filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

31 год назад затонул пароход "Адмирал Нахимов"


31 год назад (31 августа 1986 года), вблизи  Новороссийска (в 4 км. от берега) в результате столкновения с сухогрузом затонул пассажирский пароход "Адмирал Нахимов".

Из 1243 человек ( 897 пассажиров и 346 членов экипажа) на борту, погибли 359 пассажиров и 64 члена экипажа, всего 423 человека из которых 251 женщина. Среди погибших так же 23 ребёнка возрастом до 16 лет.
Среди погибших были жители девяти Советских Республик.  Более всего, 267 человек погибло из Украины (из них 51 член экипажа ). Из Латвии погибло 24 человека, из Литвы 25 погибших...
64 тела из воды поднять не удалось, они так и остались погребёнными в глубинах моря

Пароход "Берлин" (так первоначально был назван "Адмирал Нахимов"  был спущен на воду в Германии 25 марта 1925 года и был приписан городу Бремен.
Длина 174,30 м
Ширина 21,02 м
Высота 11,81 м.

26 сентября 1925 года вышёл в свой первый рейс в Нью-Йорк.

«Берлин» участвовал в спасательной операции, когда 13 ноября 1928 года неподалёку от Нью-Йорка затонул английский пассажирский пароход «Вестрис». Тогда на его борт было поднято 23 человека.

Последний линейный рейс «Берлин» совершил летом 1938 года. Трансатлантические переходы стали невыгодными, и с этого времени пароход «Берлин» стал использоваться как круизное судно в рейсах на Шпицберген или в Средиземное море. До Второй мировой войны он использовался как пассажирский лайнер, но с началом войны его переоборудовали под госпитальное судно.

15 июля 1939 года на судно пришёл секретный приказ командования военно-морских сил следовать в Восточную гавань Свинемюнде, для доставки в Мемель (ныне Клайпеда) подразделения «трудовой армии».

После этого, 12 сентября 1939 года «Берлин» взял курс на Данциг, чтобы там использоваться по новому назначению. Всю Вторую мировую войну, до 31 января 1945 года пароход прошёл в качестве госпитального судна.

7 августа 1944 года из Риги в Германию это судно эвакуировало 1513 раненых немецких солдат.

В январе 1945 года пароход «Берлин» под большой охраной подошёл к Латвийскому городу  Либаве (ныне Лиепая) для эвакуации части войск из окружённой немецкой курляндской группировки. 31 января 1945 года в «Поморской бухте», на рейде Свинемюнде «Берлин» подорвался на мине. Несмотря на пробоину 6×8 м, судно продолжало двигаться. Вскоре он получил вторую пробоину от повторного подрыва и судно оказалось подтопленным на глубине 13 метров (осадка равнялась 9 метрам). Тогда погиб 1 человек.

При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв, и судно опять погрузилось на дно, придавив водолаза Тимофея Старченко, который по счастливой случайности оказался в донном углублении. Водолаза спасли его товарищи.

Вторично судоподъём был осуществлен 17 сентября 1947 года, после чего пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов» и позже был отведен в док Кронштадтского завода для частичного ремонта, проведения освидетельствования и составления «Технического проекта восстановительных работ». С 1949 по 1957 год п/х «Адмирал Нахимов» проходил капитально-восстановительный ремонт в ГДР.

Вот как описывали корабль в 1957 году: "Вступившие на борт пассажиры были радушно встречены обслуживающим составом. Их поражало дорогое убранство: стены вестибюлей, кают, салонов, ресторанов отделаны различными ценными породами дерева, отражавшими всё, словно в зеркале; трапы сверкали витиеватыми украшениями и бронзированными поручнями, на стенах красовались роскошные канделябры. Палубы были устланы добротным ковровым покрытием, причём каждая палуба имела свой отличительный цвет. В салонах висели дорогие картины на морскую тематику, стены музыкального салона украшали бронзовые барельефы русских флотоводцев. Пассажир, входивший в салон, чувствовал, точно он попадал во дворец или музей. Работали рестораны, бары, кинотеатр, парикмахерские, библиотека. Негромко раздавалась мелодичная музыка, временами прерывавшаяся для информации. На пароходе царила торжественная праздничная обстановка...."

