filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Католический кафедральный собор в Риге. (Церковь Святого Екаба)

File:Vistas desde la iglesia de San Pedro, Riga, Letonia, 2012-08-07, DD 21.JPG


Кафедральный собор Святого Иакова (Sveta Jekaba katedrale), в просторечие более известный как просто церковь Екаба - это один из трех соборных шпилей без которых трудно представить знаменитый силуэт Старой Риги. И если две первые достопримечательности, а это конечно Домский собор и башня Петра, хорошо известны каждому, то церковь Екаба всегда оставалась загадкой.

Это один из красивейших архитектурных памятников кирпичной готики, затерянный между узких улочек старого города рядом со зданием Сейма, но хорошо видный на любой панораме столицы. Сегодня это кафедральный собор архиепископа римско-католической церкви, духовный центр и главная католическая церковь Латвии.

Перед массивной входной дверью можно увидеть дату постройки - 1225 год и надпись «Misericordias domini in aeternum cantabo» (Пою для вечного и милосердного господа). Храм был построен за городскими крепостными стенами, и первыми его прихожанами стали жители предместий. Тогда что-бы попасть внутрь надо было подниматься по ступеням, а сейчас наоборот спускаться по каменным ступеням - культурный слой города за эти века стал на пару метров выше.

Войдя, в стенах можно разглядеть каменные плиты с полустершимися надписями и датами, как на древних захоронениях. В средневековье весь пол тут был устлан такими плитами — хоронили тогда и в храмах, и по соседству. И даже на месте сегодняшнего сейма было кладбище. Только при Екатерине Второй хоронить в городе запретили — дабы избежать эпидемий. С той поры в храме сохранилось несколько плит, правда, захоронений под ними нет.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1d/Cathedral_of_Saint_James_Interior_2%2C_Riga%2C_Latvia_-_Diliff.jpg/599px-Cathedral_of_Saint_James_Interior_2%2C_Riga%2C_Latvia_-_Diliff.jpg


В алтарной части — картина «Святой Мейнард». Мейнард — первый епископ Ливонии, еще до приезда Алберта принесший сюда христианство. А картина появилась вскоре после посещения собора Папой Римским — в 1993 году. Он «возобновил в Латвии культ Святого Мейнарда», а сами мощи первого епископа покоятся в церкви Петра.

С далеких средневековых времен в интерьере уцелели лишь два атрибута — деревянная скульптура ХIV столетия и фрагмент росписи на хорах, выполненной век спустя. Все остальное погибло в годы Реформации. После провозглашения нового учения, лютеранского, здесь начались погромы и поджоги. В 1525 году в храме обосновалась первая латышская лютеранская община города.

В 1582 году церковь была выкуплена у горожан польским королём Стефаном Баторием, чья власть была установлена над Ригой примерно в это же время, и передана обществу иезуитов (обществу Святого Иисуса). Однако в ходе продолжительных Календарных беспорядков, причинивших немало вреда интерьерам нескольких рижских церквей, прямо во время богослужения иезуитов в 1584 году в храм ворвалась толпа разгневанных горожан (представителей так называемой бюргерской оппозиции, поднявшей спонтанное восстание против рижского патрициата), которые занялись разгромом церковной утвари и предметов культуры, а также избиением священнослужителей. Такими несколько «преувеличенными» методами они выразили свой протест против введения в Риге Григорианского календаря.

Сразу после «чистки», оказавшей непосредственное влияние на сохранность церковного интерьера, церковь перешла под управление городских властей, настроенных на тот момент откровенно антииезуитски. Тем не менее уже с 1591 года город утратил власть над храмом (что было связано с поражением восставшей бюргерской оппозиции в десятилетнем противостоянии прокатолического патрициата) и перешёл в управление Общества Иисуса теперь уже надолго, пока Рига в качестве столицы Ливонии не присоединилась к Швеции.

После провозглашения лютеранского учения храм почти на 400 лет был отнят у прежних хозяев, за исключением нескольких десятилетий правления польского короля Стефана Батория, когда его вновь отдали католикам и лишь в 1924-м возвращен историческим владельцам.

При этом, возвращение давалось не легко. Когда Латвия в 1918 году завоевала свою независимость, то ставился вопрос в Риге о строительстве  католического кафедрального собора. Однако большая часть депутатов не поддерживала вопрос строительства нового собора, так как требовались большие деньги от нового государства. Было решено, что католикам надо отдать одну из лютеранских церквей. католики очень хотели вернуть себе Домский собор, но лютеране дали понять, что об этом и речи быть не может. Позже с большим трудом правительство Латвии смогло уговорить Лютеранскую Церковь вернуть католикам церковь Святого Иакова. В том же году собор Иакова  стал кафедральным и остается им по сей день.

У церкви Екаба уникальная 80-метровая башня, возведенная в 1755 году. Это единственная подлинная готическая башня на культовых сооружениях города. Башни Петра и Домского собора, к примеру, перестраивались уже в XX столетии. А вот позолоченный петушок совсем молодой - он тут появился только в 1982 году. Как и в старину, он держит нос по ветру — флюгер.

Другая особенность — колокола. Сейчас их три, и вместе они звучат только по праздникам, а ежедневно перед началом богослужений — лишь один. С улицы до сих пор виден козырек в башне, под которым когда-то стоял еще один примечательный колокол. Его называли колоколом грешников: он созывал горожан на Ратушную площадь, когда там казнили преступников. Легенда гласит, что звучал он и тогда, когда под ним проходили жены-блудницы. Бюргерши возмущались, требовали убрать «враля», однако их мольбы долго оставались неуслышанными. Во время Первой мировой войны «злой колокол» эвакурировали в глубь страны.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author