filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Русские депутаты Латвии 1925 года


8 ноября 1925 года в Риге, в помещении общества «Улей» (ныне Рижский русский театр им. М.Чехова) состоялся банкет в честь русских депутатов, избранных во 2-й Сейм.

На фото отмечены депутаты: 1.Архиепископ Иоанн, 2.Елпидифор Тихоницкий, 3.Леонтий Шполянский, 4.Мелентий Каллистратов, 5.Иван Юпатов.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6a/Liv_square_Riga.JPG/640px-Liv_square_Riga.JPG
Русский театр Латвии носит имя Михаила Чехова, племянника А.П.Чехова. Театр основан в 1883 году. До 1902 года русский театр выступал на сцене в здании, принадлежавшем акционерному обществу «Улей». Вот в этом здании и сделана  фотография банкета в честь русских депутатов Второго Сейма.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/d/df/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF_%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%28%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%29.JPG

Архиепископ Иоанн (Поммер). Родился  18  января 1876 года
хутор Илзессалас, Венденский уезд Лифляндской губернии, Российская империя (ныне Мадонский край, Латвия). Являлся депутатом Латвийского Сейма 1926-1931 годов, избирался от "Латгальской партии".

Защищал интересы православной церкви и нередко вступал в конфликты с представителями левых партий. В 1926 году добился принятия закона о юридическом положении Православной церкви в Латвии, в котором говорилось, что она имеет право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение. Церкви и её учреждениям принадлежали права юридических лиц, гарантировались имущественные права церкви, разрешалось создание религиозных школ, учреждение православных обществ и союзов, а решения духовной власти в канонических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях.

Во исполнение этого закона уже 1 декабря 1926 года была открыта Рижская духовная семинария. Кроме того, владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии. При его участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных заведений, основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда культуры. Увеличилось количество русских учебных заведений, были открыты народные библиотеки, улучшено положение в дошкольном образовании.

Был убит на архиерейской пригородной даче в Озолмуйже (Озолкалнс; Эйхенбергская мыза ) у Кишозера (сейчас в черте города Риги) в ночь с 11 на 12 октября 1934. Убийцы подвергли его пыткам, смертельно ранили выстрелом в упор, а затем сожгли дом; тело архиепископа сильно обгорело. Владыка Иоанн, стал  одной из жертв безбожного красного интернационала, выбирающего одного за другим из антибольшевицкого стана самых опасных своих врагов .

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением памяти 12 октября.




http://www.russkije.lv/media/original/t/tihonickij.jpg
Елпидифор Тихоницкий.

Родился   10 ноября 1875 года  в селе  Подрелье Орловского уезда Вятской губернии в семье священника – Михаила Петровича Тихоницкого, расстрелянного впоследствии большевиками 20 сентября 1918 года. Определением Святейшего Синода Русской Православной церкви отец Михаил причислен к лику новомученников и исповедников Российских. Прославление его состоялось в 2003 году.


http://img-fotki.yandex.ru/get/4115/174326890.e/0_87eec_846f854b_L
Три брата


Семья Тихоницких была многодетной и благочестивой, дети воспитываались в духе почитания христианских заповедей. Двое сыновей  протоиерея Михаила Тихоницкого пошли по стопам отца. Владимир (в миру Вячеслав) (1873-1959) рано принял монашество  и в эмиграции стал митрополитом, Экзархом Западной Европы. Вениамин (1869-1957) – долгие годы служил священником в г.Вятка, а в 1942 году принял монашество и  в сане архиепископа Кировского и Слободского много сделал для сохранения православной веры в самые трудные для нее годы.  Дочери Мария, Юлия и Вера стали талантливыми педагогами.

И третий сын отца Михаила – Елпидифор окончил Казанскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия, однако духовному сану он предпочел учительство.

В 1914 г. Е.М.Тихоницкий был переведен на должность директора народных училищ в г.Псков. Во время гражданской войны оказался на территории новообразованного Эстонского государства. Однако ни в Ревеле (Таллине), ни в Нарве работы ему не нашлось. В конце 1919 г. Елпидифор Тихоницкий получает приглашение от директора Рижской городской еврейской гимназии И.Берза занять должность учителя русского языка. 1 января 1920 года Е.М.Тихоницкий приезжает в Ригу, где начинается новый и весьма насыщенный этап в его жизни..

Сначала он преподает русскую словесность в еврейской, латышской и русской гимназиях, а в 1922-м по его инициативе была создана Рижская правительственная русская гимназия. Два года он служил директором этой гимназии, но латвийское гражданство ему не давали – пришлось покинуть пост. Но уже через год, в 1925-м, едва обретя заветный латвийский паспорт, баллотировался на выборах во 2-й Сейм по списку Блока православных избирателей и общественных организаций.

Благодаря усилиям Елпидифора Михайловича появились русские библиотеки в латгальских местечках, а местное русское общество, получая субсидии, смогло организовать хоры и оркестры, ставить любительские спектакли.

Елпидифор Михайлович был арестован НКВД 14 октября 1940 года по обвинению в «контрреволюционной деятельности» – ему припомнили то, что до революциисостоял в партии народных социалистов, а, живя в Латвии, поддерживал связь с Трудовой крестьянской партией в Праге. 7 февраля 1942 года решением Особого совещания был приговорен к расстрелу. Однако приговор не был приведен в исполнение – Тихоницкий умер в лагере в Северо-Казахстанской области 21 мая 1942 года.