Не смотря на такую роскошь парохода капитану Соболеву посыпались жалобы на плохую вентиляцию, духоту, отсутствие притока свежего воздуха. Пожарные заслонки постоянно падали, перекрывая вентиляцию. В каюты же 3-го класса воздух вообще не поступал. Лишь спустя некоторое время удалось обнаружить, что воздух в эти каюты просто был не подведён. Задыхающиеся пассажиры раскрывали настежь иллюминаторы, в результате чего при малейшем крене или колебании моря вода захлёстывала иллюминатор и попадала в каюту. Быстро решить проблему вентиляции нижних палуб не удалось, и экипаж ограничивался полумерами — создавали по судну сквозняки.

Первое время эксплуатации на Крымско-Кавказской линии существовало множество проблем: большая осадка судна не позволяла принимать «Адмирал Нахимов» в мелководных портах прямо к причалу, поэтому приходилось производить посадку и высадку пассажиров на рейде и с помощью катеров доставлять на берег. Существовала проблема пополнения пресной водой, отсутствие буксиров и тяжёлая маневренность судна.

Только через 10 лет труда судно было полностью кондиционировано и стало отвечать всем современным требованиям.




Широкая реклама и безупречная репутация обеспечивали пароходу «Адмирал Нахимов» стабильный пассажиропоток каждый год. Более того, экипаж парохода в одном из рейсов выступил с инициативой проведения 3-4 часовых морских прогулок во время дневных стоянок судна в порту во время круиза. Впоследствии морские прогулки стали массовым явлением и оказались очень популярными среди местного населения. Экипаж проводил морские прогулки в каждом порту, и пароход постоянно имел полную загрузку. Имя парохода «Адмирал Нахимов» становилось известно во многих городах Советского Союза, часто упоминалось на страницах местных газет.

В 1962 году одесский режиссёр Ковальчук снял телефильм, героями которого были члены небольшой семьи, решившие провести свой отпуск на пассажирском лайнере «Адмирал Нахимов». Фильм вышел под названием «15 дней одного года».

В 1962 году, во время Карибского кризиса, «Адмирал Нахимов» был привлечён для перевозки солдат на Кубу. 13 августа 1962 «Адмирал Нахимов» вышел из Севастополя в рейс на Кубу.

Несколько раз, в конце 1960-х и в 1970-х годах «Адмирал Нахимов» совершал рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, совершал рейсы с молодёжью с участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. В 1979 году состоялись два секретных рейса Одесса — Куба (Матанзас) — Эфиопия (Ассэб) общей продолжительностью около полугода по доставке кубинских военнослужащих для участия в военных действиях в Африке.

29 августа 1986 года в 20.00 пароход вышел из Одессы. курс на Ялту, Новороссийск, Сочи, Батуми. Столкновение с сухогрузом произошло по курсу из Новороссийска в Сочи поздним вечером.

«Адмирал Нахимов» тонул толчками. Крен на правый борт уже был около 45°, люди держались за леера и всё, за что можно было ухватиться. Многие перелезали на левый борт и по нему сползали в воду. Многие люди оказались заблокированными в своих каютах. С тонущего парохода матросам, под командованием боцмана В. Г. Лободы, удалось сбросить большинство надувных спасательных плотов, которые стали единственными средствами спасения для утопающих. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, имея крен на правый борт около 60°, «Адмирал Нахимов» полностью ушёл под воду..

. Смертный приговор сам себе вынес 2-й помощник капитана «Адмирала Нахимова» Александр Чудновский, который управлял судном в момент столкновения: понимая, что судно обречено, он спустился в свою каюту и закрылся на ключ. Чтобы извлечь его тело, водолазам впоследствии пришлось взламывать дверь.

