filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

29 декабря 1888 года в Риге появился новый цирк . (Из истории Латвии)



Рижский Цирк - — учреждение культуры в городе Риге и занимаемое им специальное здание в историческом центре города. Одно из старейших цирковых зданий в Европе. Является памятником архитектуры государственного значения Латвии . Расположен на улице Меркеля, 4.

Построен в 1888-м году архитектором Янисом-Фридрихом Бауманисом.

Jānis Frīdrihs Baumanis.jpg

Янис Фридрих Бауманис, родился в Риге в 1834 году. Известный лифляндский архитектор; первый архитектор-латыш, получивший высшее образование и ставший основоположником национальной архитектуры. Сын Артур Бауманис один из первых создателей исторического жанра в латышской живописи.

В Берлинской Академии Бауманис проучился с 1860 по 1862 год; в Санкт-Петербурге он провёл три года (1862—1865), в итоге получив вожделенный диплом полноценного архитектора с правом заниматься архитектурной практикой в губернской столице. С 1870 по 1880 год Бауманис занимал ответственный пост архитектора Видземского губернского управления.

Первые работы Бауманиса связаны с сооружением экклектичных домов на территории рижского бульварного кольца. В общей сложности по проектам Бауманиса было построено около 90 многоэтажных каменных домов, а всего им было создано примерно 150 зданий (в том числе деревянных, достигавших в высоту одного или двух этажей). Из 90 каменных 54 здания как раз-таки располагаются в районе Бульварного кольца.

Он проектировал здание Сейма Латвии и Верховного Суда Латвии.

По проектам Я. Бауманиса построено около тридцати православных церквей в Лифляндской губернии в городах Рига, Валмиера, Бауска...   в других городах Латвии , а так же Эстонии.

Первым директором и одним из основателей и инвесторов Рижского Цирка был предприниматель Альберт Саламонский.



Альберт Вильгельмович Саламонский родился в 1839 году в Италии. Потомственный цирковой артист , предприниматель, директор и основатель нескольких цирков, в том числе Московского цирка Никулина на Цветном бульваре (первоначально «цирк Саламонского», 1880), Одесского, Берлинского и Рижского цирка (до 1941 года — «цирк Саломонского»).

В цирке участвовал как наездник, конный акробат, дрессировщик лошадей и актёр.

Из потомственной еврейской цирковой семьи . Родители — цирковые артисты Вильгельм Саломонский и Юлия Каре . Отец был наездником и дрессировщиком лошадей.

Как наездник дебютировал в 1862 году в цирке Ренца (Берлин). Первый исполнитель сальто-мортале на неосёдланной лошади. Коронный номер — проезд верхом на лошади по бревну на высоте 5 метров . 

http://cirks.lv/site/assets/files/1084/n015_solomo_317.jpg


Воспитывал приёмного сына.
Умер в Москве в 1913 году. После смерти всё своё имущество завещал горничной своей жены Вильхемине Страупе.

Кстати, еще до того как основать цирк в Риге, Саламонский являлся основателем цирка в Дубулты (территория курорта Юрмалы). Там он в 1880 году построил летний цирк для дачников и их детей. А уже потом стал присматривать подходящее место в Риге.

Популярный клоун Рижского Цирка, Казимир Петрович Плучс, был родом из под Даугавпилса.

Будучи уже неплохим гимнастом, осенью 1910 года он прочитал объявление в газете о том, что труппе акробатов Новелло нужны ученики. Казимир поехал в Ригу, пришел в цирк и был принят на таких условиях: три года работы без жалованья, лишь за харчи и одежду.

С труппой Новелло молодой артист отправился в гастрольную поездку по Европе. График был напряженный: днем — репетиции, вечером — представления, к тому же ученику приходилось обслуживать семью хозяина — нянчить детей, убирать комнаты, ходить на рынок.

Кончилось тем, что он с партнером отрепетировал свой акробатический номер, сбежал и в маленьком французском городке начал самостоятельную работу.

Почти восемь лет Плучс проработал акробатом, пока счастливая случайность не изменила всю его дальнейшую жизнь. Случилось это в Рижском цирке. Именно здесь акробат Роланд стал белым клоуном Роландом.

Произошло это совершенно случайно. Осенним вечером 1922 года популярные латышские клоуны Рипсис и Пипсис не смогли выйти на манеж. Но в цирке, где вся программа велась на немецком языке, необходимо было хотя бы в начале представления дать пару клоунад на латышском.

