filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

В 1905 году в Латвии был застрелен православный священник (Страницы нашей истории )


6 сентября 1905 года в Адеркаши Таурупской волости (90 км. от Огре) в собственном доме за ужином в кругу семьи выстрелом через окно был убит пожилой священник церкви Св. Магдалены Янис Лицис, автор знаменитой книги «Записки православного латыша».  На этом приходе батюшка отслужил 46 лет.

За полвека до рокового выстрела один немецкий помещик писал про священника Яниса Лициса: от него срочно надо избавиться. Убийцу по горячим следам задержать не удалось.

Расследование убийства Яниса Лициса взял под личный контроль помощник начальника Рижского уезда Виктор фон Раутенсфельд. В ходе расследования застреленного характеризовали так: "Он образцово воспитал своих многочисленных детей и много доброго сделал для других детей, на благо своего народа он трудился почти как фанатик…"

Он собирал дайны еще до того, как этим занялся Кришьянис Барон, его книга "Записки православного латыша" (издана под псевдонимом Индрик Страумит) наделала много шума .


Его детство прошло в деревне. Став взрослым, Янис Лицис с горечью писал: "Видел, как пороли и таскали за косы девушек, как женщины шли на молотьбу с грудными детьми в руках, как мука вытеснялась мякиною". Но и ездить с жалобами в Ригу крестьянам не было смысла. В книге "Записки православного латыша" Янис Лицис с горечью писал о латышах: "…их пороли на мызах, в Риге не только в полиции, но и на городских улицах". Подобные порки Лицису довелось видеть еще маленьким. Однажды он стал свидетелем страшной расправы. Из рижской тюрьмы в деревню под конвоем доставили бунтаря Яниса Калниня. Несколько дней Калнинь сидел под охраной в деревянном сарае, в ожидании, когда из Риги приедет палач. Маленький Янка Лицис расспрашивал деревенских ребят постарше: "Что же он ест? Ведь ему запрещают передать даже корочку хлеба". В ответ парни пожимали плечами.

Настал день кары. Связанного Яниса Калниня поволокли к позорному столбу. Крестьян согнали на экзекуцию. Вот показался рижский палач: в красной рубахе, со зверским выражением лица. От страха некоторые крестьянки стали целовать ему руки, словно барону. Тем временем бунтаря Калниня полуголым подвесили к позорному столбу. Палач стал охаживать бунтаря палкой по спине, пока тот не потерял сознания. Когда Калнинь пришел в себя, его увели. Куда? Кто знает… В чем же провинился землепашец Калнинь? Он нагло посмел перейти из лютеранства в православие! Такие были времена: всем в Лифляндии по-прежнему заправляли немецкие бароны. А латышские крестьяне хотели перейти в православие в надежде, что власти облегчат жизнь представителям "русской веры".

Это было не наказание людей, — рассказывает Янис Лицис о событии 4 декабря 1841 года, — это была бойня . Мальчишку лет 12 или 13 секли так, что и взрослому не вытерпеть … дряхлой старухе, иссохшей и растрескавшейся как древесный гриб, отсчитывали до 100 палок… старичка, с виду похожего на еловую шишку, гоняли два раза сквозь строй; а он и разу путем не прошел. По окончании этой кровавой сцены какой-то страшный господин с возвышенного места… объявил всем согнанным зрителям: «так будет наказан всякий, кто пожелает идти в теплую землю, кто вздумает принять русскую веру, кто осмелится не слушаться помещиков и пасторов, а будет верить обманщикам-возмутителям».

Отец Яниса Лициса после перехода в православие был арестован под надуманным предлогом. "Немцы уморили его в тюрьме", — категорично утверждал автор "Записок". Мать Яниса отправилась в Ригу, но к мужу ее не пустили. Она обошла здание тюрьмы и услышала из-за крошечного зарешеченного окна, как муж завещает ей перейти в православие: "Учи детей! Поспеши сама присоединиться и детей присоедини". Больше поговорить им не дали, стражник прогнал женщину. Она вернулась в деревню. Дом был конфискован. Вместе с детьми ей пришлось жить в хлеву без дверей, без фундамента, с несколькими охапками гнилой соломы".


Казалось, мальчик был обречен на нищету. Но епископ Филарет (Гумилевский), (будущий архиепископ Харьковский, а потом Черниговский, с 2009 года канонизирован в лике святых и мощи его находятся в  храме города Чернигова) ,помог устроить Яниса в православное училище в Риге, преобразованное через несколько дней в Рижскую духовную семинарию.  В Рижской духовной семинарии десятки латышей получали хорошее образование. Янис Лицис утверждал: латышские ребята учились, чтобы доказать, что не хуже других способны к постижению знаний.


Мощи Св.Филарета в Чернигове


После окончания семинарии в 1859 году,  Янис Лицис получил приход в 90 км. от современного города Огре в местечке Адеркаши. Богослужение на том приходе всегда совершались на латышском языке.


Церковь Марии Магдалины в Адеркаши (1867 года строения)


Именно тогда один помещик и написал другому об опасном латышском попе. Немецкие бароны не любили православных латышей. Янис Лицис констатировал: "Материальное положение православных крестьян гораздо плачевнее положения иноверцев". Тем не менее он сумел построить на месте деревянной, каменную православную церковь, не только читал проповеди, но и защищал, просвещал латышей. По совместительству работал в школе, собирал латышские дайны, переводил на латышский православную литературу.

Издать "Записки православного латыша" ему помог известнейший российский философ и публицист Юрий Самарин. Парадокс: до сих пор эту книгу воспринимают либо как часть творчества Самарина (рукопись вошла в собрание его сочинений), либо как произведение некоего Индрика Страумита.

Но кому все же осенью 1905 года понадобилось стрелять в 74-летнего старика?

Через год был арестован и застрелен при попытке к бегству главарь банды, убивавшей русских офицеров и православных священников. Всего стало известно о семи убийствах, совершенных бандой, включая убийство  священника Лициса.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author