С 1 сентября 1986 года на месте катастрофы работали водолазы. Они проникали внутрь корпуса парохода через отверстия, вырезанные в борту. Судно легло на грунт почти полностью на правый борт. Продольные коридоры превратились в узкие лазы, поперечные — в шахты. Повсюду была разбросана мебель, в коридорах образовались целые завалы из ковровых покрытий, мебели и трупов. Большинство дверей кают заклинило и водолазам пришлось извлекать из кают тела людей, предварительно взломав двери.

10 сентября, работая в помещениях затонувшего судна, погиб военный водолаз. 19 сентября попал в завал и не смог самостоятельно выбраться второй водолаз. После этого поисковые работы на затонувшем пароходе «Адмирал Нахимов» решением Правительственной комиссии были прекращены.

Капитан Вадим Марков остался жить в Одессе. Сразу после освобождения работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. После продолжительной болезни В. Г. Марков скончался 31 мая 2007 г. в Одессе.

Пароход «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 м в Цемесской бухте. Экологической и навигационной опасности судно не представляет. Проектов судоподъёма в настоящее время не существует.

Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены.

В 2006 году, в двадцатую годовщину гибели судна, служителем Свято-Успенского храма Новороссийска отцом Алексеем было совершено заупокойное богослужение, на борту затонувшего судна закреплён освящённый деревянный крест. Отец Алексей стал первым и единственным в мире священником, совершившим поминальную службу под водой.

Минимум четыре из семи кораблей, ранее носившие имя Нахимова, терпели крушения. В 1897 году грузовой пароход «Нахимов» затонул у берегов Турции. Во время Цусимского сражения в 1905 году японцы потопили броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Советский лёгкий крейсер «Червона Украина» (оригинальное название — «Адмирал Нахимов») был потоплен в 1941 году. Сам адмирал был внезапно ранен на Малаховом кургане в 1855 году, после чего скончался. Согласно писателю-маринисту Н. Черкашину , по мнению советских и российских моряков, это происходит потому, что командующий адмирал Нахимов сам затопил собственный Черноморский флот во время Крымской войны.

В момент отшвартовки парохода от причала № 34 судно было остановлено на 10 минут для принятия на борт начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора КГБ А. Крикунова, опоздавшего к отходу. Генерал и вся его семья погибли в каюте-люкс № 9, находившейся на верхней палубе А с правого борта. Для спасения необходимо было преодолеть несколько метров от двери каюты до борта судна.

31.01.1992 г., в шторм, у берегов Болгарии из-за неправильного размещения груза при погрузке перевернулся сухогруз «Таврия-7», которому после гибели п/х «Адмирал Нахимов» были присвоены радиопозывные парохода.

На борту парохода «Адмирал Нахимов» проходили съёмки художественного фильма «Дамы приглашают кавалеров» (1980 год).

На последний рейс опоздали Лев Лещенко и Владимир Винокур,.

Судно лежит на правом борту на глубине 46 метров. Ширина судна составляет 21 метр. То есть, между левым бортом затонувшего парохода и поверхностью моря около 25 метров. Многие говорят, что в очень ясную погоду, если море спокойно, с катера или другого морского транспорта можно разглядеть очертания «Адмирала Нахимова».
Subscribe

  • 17 АПРЕЛЯ ДЕНЬ ЭСПРЕССО (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КОФЕ)!

    ПОГОВОРИМ О КОФЕ ЭСПРЕССО! ==Эспрессо, это просто концентрированный простой кофе? --Эспрессо является концентрированной формой кофе подается…

  • факты о святой Бернадетт

    РАССКАЗ ФРАНЦУЗСКОГО КАТОЛИЧЕСКОГО СВЯЩЕННИКА О СВЯТОЙ БЕРНАДЕТТ Во Франции она одна из популярнейших святых, так как тело остается нетронутым…

  • СВЯТАЯ БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

    Сегодня в Римско-Католической Церкви День памяти Святой Бернадетты, которая более известная под уменьшительным словом Бернадетт. Бернадетта -…

Comments for this post were disabled by the author