не был искателем и от жизни никогда многого не требовал, – поэтому еще раз повторяю: готов служить Вам на всяком месте, лишь бы была там возможность делать дело Божие. Родился я в Городокском уезде Витебской губ<ернии> 6 янв<аря> 1871 г<ода>. Служил псаломщиком (с авг<уста> 1891 г<ода> по февр<аль> 1895 г<ода>) и священником (с марта 1895 г<ода> до сент<ября> 1898 г<ода> в Городок<ском> и Лепельском у<ездах> той же губ<ернии>. С 1912 г<ода> состою почетным членом двинского Алекс<андро->Невского братства. Остальная моя служба протекала вне пределов Полоцкой епархии.



https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7a/Georgy_Shavelsky.jpg


Автор письма Св.Иоанну (Поммеру), протоиерей Георгий Иванович Шавельский.

Родился 6 января 1871 года в селе Дубокрай Витебской губернии в семье дьячка Ивана Ивановича Шавельского, окончил в 1891 году Витебскую духовную семинарию. В 1894 г. вступил в брак с Ираидой Мефодьевной Забелиной, которая 1897 года умерла при родах. В браке имел дочь Марию.


С 19 (31) августа 1891 года псаломщик Вознесенской церкви села Хвошняны Городокского уезда Витебской губернии. 19 (31) марта 1895 года был рукоположен во священники к Никольской церкви села Бедрицы Лепельского уезда; с 24 ноября (6 декабря) 1895 года по 31 августа (12 сентября) 1898 года — священник Успенской церкви села Азарково Городокского уезда.

В 1898 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1902 году в степени кандидата богословия.

С 31 января (13 февраля) 1902 года по 22 апреля (5 марта) 1911 года состоял в должности настоятеля Суворовской Кончанской церкви в Санкт-Петербурге, в это время часто встречался с протоиереем Иоанном Кронштадтским.

Одновременно, в период Русско-японской войны, с 1904 года священник 33-го Восточно-Сибирского стрелкового полка и благочинный 9 Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. С этим полком участвовал в девяти боях с японцами. Был награждён орденом Св. Анны 2-й и 3-й ст. с мечами, наперсным золотым крестом из кабинета Е. И. Величества на Георгиевской ленте. Выписка из наградного листа гласит: «17, 18 августа 1904 года у о. Фаньзятунь под огнём неприятеля священник Г. Шавельский исполнял пастырские обязанности и, будучи контужен, не оставил рядов полка

В начале декабря 1904 года стал Главным полевым священником 1-й Манчжурской армии, в должности которого состоял до 20 января (2 февраля) 1906 года. 5 (18) сентября 1905 года отец Георгий был возведён в сан протоиерея.

В 1906—1910 годах был законоучителем в Смольном институте. 9 (22) мая 1910 года защитил магистерскую диссертацию «Последнее воссоединение униатов Белорусской епархии (1833—1839 гг.)»; профессор императорского Санкт-Петербургского историко-филологического института.

22 апреля (5 мая) 1911 года был назначен протопресвитером военного и морского духовенства, с возложением митры.

2 (15) июня 1913 года ему было присвоено звание почетного настоятеля Фёдоровского собора в Царском Селе. В годы Первой мировой войны находился в Ставке, откуда руководил пятитысячной армией военных священников, а также выезжал на фронт, бывал на передовых позициях.

С 24 октября (6 ноября) 1915 года также присутствующий в Святейшем Синоде — до 14 (27) апреля 1917 года.

С 13 часов 9 марта до 22 часов 10 марта 1917 года находился под арестом в Таврическом дворце. 10 марта подал обер-прокурору Святейшего синода прошение об отставке, однако получил от военного министра А. Ф. Керенского предписание немедленно отправиться в Ставку.

9 июля 1917 года на II Всероссийском съезде военного и морского духовенства тайным голосованием большинством голосов (45 из 48) был избран протопресвитером военного и морского духовенства.

