filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

АРХИЕПИСКОП СЕРАФИМ (МЕЩЕРЯКОВ) И ЕГО ПРОДАННАЯ МИТРА.

ВЛАДЫКА ОСВЯТИВШИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ДАУГАВПИЛСЕ.





Владыка Серафим (Мещеряков) в 1860 году родился в Пензенской губернии в бедной крестьянской семье.

«Я — сын крестьянина, — рассказывал он — как бедному мальчугану мне приходилось пасти коров, а в душе росла мечта о силе и славе. Около нашей деревни в усадьбе жил генерал, а через деревню в карете, запряженной четверкой лошадей не раз проезжал архиерей. В мечтах своих я видел себя то генералом, то архиереем. Выбрал я карьеру духовную, а не военную. Ибо человеку простого звания сделаться архиереем легче, чем генералом».

В возрасте 24 лет над ним был совершён монашеский постриг, а в 25 лет рукоположили в иеромонаха.

В 1885 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра.

С 15 сентября 1885 года — смотритель Холмского духовного училища

С 1888 года — инспектор Холмской духовной семинарии .

С 1890 года — ректор Самарской духовной семинарии в сане архимандрита.

С 1893 года — ректор Тифлисской духовной семинарии и член Грузинской Имеретинской синодальной конторы. В 1894 году награждён орденом святой Анны II степени.

Именно в это время (1894—1899) в семинарии обучался Иосиф Джугашвили (известный всем Сталин).

В 38 лет владыка Серафим уже имеет сан епископа и возглавил Острожскую кафедру, став викарием Волынской кафедры. Там он прослужил 4 года и был назначен епископом Полоцким и Витебским.

Под руководством епископа Серафима на Полоцко-Витебской земле постоянно открывались новые приходы, бурно развивалось духовное образование, состоялось историческое перенесение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк.

В 1905 году, владыка Серафим посетил Двинск (Даугавпилс) в современной Латвии и осветил кафедральные собор святых Бориса и Глеба.


9 лет возглавлял Полоцко-Витебскую епархию, пока в 1911 году не был переведён в Иркутск с повышением в архиепископа. За 4 года в Иркутске при нём было построено 40 каменных храмов.

11 декабря 1915 года, после ревизии, 55 летнего владыку Серафима уволили на покой. С 1916 года, он стал управляющий на правах настоятеля Николо-Бабаевского монастыря Костромской епархии.

Сам же владыка оказался на столько беден, что находясь при отъезде из иркутской епархии в Кострому, в тяжелом материальном положении, продал принадлежащую ему довольно дорогую митру свечному складу за 300 рублей, чтобы взять денег на дорогу. В Кострому он прибывает в одной изодранной бордовой ряссе, не имея личных вещей.

В феврале 1917 года на съезде духовенства Иркутской епархии залушали сообщение председателя иркутского епархиального свечного склада о случае с проданной архиерейской митрой и постановили: возвратить высокопреосвященному Серафиму ценную для него митру, как подарок от его бывших почитателей.

16 июля 1922 года присоединился к обновленческому движению, подписав вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) и архиепископом Евдокимом (Мещерским) «Меморандум трёх», где говорилось, что они признаю́т единственной канонической верховной властью в церкви обновленческое Высшее церковное управление.

Он указал на то, что начиная с 4 века — административная церковная власть, подпав под влияние государства, вечно поставлялась неправильно. Ставились недостойные приспешники власти. Та-же история повторилась у нас, начиная с Петра. Стало быть епископы, назначаемые Синодом даже менее достойны, чем епископы живоцерковнические .

В начала 1924 года назначен обновленческим митрополитом Нижегородским.

11 сентября 1924 года принёс покаяние на Патриаршем служении в храме Иоанна Предтечи в Москве, что на Земляном Валу. Как и в случае с Митрополитом Сергием покаяние было публичным.

Был принят в Патриаршую церковь в сане архиепископа.

25 сентября 1924 года в возрасте 64 лет был арестован и отправлен в лагерь, в котором находился вместе со священномучеником Илларионом (Троицким).

В обстановке лагеря заключенных, этот, маленького роста "старик" был розовым, здоровым, покойным и довольным и, можно сказать, достаточно важным, как бы пребывающим по прежнему на своей кафедре, так что всякий кто увидел бы его в первый раз, мог бы сказать, что он всегда был таким. На самом деле он был счастливее прежнего. На обычный вопрос — как вы поживаете, как вы себя чувствуете? — он отвечал улыбающийся и довольный: — «только теперь я и живу».

Старикам из духовенства была одно время привилегия быть сторожами у лагерных складов. На белые ночи своего дежурства Владыка, плотно одетый и подпоясанный веревкой, брал под мышку молитвослов и стопку книг, которые у соловчан еще водились в то время. В такие часы он умудрился написать доклад о догмате искупления.

Спустя три года, владыку освободили и он продолжал служения в сане архиерея.


С 29 июня 1927 года — архиепископ Тамбовский.

С 28 января 1928 года — архиепископ Ставропольский.

С 19 апреля 1932 года — митрополит Ставропольский и Кавказский.

17 января 1933 года арестован в городе Кропоткин Краснодарского края. Тройкой при ПП ОГПУ по СКК и ДССР приговорён 2 апреля 1933 года к высшей мере наказания. Расстрелян 7 мая 1933 года. Место его погребения неизвестно.



ПОЧЕМУ ВЛАДЫКА СЕРАФИМ НЕ КАНОНИЗИРОВАН В ЛИКЕ СВЯТЫХ?

Ставропольский священник Евгений Шишкин сказал, что его канонизация невозможна по следующим причинам:

==Чекистам удалось его сломать — он не отрёкся от веры и своего сана, но на допросе признал себя политическим преступником, князем Мещерским, террористом… Ведь дело, очевидно сфабрикованное в традициях начала 30-х годов — по признательным показаниям. Когда не было улик, надо было добиться, чтобы человек сам себя оговорил. И мы не знаем, каким изощрённым пыткам подвергался владыка Серафим, но это можно представить себе по тем совершенно немыслимым признаниям, которые мы читаем в протоколах допроса. И по тому, какими дрожащими буквами расписывался он в конце страницы… Как выглядит конец жизни владыки Серафима в глазах Божиих? Может быть, Господь принял его как исповедника Своего, но для нас признательные показания являются одним из четких критериев, что официального прославления в лике святых исповедников быть не может.==
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author