filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Город Трабзон и страсти вокруг трабзонского храма святой Софии


Святая София в Трабзоне— бывший кафедральный собор Трапезунсдкой митрополии Константинопольской православной церкви, с 2013 года — мечеть.

Выдающийся памятник поздневизантийского зодчества, крупнейший храм Трапезундской империи, известный своими фресками XIII века.

Собор был построен в 1238—1263 годах Мануилом I. В 1461 году Мехмед II захватил Трапезунд и превратил собор в мечеть. Здание собора использовалось как военный госпиталь и склад во время Первой мировой войны, когда город был занят русскими войсками. Далее он снова использовался как мечеть до 1964 года, когда он стал музеем после реставрации, проведённой в 1958—1964 с помощью Эдинбургского университета.

В июле 2012 года вице-премьер правительства Турции Бюлент Арынч заявил о намерении правительства разрешить передачу храма мусульманской общине для обращения в мечеть. В апреле 2013 года храм был превращен в мечеть.



Далеко не все жители Трабзона были согласны, чтобы этот исторический памятник 12 века был бы вновь только культовым строением, часть населения хотела в соборе видеть музей и даже собирали подписи для правительства. Но правительство берёт курс на исламизацию Турции и уже до собора в Трабзоне мусульманам для молитвы были переданы исторические христианские памятники Никеи, а теперь открыто уже говорят о передаче мусульманам для молитвы некогда главной христианской святыни Византии собора святой Софии в Стамбуле.

В 2012 году религиозные власти города Трабзона подали иск против министерства культуры Турции, утверждая , что министерство «незаконно оккупирует» "мечеть" (собор Софии в Трабзоне) в течение нескольких десятилетий под музей.

Исламисты выиграли дело, получив право собственности на здание бывшей церкви. С 5 июля 2013 года бывшая церковь была частично перестроена в архитектуре на некоторое время в мечеть в соответствии с местным постановлением правительства Трабзона. Были начаты работы по реконструкции старинного строения под мечеть. Некоторые христианские древние фрески были скрыты и пол покрыт ковром.



Муфтий турецкой провинции Трабзон сказал , что «работа по открытию мечети Святой Софии , в городе продолжится в духовных традициях ислама и в церкви Св. Софии снова возобновятся исламские молитвы» , а так же добавил, что «во время молитвы все древние христианские росписи будут сохранятся для потомков как древнее искусство, но однако они все в мечети будут покрыты от глаз молящихся мусульман занавесками».

Исламское духовенство Трабзона даже властям города обещало бунтом мусульман, если город не передаст им это здание 13 века и власти города видимо пошли на уступки своих духовных лидеров.

В Защиту христианской древней святыни стал Константинопольский Патриарх Варфоломей, он лично прибыл в Трабзон чтобы встретиться с руководством города.

Патриарх Варфоломей в частности сказал, что нет ни какой необходимости отдавать древнюю христианскую церковь под мечеть и выразил мнение, что было бы лучше, чтобы церковь осталась музеем под открытым небом для всех религиозных конфессий города.

Эта жемчужина древней архитектуры свидетельствует о древнем присутствии христиан Понта на берегу Черного моря, уничтоженых в результате различных геноцидов и чисток вначале османами, а затем месхетинцами.



Патриарх Варфоломей сказал: «Мы уважаем все мечети и все места исламского поклонения, но в данном случае - превращение Святой Софии в мечеть - я не вижу необходимости для поклонения. Мы выступаем за сохранение церкви Святой Софии в качестве музея. Кроме того, есть уже много мечетей , чтобы удовлетворить потребности для поклонения верующих мусульман, и все имеющиеся в городе мечети в основном остаются частично пустыми. Вначале надо заполнить все мечети молящимися, а потом уже превращать святую Софию в мечеть.
Если Святая София в Трапезунде превращается в мечеть , то она будет доступна только для наших мусульманских братий , наоборот, если церковь остается в качестве музея, она может предложить свои услуги для всего международного сообщества, с значительными прибылями. для жителей города
»

Интересный факт, что Всесвятейшего Патриарха Варфоломея поддержали турецкие журналисты, напомнив слова правительства Турции, что оно обязано удовлетворять потребности турецкого меньшинства, всех тех граждан страны, которые в древности жили и правили на этой территории и в древности имели тоже своё присутствие в этой стране.

Многие жители Трабзона выразили поддержку Патриарху и письменно обратились к правительству Турции со словами, что турецкая политика правительства по отношению к меньшинствам «один шаг вперед, один шаг назад», в зависимости от обстоятельств и от политической конъюнктуры.

В Трабзоне живёт одна из самых больших диаспор христиан в Турции, но Патриарха поддерживают и большое количество мусульман города. Не стоит забывать, что Турция светская страна и там достаточно в том числе и турецких местных атеистов.

Возможна такая христианская сильная позиция не всем нравиться в Трабзоне и потому в городе время от времени возникает всплеск исламского фанатизма направленного против инакомыслящих. Так 5 февраля 2006 года итальянского священника Андреа Санторо на паперти католического храма Трабзона выстрелами в упор расстрелял молодой исламский фанатик.

И ВОТ ...

Буквально несколько недель назад, как стало известно, местный союз архитекторов из Трабзона подал иск против министерства юстиции Турции по делам религии, по вопросу перепланировки музея под мечеть. Местный судья постановил , превращение бывшей христианской церкви в мечеть признать незаконным, и обязать власти города Трабзона сохранить христианскую церковь Святой Софии в качестве музея.