Жена Тихоницкого Мария Андреевна (Герда-Мария) Ланге с дочерью Марианной и сыном Вадимом эмигрировала из Латвии в 1944 году и обосновалась во Франции.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/6/68/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%A8%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg

Леонтий Шполянский

Родился в купетческой семье  4 февраля 1886 года в Киеве. Имел еврейские корни. Закончил Киевский политехнический институт.

В 1922  году переехал в Латвию и жил в  усадьбе в Прейльском районе, которую купил в 1905 году. По этой причине, он  приобрел гражданство Латвии.

Депутат Второго, Третьего и Четвёртого Сеймов Латвии от Блока объединенных русских волостных и общественных деятелей. Был заместителем  министра земледелия в кабинете Юрашевскиса и втором кабинете Целминьша.

В 1930 году попал под наблюдение полиции по подозрению в связях с большевитским правительством СССР.

Примечательно, что бывший политик не пострадал  при смене политических режимов в Латвии. Хотя сын эмигрировал во Францию.

Умер в Риге 7 августа 1963 года.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/9/96/Kallistratov.jpg

Мелентий Каллистратов


Мелентий Архипович Каллистратов, родился 15 мая 1896 года в Двинске (Даугавпилсе) на Старом Форштадте в верующей старообрядческой семье, которая занималась торговлей. Депутат первых четырёх Саймов Латвии.

 Рано лишившись отца, был вынужден помогать матери в хозяйственных делах. Закончил учительскую семинарию в Иллуксте; сдав экзамен на должность народного учителя, работал учителем в школе в Иллуксте. Одновременно вёл просветительскую работу среди старообрядцев, читал лекции, писал статьи о народном духовном образовании, был постоянным автором журнала «Щит веры». Был избран в Центральный Комитет старообрядцев Латвии.

Воевал против большевиков в 1918-1920 годах в рядах белой Армии генерала Юденича.

В Сейме в 1920 году  отстаивал интересы старообрядцев и православных, протестовал против национализации православных храмов и монастырей. Большое внимание уделял вопросам сохранения русской культуры и образования на русском языке в Латвии. В 1925 повторно был избран в Сейм. При его содействии удалось улучшить положение русской общины в Латвии. В частности, в некоторых самоуправлениях Латгалии русский язык получил статус официального языка, на важные государственные должности было назначено несколько русских общественных деятелей. В качестве депутата третьего Сейма добивался увеличения финансирования русских школ и выделения пособий для учеников из малоимущих семей. В конце 1920-х помог старообрядцам Даугавпилса завершить строительство общинного храма Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы. В 1930 начал издавать «Голос Латгалии» общественно-политическое приложение к газете «Наш двинский голос» (редактор А. И. Формаков).

В апреле 1933 года он создал свою партию – Русскую трудовую крестьянскую партию.

После государственного переворота 15 мая 1934 был арестован как оппозиционный политик и содержался в заключении в Лиепайской тюрьме. Освобождён 29 марта 1935 года; лишённый возможности участвовать в общественной и политической деятельности, работал в Даугавпилсе учителем.

http://www.nedvizimost.lv/photo/2711_5js9wnokrv.jpg
Дом в Даугавпилсе в котором депутат жил до своего ареста

В 1940 году советскими властями был назначен директором русской школы на Новом Строении, но 9 октября 1940 года был арестован органами НКВД как участник белого движения. Содержался в Даугавпилсской городской тюрьме; был расстрелян в начале Второй Мировой  войны с приближением немецких войск к Даугавпилсу. Похоронен на старообрядческом кладбище в Даугавпилсе.

Его семья эмигрировала в США.


Yupatov IF.jpg

Иван Юпатов


Иван Ферапонтович Юпатов ,   родился 1 марта 1865 года в Риге , в старообрядческой мещанской семье.

Окончил Русское уездное Екатерининское училище в Риге. Учился в Петербургском университете, затем из студентов университета поступил в сентябре 1884 года в Императорский Новороссийский университет в Одессе на физико-математический факультет по отделению математических наук.

В 1893 году окончил курс механического отделения Петербургского технологического института со званием инженер-технолог. Позже командирован за границу на два года для подготовки к преподавательской деятельности. В 1896 году назначен преподавателем Петербургского технологического института. С 1 июля 1900 года переведён на службу в Варшавский политехнический институт экстраординарным профессором.

В 1907−1908 годах — директор Варшавского политехнического института. В июне 1910 года был откомандирован сроком на 4 года на должность ректора Донского политехнического института с сохранением всех привилегий, связанных со службой в Царстве Польском. Назначен председателем строительной комиссии по постройке здания Донского политехнического института. С июня 1914 года служил чиновником по особым поручениям 4 класса при Министерстве торговли и промышленности, совмещая службу с должностями ординарного профессора Варшавского политехнического института и и. о. ректора Донского политехнического института.




Весной 1922 года решил вернуться на родину в Ригу. После Октябрьской революции находился в эмиграции в Латвии в связи с изменением государственных границ. Принимал активное участие в религиозно-общественной жизни старообрядцев Латвии. Участник старообрядческих съездов и совещаний. На выборах во II Сейм (3−4 октября 1925 года) по старообрядческому списку избран депутатом Сейма, где вместе с представителями фракций левого крыла занимался актуальными проблемами русского языка, образования, национальных меньшинств. В конце 1920-х годах был сторонником политической группы так называемых «правых» старообрядцев.

В 1930 году работал в Минестерстве образования Латвии.

Награждён орденами Святой Анны 3 и 2 степени.

Скончался в 1944 году в Риге. Похоронен на Ивановском кладбище города.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author