filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Хрисанф и Дария мученики римские. История и исследование их мощей.



Хрисанф был родом из Александрии, вместе с отцом-язычником переселился в Рим, где обучался в философской школе. Во время обучения прочитал Новозаветные книги и решил стать христианином. Он нашёл скрывавшегося от гонений священника Карпофора, который несколько месяцев наставлял Хрисанфа в вере, а затем крестил, и Хрисанф стал открыто проповедовать христианство.

Отец Хрисанфа, желая вернуть его к язычеству, женил юношу на Дарии, жрице Афины Паллады, но Хрисанф обратил свою жену в христианство, и они решили вести девственную жизнь. Горожане пожаловались властям, что Хрисанф и Дария призывают к безбрачной жизни и многих смогли склонить к этому. Супруги были приведены на суд, где их подвергли истязаниям, требуя принести жертвы языческим богам. После безуспешных попыток склонить их к отречению от Христа супруги были казнены — их живых опустили в ров и засыпали камнями и землёй. Мученическую смерть Хрисанфа и Дарии относят к 283 году (по другим данным они пострадали в 256 году).

Место мученической смерти Хрисанфа и Дарии стало почитаться христианами, которые собирались в пещере расположенной рядом с местом их смерти. Однажды во время богослужения пещера по указанию правителя была засыпана землёй. В ней приняли мученическую смерть пресвитер Диодор, диакон Мариан и многие клирики, так же Клавдий и жена его  Илария, а так же их дети  Иасон, Мавр. Их память совершается в один день с Хрисанфом и Дарией.

Святые Хрисанф и Дария почитаются всем христианским миром, как Православной, так и католической и Армянской Церквами. А потому особо почитаемык части  мощей этих святых мы находим во многих городах мира и конечно там особенно сильно в богослужениях прославляют этих святых мучеников.Но на Западе день их памяти 25 октября.

Действительно, в первые века христианства, вскоре после мученической кончины Хрисанфа и Дарии была очищена пещера, в которой нашли и останки этих святых и  священников и мирян, кто погиб в пещере во время службы литургии у мощей. Были найдены евхаристические сосуды это доказывающие.

 Папа римский Дамасус благословил в Риме не далеко от Колизея  сделать эту пещеру местом поклонения святым мученикам. В пещере были в драгоценные гробницы положены мощи Хрисанфа и Дарии и собраны останки всех пострадавших мучеников, а так же литургические сосуды от евхаристии найденые в пещере. Вход пещеры был замурован стеной и оставлено было только оконце, чтобы каждый христианин мог подойти к пещере и в оконце видеть гробницы святых мученико, помолиться им .

Но в 9 веке на Рим нападают Готы, они оскверняют это святое место и уносят мощи святых на территорию Германии в город Прюм. Так Рим теряет мощи Хрисанфа и Дарии.



Когда говорят о мощах Хрисанфа и Дарии, то в первую очередь, называется немецкий город Прюм (на фото главный собор города) , куда они были доставлены из Рима в 844 году. Тем самым, сегодня немецкий город Прюм  является старейшим местом поклонения мощам этих святых.

Так же известно, что собором города Прюм,  частица мощей в 848 году была подарена немецкому городу Бад-Мюнстерайфель, что недалеко от Кёльна.



На верхнем фото, церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии в немецком городе Бад-Мюнстерайфель. Здесь с 848 года находятся частицы мощей святых, которые подарены собору, собором города Прюм спустя 4 года, как только мощи были . Даже сейчас святые мощи Хрисанфа и Дарии в этом храме так сильно почитаются, как даже не почитаются в Прюме. Можно сказать, что этот храм стал центральным местом поклонения этим святым в Германии, а может и во всём мире.


Тек же мощи святых имеются в городах Австрии: Вене и Зальцбурге.  В Итальянских городах  Неаполь, Ория и  Реджо-нель-Эмилия .

О австрийских и двух итальянских городах нет ни каких достоверных фактов, кем и когда были принесены в эти города частицы мощей.



Вверху на фото мы видим северо-итальянский город Редже-нель-Эмилия с возвышающимся собором над городом. Одно из мест Италии, где покоятся кости  (целые скелеты) Святых мучеников Хрисанфа и Дарии. И вот там итальянцы не согласны, что мощи сейчас продолжают оставаться в Германии. тем более наука подтверждает факт достоверности мощей в этом городе Италии. 


В этот собор они были пожертвованы Королём Италии, Беранжем Вторым в 946 году. До этого времени они временно находились в разных городах и странах Европы, возможно именно сюда они и были принесены из Германии, но сейчас это нельзя подтвердить или опровергнуть. 


