filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Святой преподобномученик Афанасий Брестский и Оршанская икона Божей Матери.

http://vrnplus.ru/img/icon/974.jpg

Город
Брест в Беларуссии славен не только историей и Брестской Крепостью, но и
своим святым преподобным (монахом) мучеником Афанасием, жизнь которого
непосредственно связана с Брестом, хотя его духовный подвиг начинался
через город Вильнюс и проходил и через Киев, и через Москву с Питером и
непосредственно через город Орша. В Беларуссии нет практически ни одного
большого храма без иконы Афанасия Брестского. А прославился он тем, что
на западных землях Руси он ревностно отстаивал чистоту православной
веры. И путь его был очень трудным, даже иерархи Православной Церкви с
него снимали сан, который ему вернул на Украине известнейший митрополит
Пётр Могила. Но о всём по порядку...

Родился святой Афанасий в
семье ремесленника, обучался в братской школе при виленском монастыре
Сошествия Святого Духа. После его окончания стал учителем и около 1620
года канцлером Львом Сапегой был назначен гувернёром Яна Фаустина Лубы,
которого канцлер выдавал за сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Семь лет
Афанасий служил у Сапеги, но когда содержание «царевича» сократили до
сотни золотых в год, то оставил службу.

В 1627 году принял монашеский постриг и жил в Кутеинском Богоявленском монастыре, где ему были знамения от Оршанской иконы Богородицы
, а затем в Межигорском монастыре. В 1632 году в Вильно был рукоположен
во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского монастыря. В
1636 году монастырь был передан униатам, что заставило Афанасия покинуть
его и перейти в Купятицкий монастырь. В нём он написал «жалобный лист» к
Богородице в котором рассказал о притеснениях православных и собрав под
ним подписи положил к чтимой Купятицкой иконе Божией Матери от которой,
по его словам, он имел «голоса». В 1637 году Афанасий отправился за
сбором милостыни, достиг Москвы и был принят царём Михаилом Фёдоровичем
от которого получил богатые пожертвования.

В 1638 году Афанасий вернулся в свой монастырь, а в 1640 году был назначен игуменом брестского Симеоновского монастыря.

щ
Симеоновский собор Бреста

На
новом месте он начал активно добиваться возвращения переданных униатам
православных храмов, проклинал Брестскую унию. В сентябре 1641 года на
сейме в Варшаве Афанасий смог получить согласие короля Владислава IV на
возвращение храмов, но документ об этом не был заверен канцлером и не
получил законной силы. В 1643 году вновь приехал на сейм, жаловался на
бесправное положение православных в Польше. Присутствовавшие на сейме
православные иерархи, опасаясь непредсказуемости Афанасия, арестовали
его. Сбежав из под ареста, Афанасий как юродивый бегал по улицам, бил
себя посохом и проклинал унию. Был подвергнут церковному суду и лишён
сана. На это решение была подана жалоба в консисторию киевского
митрополита и после длительного рассмотрения митрополит Пётр Могила
восстановил Афанасия в сане и вернул игуменом в прежний монастырь.

В
1645 году, повинуясь по его словам гласу от Купятицкой иконы, Афанасий
вновь отправился на сейм просить короля об отмене унии. Был арестован в
качестве заложника за отправленного в Москву Яна Лубу. Этот арест связан
с тем, что Афанасий в 1644 году в Кракове передал русскому послу князю
Львову письмо Лубы, которое говорило о его попытке самозванства и Россия
потребовала его выдачи. Находясь под арестом Афанасий написал ряд
сочинений в которых изложил свой взгляд на унию и её последствия для
православия. Часть этих сочинений вошло в «Memorial», поданный от
Афанасия король Владиславу. Король освободил Афансия и поместил его в
Киево-Печерский монастырь, где был написан его автобиографический
«Диариуш». После смерти в 1647 году митрополита Петра Могилы Афанасий
вернулся в Брест.