ТЕПЕРЬ О САМОМ ГОРОДЕ ТРАБЗОН.
Путешествуя в 2014 году по Кавказу, я оказался в Аджарском городе Батуми и узнав, что буквально каких-то 15 км. до границы Турции, то конечно захотелось заехать в эту страну, посмотреть как люди живут. Для этого конечно был выбран не курорт, а один из немаленьких и не туристических городов, чтобы не очень далеко от Грузии и выбор пал на совсем ранее мне не знакомый портовый город Трабзон.

Восток, ислам, немного другой мир. Хорошая страна, красивый город, приветливые люди.


Население 427.000 человек. Трабзон расположенный на берегу Чёрного моря, у устья реки Мучки, у подножия покрытого лесами Колат-Дага. В городе сохранился ряд памятников византийской архитектуры, включая бывший собор Св. Софии, Панагия Хризокефалос (теперь мечеть Фатиха), церкви Св. Анны и Св. Евгения (теперь мечеть Йени Джума), а также городские стены.

Согласно Евсевию, город под названием Трапезус (др.-греч. Τραπεζοῦς) был основан на территории Колхиды выходцами из Синопа в 756 году до н. э. А потому у него за столь веков история очень богатая, входил в различные государственные территории.

Портовый город являлся самой восточной греческой колонией на черноморском берегу Малой Азии и играл важную роль в торговле с анатолийскими государствами.

Город был и в составе Понтийского Царства и в составе Малой Армении, и свободным городом и частью Римской Империи. Мусульманские авторы Х века отмечают, что Трапезунд (современный Трабзон) часто посещали мусульманские купцы, в качестве основного источника византийского шелка.


С 1204 году Трапезунд (старинное название Трабзона) стал столицей небольшого греческого государства Великих Комнинов, известного как Трапезундская империя. Государство поочерёдно было данником турок и монголов в XIV—XV веках, а в 1461 году пало под натиском турок-османов. Трапезундская империя была последним осколком Византии. После сдачи города туркам большая часть домов была передана турецким солдатам, городская знать и значительное число греков переселено в Константинополь, куда первоначально был выселен и последний император Давид. Но через два года в 1463 году император и вся его семья были умерщвлены 1500 трапезундских юношей были забраны в янычары.

В Трапезунде до кровавых событий 1896 года было от 35 до 45 тысяч жителей, в том числе до 8000 греков и 6000 армян, остальные — мусульмане, преимущественно турки, немало персов, но после побоищ и вызванных ими выселений число жителей значительно сократилось. Трапезунд — резиденция греческого митрополита, армянского архиепископа, армяно-униатского епископа. Более 20 христианских церквей, около 40 мусульманских мечетей и школ.

В 1912 году в городе и районе проживали: мусульмане — 89 225 чел., греки — 38 625 чел., армяне — 11 915 чел. В начале ХХ века в Трабзоне и его близлежащих сёлах насчитывалось 89 действующих армянских церквей. Все они были разрушены на протяжении ХХ века.

С началом Первой мировой войны греческое и армянское население подверглось гонениям — геноциду.

В результате Трапезундской операции город был занят русской армией с апреля 1916 года по март 1918 года, Митрополит Хрисанф возглавил временное греческое правительство. Греческие отряды самообороны продолжили борьбу и с уходом русской армии вплоть до 1923 года, когда большая часть коренного православного греческого населения была переселена в Грецию. Осталось население, принявшее ислам. Часть сегодняшнего населения, будучи мусульманским (есть предположение: и криптохристианским) является носителем греческого языка (т. н. румча).


Как бы вот такая история этого города. Есть и другая современная история, в которой говорится о захвате террористическими группами парома и расстреле католического священника на паперти католического храма. А так же то, что власти города не желают допускать Вселенского Патриарха до местного исторического монастыря, чтобы там хотя бы раз в год совершалось христианское богослужение..

Да и самих храмов ни православных, ни католических на пути по городу за два дня не попалось, чтобы увидеть их невооружённым глазом, зато вот мечетей в каждом квартале города по две и больше.

Однако интересно было узнать уже позже, что этот город с большими христианскими корнями. Здесь родились, жили и молились, а порой и принимали мученическую смерть христианские православные святые:
1. Евгений Трапезундский — мученик, покровитель Трапезунда.
2. Афанасий Афонский — основатель Великой Лавры на горе Афон.
3. Иоанн VIII Ксифилин — константинопольский патриарх (1064—1075).
4. Вселенский Патриарх Виссарион Никейский, он же Виссарион Трапезундский (1403—1472) — греческий гуманист, церковно-политический деятель, писатель, учёный.
5. Новомученник Симеон Златоискустник (Συμεών ο Χρυσοχόος), XVII век.
6. Святой Иоанн Новый, он же Иоанн Трапезундский — покровитель Молдавии.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 17 АПРЕЛЯ ДЕНЬ ЭСПРЕССО (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КОФЕ)!

    ПОГОВОРИМ О КОФЕ ЭСПРЕССО! ==Эспрессо, это просто концентрированный простой кофе? --Эспрессо является концентрированной формой кофе подается…

  • факты о святой Бернадетт

    РАССКАЗ ФРАНЦУЗСКОГО КАТОЛИЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА О СВЯТОЙ БЕРНАДЕТТ Во Франции она одна из популярнейших святых, так как тело остается нетронутым…

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

Comments for this post were disabled by the author