filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Святая преподобная София Суздальская. 100 лет канонизации святой!


Мирское имя преподобной Софии Суздальской было Соломония Юрьевна Собурова.

Происходила из боярского рода Сабуровых (ветвь Сверчковых—Сабуровых). Род Сабуровых имел татарское происхождение, её дальний предок был татарским ханом.  Дочь Юрия Константиновича Сабурова. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца).

4 сентября 1505 года , Великий Князь Московский Василий Иванович (отец царя Ивана Грозного) женился на Соломонии. Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров).


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/Dormition_Cathedral%2C_Moscow.jpg/600px-Dormition_Cathedral%2C_Moscow.jpg

Венчал молодых митрополит Симон в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые в московской истории правящий монарх брал в жены не иностранную принцессу и не русскую княжну, а невесту из семьи старомосковского боярства.

  Историки говорят, что Соломония была очень красивой девушкой с очень добрым, мягким характером.
Соломония не играла ни какой политической роли в княжестве. По традициям того времени, она больше находилась в своём княжеском тереме за рукоделием, практически не появляясь на народе.  Однако имея татарские корни, у неё была страсть к лошодям и верховой езде, а в ту пору это среди русских считалось вообще аморально и недопустимо. А потому, она вызывала у окружающих её людей удивление, осуждение и негодование.

После двадцати лет брака, Соломония так и не родила. Василий был очень обеспокоен этим фактом, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Приглашал для Соломонии иностранных медиков, но всё было бесполезно. Он запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын.

Решение о разводе было поддержано боярской думой, но не нашло поддержки среди церковных иерархов. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были по приказу Великого Князя сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана.

В 1525 году с одобрения митрополита Даниила Василий III развелся с Соломонией . Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь оказался беспрецедентным в истории Руси, хотя за первым подобным случаем в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали и другие.

В начале следующего (1526-го) года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского, от этого брака родился Иван Грозный.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/94/Rozhdestvensky_Convent_11.jpg/640px-Rozhdestvensky_Convent_11.jpg

Рождественский монастырь, или монастырь Рождества Богородицы является женщинским монастырём в Москве,  расположенный на левом берегу реки Неглинной.

Рождественский монастырь был основан в 1386 году, вероятно, Марией Константиновной, матерью князя Владимира Андреевича Смелого Серпухова. По некоторым свидетельствам, монастырь раньше до 1484 года  находился в Московском Кремле . Рождественский монастырь был сильно поврежден в результате пожара в 1500 году и  в 1547, в 1525 годах.

25 ноября 1525 года Соломонию постригли в Московском Богородице-Рождественском монастыре под именем София. Согласно разным источникам великая княгиня не хотела принимать постриг.

По одним историческим описаниям, которые входят в историю, как наиболее правдоподобными, а потому признанными за истину: Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом». При этои Соломония прокляла своего бывшего мужа и его будущий род.

По другим историческим данным, которым принято относится с недоверием, так как их  источник исходит от митрополита Даниила, который и постриг  в монашество княгиню : Соломония сама, «видя неплодство из чрева своего», просила разрешить ей принять постриг. Великий князь якобы долго сопротивлялся этому, но после того, как Соломония обратилась к Даниилу, вынужден был согласиться. Это уже государственная версия той поры, именно такую версию распорядился разглошать народу  лично Великий Князь.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/Convent_of_Intercession.jpg/640px-Convent_of_Intercession.jpg


Позже Соломонию перевели в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала ещё с 1518 года как великая княгиня. Там она смирилась и начала вести праведный образ жизни. Во время регентства Елены Глинской, согласно некоторым источникам, была выслана в Каргополь (Архангельская область), а потом вернулась в Суздаль.

Через 9 лет после пострига Святой Софии, Великий князь Василий Иванович умер от падения с лошади.  Приближённые в этом увидели Божью кару за отречения от жены. Так же Князю было предсказание, что сын его (Иван Грозный) за грех отца наполнит ужасом и горем землю, кровь будет течь рекой, будут падать головы бояр и города гореть.


SABUROVA.jpg


Через 17 лет иночества сестра София скончалась и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре.

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения.


http://monasterium.ru/images/publication/interviu/Bogorodice-Rojd.mon._i_igViktorina/_HV_8040.jpg


В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на 1916 г.

С 1984 года специальным указом Патриарха Пимена Русская Православная Церковь почитает преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.



http://spokrovmon.ru/images/sviatiny/433.jpg


Могила Соломонии в Покровском монастыре была очень почитаема, но так как согласно завещанию инокини, её погребли в земле, мощей её не тревожили до 1990-х гг. (14 августа 1995 — торжественное обретение мощей), когда монахи Московской патриархии пожелали иметь почитаемую святыню. Их выкопали из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленными, но после вскрытия сразу истлели, то есть осыпались . В настоящее время они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.

Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена некрасовская «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный (ведь сын Соломонии оказался бы его старшим братом и более законным наследником). Царь потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено «тайное» захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки.


Позже, одна из   родственниц преподобной Софии стала женой Ивана Ивановича, сына и наследника Царя Ивана Грозного . Еще одна женщина линии Годунова-Сабурова была женой Фёдора I - го , последнего царя России династии Рюриковичей .

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author