 После возвращения Афанасий не предпринимал
активных действий по борьбе с унией. В 1648 году после восстания Богдана
Хмельницкого Афанасия обвинили в связи с восставшими казаками и
арестовали в начале июля после литургии в Рождество-Богородичной церкви.
Обвинение не подтвердилось, но из-за критики им унии продолжили
содержать под стражей, принуждая присоединиться к ней. После отказа
изменить православию 5 сентября 1648 года Афанасий был подвергнут
жестокой казни: его закопали живьем в землю (в других источниках
говорится что его пытались застрелить, а затем полуживого забросали
землёй).

File:Aphanasiy philippovich.jpg

Тело
Афанасия было обнаружено в мае 1649 года и погребено в его монастыре.
Почитание его как святого началось практически сразу после смерти: в
1658 году архимандрит Киево-Печерского монастыря писал царю Алексею
Михайловичу, что тело мученика нетленно и в 1666 году мощи были открыты
для поклонения в медной раке, составлено житие святого. При Петре
Первом, который почитал этого святого глава Афанасия была перенесена в
Санкт-Петербург. Из истории известно, что святой Афанасий был лично
знаком с отцом и дедом Петра Первого, Царями Русскими Михаилом
Фёдоровичем Романовым и Алексеем Михайловичем Романовым, у них Афанасий
просил защитить Православие от униатов.

В
начале XIX века пожар уничтожил храм Симеона Столпника: медная рака
расплавилась и мощи обгорели. Священник С. Литовский собрал найденные
частицы мощей и хранил их в алтаре трапезной церкви монастыря. В 1823
году для мощей изготовили деревянный ковчег и поставили в церкви. В 1857
году Н. А. Поливанов в благодарность за исцеление сына по молитве к
преподобному Афанасию пожертвовал для мощей драгоценный серебряный
ковчег. После закрытия монастыря ковчег был изъят в Антирелигиозный
музей искусств, разместившийся в Донском монастыре, а оттуда в 1935 году
поступил в Государственный исторический музей. В музее работники на
свой страх и риск спрятали мощи за шкафом, чтобы они не были уничтожены
начальством музея. Там в музеи эти мощи тайно почитались работниками и
когда святыни стали возвращать Церкви, то вернули и мощи Афанасия.

Мощи святого в настоящее время хранятся в кафедральном соборе Бреста, там где они всегда находились и раньше.

В один день с Афанасием Брестским празднуется и Оршанская икона Богородицы, которую очень почитал святой Афанасий.

http://www.cirota.ru/forum/images/65/65012.jpeg

Оршанская
икона Богородицы была явлена чудесным образом в 1631 году при основании
мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря близ города Орши
(Белоруссия) на берегу реки Кутеинки. Считается Небесной заступницей
этой обители. Имеется множество свидетельств конкретной помощи после
молитв к Божией Матери перед Оршанской иконой, в частности, такую помощь
получал преподобномученик Афанасий Брестский. С ним Богородица
разговаривала и даже открыла ему дату смерти.

Чудотворный
список (копия) иконы хранился в Оршанском Успенском женском монастыре. В
1842 году, в связи с многочисленными исцелениями больных от Оршанской
иконы Пресвятой Богородицы, монастырь был переведён в реестр
первоклассных.

С XIX
века местночтимое празднование иконы проводится в один день с памятью
преподобномученика Афанасия Брестского(18 сентября и 2 августа по новому
стилю), который удостоился особого водительства и заступничества от
Царицы Небесной через её Оршанскую икону.

В
Минском Свято-Духовом соборе находилась копия Оршанской иконы
Богородицы, написанная в XVIII столетии. 13 июля 2001 года Митрополитом
Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, святыня была передана в
дар Витебской епархии. В настоящее время икона пребывает в
Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря города Орши
.



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ДЕТИ И ВНУКИ КОМПОЗИТОРА ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Все трое детей композитору Ференцу Листу родила Мари Катрин Софи де Флавини , в замужестве Д'Агульт , также известна под именем Атта…

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

Comments for this post were disabled by the author