В 1917 году был кандидатом на Петроградскую архиерейскую кафедру, получив на выборах 24 мая (6 июня) 93 голоса . Член Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, член Высшего Церковного Совета. С 13 апреля 1918 года был настоятелем домовой церкви Александра Невского при бывшем Управлении протопресвитера военного и морского духовенства в Петрограде. В сентябре 1918 года Витебский совет рабочих депутатов приговорил его к смертной казни. Расстрел был назначен на 9 сентября. Предупреждённый об этом, был вынужден бежать.

30 сентября 1918 года, спасаясь от террора, в одежде оборванца, с паспортом умершего крестьянина Скобленка, прибыл из Витебска в Киев, находившийся тогда под властью гетмана Павла Скоропадского[5]. В Киеве был вынужден пробавляться написанием статей в местные газеты и окончательно испортил личные отношения с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) .

В ноябре 1918 года гостил в Ялте у великого князя Николая Николаевича; 9 декабря прибыл в Екатеринодар и 10 декабря приказом генерала Деникина был назначен на должность протопресвитера военного и морского духовенства Добровольческой армии (число священников в Армии — около 50).

В начале февраля 1919 года выступил с инициативой организовать Временную высшую церковную власть на Юго-Востоке России — ввиду невозможности сношений с Патриархом и Синодом в Москве. Под председательством Донского архиепископа Митрофана (Симашкевича) с 19 по 24 мая проходили заседания Собора, который учредил Временное Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России, облечённое всею полнотой власти, какая принадлежит Патриарху, Священному Синоду и Высшему Церковному Совету — до восстановления связи с Патриархом. Стал членом ВВЦУ на юго-востоке России.

28 марта 1920 года генерал Пётр Врангель отстранил его от должности главы военного духовенства вооружённых сил юга России, назначив вместо него епископа Вениамина (Федченкова).

В апреле 1920 года из Феодосии эмигрировал в Болгарию. Имел натянутые отношения с назначенным летом 1921 года настоятелем бывшей посольской церкви в Софии и управляющим русскими церквами в Болгарии епископом Серафимом (Соболевым) (до 1945 года в РПЦЗ) .

В эмиграции мнение о нём в консервативной церковной среде как о масоне, шпионе и ренегате ещё более укрепилось ; поддерживал экуменизм, введение григорианского календаря , а также притязания на власть митрополита Евлогия (Георгиевского) в споре того с митрополитом Антонием .

Не смог участвовать в Зарубежном («Карловацком») Соборе 1922 года, так как не получил въездной визы в Королевство сербов, хорватов и словенцев; на Соборе против него звучали обвинения в соучастии в разложении русской армии — в частности, со стороны епископа Вениамина (Федченкова) .

В 1926 году, ввиду готовившихся Архиерейским Синодом прещений, перешёл в юрисдикцию Болгарского экзарахата и фактически порвал отношения с РПЦЗ.

В июле 1946 года патриарх Алексий I пригласил Шавельского вернуться в СССР и занять должность профессора Московской духовной академии; Шавельский ответил согласием. Затем, однако, патриарх по указанию председателя Совета по делам Русской православной церкви Г. Г. Карпова был вынужден отказать Шавельскому (по выражению Карпова «ввиду неполучения корпуса в Загорске, а фактически ввиду его старости»). Возвращение Шавельского на родину не состоялось.

Скончался 2 октября 1951 года в Софии. Отпевание в храме святых Седьмочисленников, где священствовал протопресвитер, возглавил Председатель Синода митрополит Кирилл в сослужении, среди прочих, протопресвитера Стефана Цанкова.
Subscribe

  • ДЕТИ И ВНУКИ КОМПОЗИТОРА ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Все трое детей композитору Ференцу Листу родила Мари Катрин Софи де Флавини , в замужестве Д'Агульт , также известна под именем Атта…

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

Comments for this post were disabled by the author