Настоятель собора в 2013 году разрешил исследовать останки костей, которые много веков почитаются как мощи святых И наука подтвердила, что эти кости, человеческие останки людей живущих между 80 и 340 годами, (то есть 1-4 век), принадлежат они двум разным разнополым людям, девушке и юноше позднего подросткового возраста.

Если по церковной истории Хрисанф и Дария пострадали в 283 году и были молодыми людьми ещё не вступившими в брак, то исследования полностью подтвердило достоверность мощей святых мучеников в этом итальянском месте.


Причём с 16 века до 2008 году этих мощей в соборе ни кто не видел . Было только предание, что под главным алтарём покоятся кости святых мучеников  Хрисанфа и Дарии, которые открыто покоились в соборе  вплоть до 16 века.

Во время строительственных работ в соборе, действительно под алтарём был найден запаянный сосуд, который не вскрывался несколько веков и в нём были человеческие кости в пределах 300 штук. под алтарём они пролежали 500 лет , а их черепа находились внутри двух небольших золотых бюстов.


Учёные впервые, со всеми самыми последними технологиями предложили Церкви исследовать мощи и узнать их достоверность. Да и сама работа  по изучению ДНК людей живших в первые века была не из дешовых,  эта работа оценивалась в 30.000 евро.к

Католическая Церковь решилась на смелый шаг, позволив изучить мощи учёным и огласить результат, даже если бы он был отрицательным.


Вот как это прокомментировал правящий епископ данной епархии  :  - Эта инциатива показывает, что наша Католическая Церковь не боится конкурировать и сотрудничать с наукой. Забота о святых телах и поклонения мощам, это характерно Католической вере. Мы считаем, что тело священно как и душа и тело или кости  святого должны жить вечно.
Если бы результаты были бы отрицательные, то и в этом нет ничего страшного ибо это уже не ново. В средние века было много злоупотреблений в Католической Церкви, когда святыни и мощи подделовали. Это не ново и в Церкви всё это было. Если бы наука не подтвердила факт достоверности мощей, это ни как бы не отразилось на нашу молитву ко святым Хрисанфу и Дарии и веру в этих святых
.


Учёные определили, что Святой мученицы Дарии было где-то 20 - 25 лет, очень высокая, но молодая и очень хрупкая девушка (девственица) и на момент смерти была обсалютна здорова, что говорит о том, что  умереть свойственной смертью она не могла. Это могла быть смерть от удушения.

Хрисанф был  моложе, его возраст определён как  юноша переходного возраста в мужчину 17-18 лет.  Кости показали, что и он был обсалютно здоров и нет от физического труда ни какой диформации, а значит, что кости относятся к людям высшего сословия.


В костях была обнаружена очень высокая уонцентрация свинца, что указывает на то, что эти люди употребляли в пищу воду из свинцовых труб. В то время в Риме действительно уже был свинцовый водопровод, только в домах очень богатой знати.

Однако немцы города Прюм продолжают верить, что настоящие мощи у них, а подтверждение учёных может говорить только, что это останки людей того времени, возможно даже тех мучеников, которых убили у мощей Хрисонфа и Дарии в пещере. Ведь не смогли же учёные сказать конкретно имена этих людей. Однако наука сегодня официально подтверждает только итальянские мощи и при этом соглашается, что после Рима мощи были в Германии, что Германия, это старейшее место поклонения мощам этих святых. Но наука те мощи не исследовала , однако это не значит чтобы кто-то мог утверждать, что в Германии мощи не настоящии. Ведь там тоже могут оказаться останки людей живших в то же время, что и те люди, останки которых изучены в Италии. И что тогда? 


ФОТО: собора в Италии.

По бокам от входа статуи Хрисанфа и Дарии


Затрудняет изучение то, что на итальянских мощах совсем не выявлено частиц земли. Если бы были песчинки, то их можно было бы сравнить с песчинками Риских катокомб того времени. Но отсуствие земли может говорить о том, что мощи Хрисонфа и Дарии ни когда не находились в земле, после казни их могли похоронить в гробах, как хоронили богатых людей уже и в то время в Риме. А если даже мощи и были взяты из земли, то до Итальянского места упокоения они проделали многовековой большой путь по городам и страном и в Церкви есть традиция  обретённые мощи (кости) тщательно обмывать водой и вином.

Так же есть данные, что до войны частица мощей Святой Дарии  находилась в Польском городе Краков в католическом костёле Св.Николая. Люди помнят, что поклонялись этим мощам. Сегодня в Кракове нет достоверно точных данных, когда и откуда были в город принесены мощи Св.Дарии и когда и куда они потом делись. Однако в Польше и особенно в окрестностях Кракова, имя Дария очень популярно.