Режиссер цирка и главный шпрехшталмейстер Юлиус Морус предложил Казимиру выйти вместе с ним на манеж как белому клоуну. Вопреки всем ожиданиям, новую клоунскую пару зрители приняли овациями.

За дебютом Роланда наблюдал самый популярный тогда рыжий клоун Эйжен, который оценил талант новичка и предложил ему работать вместе. Кстати говоря, особым успехом их дуэт пользовался в России.

Белая шапочка, белый украшенный блестками костюм, белое сильно напудренное лицо, подчеркнуто маленький рот, стремительно взлетевшая бровь, выразительные глаза — таким был последний и лучший белый клоун латвийского цирка. Это самое трудное амплуа в цирке, а Роланд сохранил и чистоту жанра, и благородную манеру игры.

http://cirks.lv/site/assets/files/1084/cirk89.jpg

Сперва цирковые представления давали исключительно приглашенные из-за границы артисты. Первым латышом, вышедшим на манеж Рижского цирка в 1899 году, был Мифорт Реймс — «силач и гладиатор».

Странное имя, не правда ли? А вы прочитайте его задом наперед. Мифорт — Трофим. Реймс — с небольшими поправками Мейерс.

Трофим Мейерс родился в 1875 году. 12-летним мальчиком родители пристроили его рассыльным к мяснику. Пробегая с корзинами мимо Верманского парка, он видел недавно построенное здание деревянного цирка  и находил возможность хоть как-то «приобщиться к искусству».

В 15 лет плечистый парень пошел в моряки. В поисках школы, где учат на циркача, он добрался в конце концов до Берлина. Там отыскал атлетический клуб. Днем Трофим работал на колбасной фабрике, вечером тренировался. А по воскресеньям участвовал в любительских схватках борцов на берлинском ипподроме.

В 1896 году Трофим вернулся в Ригу, нашел еще пятерых силачей — и получилось что-то вроде цирковой труппы. Но как латышам пробиться на манеж? Нужно было по крайней мере подготовить номер.

Трофим умудрился попасть в бродячую труппу, выступавшую в Александровском саду. Но публика желала видеть на манеже иностранцев — и он догадался написать свое имя задом наперед. Получилось красиво. А потом пришла в голову идея — не просто поднимать железные шары, а жонглировать ими. И не просто жонглировать — а на проволоке, на высоте в шесть футов. Это еще никому не приходило в голову.

3 марта 1899 года состоялся дебют Мифорта Реймса на манеже цирка Саламонского. Пришла слава, начались гастроли... Теперь Мифорт Реймс считается отцом латвийского цирка.




Первые зрители «дома развлечений» были от рижского цирка в полном восторге. Конечно, ведь внутреннее пространство помещения основательно освещается роскошными газовыми лампами из резного стекла. Сиденья удобно размещены друг за другом, ряд за рядом, по кругу зрительного зала. Для музыкантов здесь создана собственная хорошо видная эстрада. Возросший интерес публики к новому развлечению, Саламонскому очень понравился. Почувствовав выгоду, Саламонский с чутьем настоящего предпринимателя, объявляет о продолжении представлений, обещая все новые и новые чудеса на манеже. В последние два дня уходящего 1888-ого года после триумфальной премьеры, публики стало еще больше. Люди приводили с собой детишек на специальные детские представления. А 31-ого декабря на гала-представлении Саламонский вывел в манеж десяток виртуозных наездников на лошадях. Были так-же и акробаты, и танцовщицы, и смешные клоуны, а так-же уникальный номер Адель Рози – головокружительные прыжки через 20 колец. Саламонский запланировал два представления и 1ого января, приглашая всех посмеяться над шутками новых клоунов.“Что же это за цирк, если публика мало смеётся,” говорит директор.

http://cirks.lv/site/assets/files/1084/ltee.jpg


Конструкции сводов здания цирка, а также подпоры зрительного зала сделаны из железнодорожных рельс. Партер на 580 мест, амфитеатр на 450 мест. Диаметр манежа — почти 12 метров. Рабочая высота купола — 11 метров. В цирке есть зрительское фойе, гардеробные, тренировочный зал, помещения для животных, слоновник для 6 слонов и два стойла для 30 лошадей, а также грим-уборные, электроцех, помещения для звукооператора, костюмера, обслуживающего персонала и администрации.

http://cirks.lv/site/assets/files/1084/eelt.jpg
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author