На фото вверху, мы видим церковь в католическом монастыре  Франции в местечке Больё - ле-Лош.   Эта церковь в честь святых Хрисанфа и Дарии и там тоже есть мощи святых.

В 1011 году, граф Анжуйский Фульк Третий отправился в поломничество в Иерусалим и назад возвращаясь со святыней, камнем от Гроба Господня, граф желал заложить этот камень в основании монастыря, который он хотел построить. На обратном пути он обратился за аудиенцией  к Папе Римскому Сергию Четвертому и Папа его принял и не только благословил построить во Франции такой монастырь, но и дал части мощей, чтобы в монастыре имелась святыня которая бы привлекала народ и этими мощами оказались сердца Хрисанфа и Дарии. Монастырь был построен и впоследствии самого графа в склепе под этим храмом и похоронили.

Правда, когда речь идёт о мощах Хрисанфа и Дарии, почему-то это место во Франции упоминается реже всего и даже не совсем официально.


Имя Дария исходит от сокращённого греческого имя Дорофея. При этом имя Дария звучит одинаково на всех европейских языках.

В других формах имя может звучать как Дарья, Дарина, Дарьяна,  в финнском языке Тарья.

В производных формах имя может звучать: Дарьюшка, Даря, Дара, Дарюха, Дарюша, Дарёна, Дарина, Даруня, Дарёха, Дарёша, Даша, Дашуля, Дашуня, Дашура, Дашута, Дашуха, Даня.

Имя Дария считается древнеперсидским и звучит в Персидской истории как "Дара".

Другие варианты имени — Дари́на, Дарья́на (фиксировались в современный период, после Октябрьской революции). Распространённая краткая форма имени — Да́ша. Мужское парное имя — Да́рий (точнее, изначально имя было мужским, а имя Дарья образовалось как парное к нему).

Помимо святой мученицы Дарии Римской  , в святцах упоминается ещё св. Дария, пострадавшая за веру при императоре Траяне (начало II века). Она ещё более ранняя христианская святая.

Имя Дарья входило в число традиционно распространённых женских русских имён. В XVIII веке оно употреблялось во всех сословиях, но было преимущественно именем крестьянства и купечества. Во второй половине XVIII века частотность имени среди крестьянок достигала высоких значений: 48 ‰ в уезде Можайском. В купечестве имя было реже, всего 9%  купеческих девочек называли Дарьями.

После Октябрьской революции имя практически вышло из употребления и почти не использовалось при наречении новорожденных в первые десятилетия советской власти: оно прочно ассоциировалось с дореволюционными порядками, косным крестьянским бытом, считалось «пошлым», «мещанским».

Возрождение интереса к имени наметилось в 1970-е годы. Показательно юмористическое стихотворение Виктора Бокова «Дарья», в котором родители и родственники обсуждают неожиданный выбор имени для новорождённой девочки.

Молодой отец сердился,
Целый день ходил не в духе:
— Дарья! Что это такое?
Дарья! Что это за имя! —
Тёща зятя устыжала:
— Полно, чем ты недоволен?
Дарья — это дар природы,
Это лучше, чем Светлана,
Проще, твёрже и сурьёзней…



На рубеже XX—XXI веков имя приобрело массовую распространённость, став в 2000-е годы одним из наиболее востребованных женских имён. Так, в Москве в 2005 году имя было на 4-м месте (частотность составляла 50 ‰) , а в 2006—2008 годах имя прочно удерживало 3-е место, уступив только именам Анастасия и Мария. В 2005—2009 году в Санкт-Петербурге имя отмечалось в тройке лидеров . В Хабаровском крае в 2009 году имя по массовости занимало 2-е место с частотностью 50 ‰, пропустив вперёд лишь имя Анастасия.

Имя Хрисанф распространено меньше. Однако известно, что его носили несколько известных людей, среди которых были не только люди в монашестве и архиерействе, но и в миру, например Хажак Гюльназрян (армянский писатель) носит настоящее паспортное имя Хрисанф.
Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, его имя Кирсан, это калмыкский  аналог имени Хрисанф.
Истории известен педагог-археолог Ящуржинский Хрисанф Петрович.
Поэт и художник Лев Зака, подписывался псевдонимим Хрисанф.
Хрисанф Чернокозов — коммунист, чекист, который  сражался за русский Кавказ в Октябрьскую революцию, даже такие вот имена носили революционеры.

Само имя греческое "Хрисантос" и пошло от названия "Золотого цветка"  Хризантема.

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author