filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

В Третьяковку из латышского поместья. (Карл Гун и поместье Мадлиена)



Карл Фёдорович Гун - российский исторический, жанровый, портретный живописец, акварелист, академик, профессор исторической живописи, член Совета Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Многие картины этого художника находятся в Москве, в Третьяковской галлереи, его картины так же в музеях России, Латвии, Армении, Узбекистана, Литвы, Польши.... Полное имя художника  Карл Якоб Вильгельм Гунь. Уже видим по имени, что он был немец.

Родился художник 1 ноября 1831 года в Российской империи, Лифляндской губернии в местечке Зиссегаль. Сегодня это место известно как Мадлиена и находится оно в Латвии, 40 км. от города Огре и 75 км. от Риги.




Население в Мадлиене сегодня чуть больше 1.000 человек. Однако место это очень и очень древнее. Как и у любого другого места, у Большого Мадлиенского имения есть своя история. Эти стены пережили не одно значимое историческое событие, и устояли до наших дней, рассказывая и напоминая нам о разных временах и нравах.

Первое упоминание о Большом имении можно найти в исторических документах XIV века. В 1226 году епископ  отправил своего наместника-вассала Йохана Унгерн-Штернбега, в область расположенную в устье реки Сисегале. Унгерн-Штернбег получил эту привилегию, потому что женился на дочери близкого друга епископа. По записям это был первый вассал в этих краях, который был наделен властью, собирать дань и повелевать крестьянами. В 1250 году Унгерн-Штернбег получил разрешение на берегу реки Сисегале построить церковь, на могиле сестры своей жены, которую звали Магдалена. И церковь была освещено в честь святой Марии Магдалины, а весь край получил своё название Мадленский край. Совсем не далеко вместечке Андеркаши в 1867 году был построен и православный храм Св.Марии Магдалины.



Лютеранский храм в Мадлиене


А дальше история говорит о том, что в 1346 году Хеннинг Унгернс продал имение на берегу Сисегале, вместе с деревней Швиргален своему племяннику. И в 1438 году в летописях снова появляется запись о смене владельцев имения, 16 ноября в Лимбажи, Хансс фон Долен, извещает о продаже своего имущества, имения, которое находится у Мадлиенской церкви, в пользу Рижского Католического прихода. И край получает статус прихода . А так же появляется возможным продавать своё имущество чужим людям, а не только родственникам или передавать по наследству.



В 1601 году на этом месте произошло жестокое сражение между шведами и поляками. У старейших прихожан Мадлиены еще сохранились рассказы о страшной битве у Королевского мостика, у лип Большого имения. Там, где встретились два короля, и случилась страшная битва. На столько страшная, что была разрушена церковь. Позже молитвенную комнату барон фон Ханенфелд переносит  в само здание своей усадьбы куда ходит молиться всё население того места.

1700 год ознаменовался началом Северной Войны, и началось самое драматичное и сложное время для Мадлиенского края. Мадлиена была практически полностью сожжена и разграблена русской армией. С 1708 по 1709 год в Мадлиенском Большом имении погибло 81% обитавших в нём людей, а это 187 человек. И к 1724 году имение было частично разрушено.




У имения часто менялись управляющие, и можно сказать, что за время владения имением немцем, местные жители внесли самый большой вклад в сохранение и развитие этого места.

В 1831 году здесь и родился Карл Гун. Его отец Карл Фредерих Гунь родился не далеко от Валмиеры в Коцены , был учителем церковно-приходской школы, псаломщиком и органистом и был близким человеком  к барону имения фон Ханенфелду. Мать звали Луиза Доротея Фогель, она была дочерью трактирщика Якоба Фогеля из Кеипене, что не далеко от города Огре.


Позже, в 24 года, художник Гун напишет картину, Коцены, родину своего отца.
Из "латвийской серии" картин, он изобразит ещё реку Даугаву в Лиелварде.

Про будущего художника Карла Гуна известно, что на территории современной Латвии он прожил 19 лет. Конечно, близость отца с бароном и хорошее положение учителя и органиста позволили юношу отправить учиться в соборную школу в Ригу. А в 19 лет отец его посылает учиться в Санкт-Петербург и Карл в 1850 году покидает родной дом в Мадлиене.

Там , в Российской столице поступил рисовальщиком к литографу Паппе и в то же время стал посещать вечерние классы Академии Художеств. Карл Гун подружился с художником Василием Верещагиным.



Через два года был принят в ученики академии. Главным наставником его в ней был профессор П. В. Басин .


Профессор Басин


Во время прохождения академического курса получил четыре серебряных медали за успехи в рисовании и живописи и малую золотую медаль за написанную в 1860 году, по конкурсу, картину:


«Олимпийские игры».




В 1861 году получил звание классного художника 1-й статьи и большую золотую медаль за программу: «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия Темного». Вскоре после того отправился в город Елабугу (ныне Татарстан) для исполнения образов для иконостаса тамошней Покровской церкви, и там, кроме этих образов, написал множество этюдов, народного быта.


Покровская церковь в Елабуге


В 1863 году поехал за границу, в качестве пенсионера академии. Посетив Лейпциг, Дрезден, Прагу и Мюнхен, поселился  жить в Париже,где выставлялся как художник в салонах, позже в Нормандии и Брюсселе и в первую пору занялся сочинением и исполнением картины: «Эдита Лебяжья-шея находит на поле Гастингской битвы труп своего возлюбленного Гаральда», оставшейся неоконченной, портретами (портрет писательницы Маркевич) и некоторыми другими работами.



В 1868 году в парижском салоне явилась его картина: «Канун Варфоломеевской ночи», обращавшая на себя внимание. Будучи потом прислана в Санкт-Петербург, она доставила художнику звание академика и была приобретена Государем Императором Александром Третьим, тогда еще Наследником Цесаревичем. Превосходное повторение этой картины, сделанное акварелью, находится в музее академии.




Возвратившись снова в Париж, написал картины: «Дети с котятами», «Больное дитя»,

«Цыганка ловит в тамбурин брошенную ей монету»,

Эта картина художника считается лучшей из всех которые сейчас находится в художественной галлереи Латвии.

«Голова средневекового рыцаря»


«Итальянка с цветами».


За эту картину академия возвела его в звание профессора. Сегодня она находится в музее Армении.

По возвращении своем в 1872 году в Россию, он был избран в члены совета академии и назначен профессором-преподавателем в ней. В том же году сделал поездку внутрь России.

В Петербурге им окончено несколько работ, начатых за границей, и написаны портреты бывшего директора морского училища Римского-Корсакова (для этого училища), госпожи Солдатенковой, рожденной Филипсон, и княгини Барятинской; плафон на главной лестнице Аничковского дворца (Улетающая Ночь и появляющаяся Аврора) ; образа святой Анны Пророчицы и Благовещения, для Государыни Императрицы; «Нагорная проповедь» и «Явление воскресшего Христа святой Марии Магдалине» для православной церкви, построенной графом фон Дервизом в Лугано (Швейцария), и некоторые другие.

ДРУГИЕ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА.









Картина Карла Гуна «Одалиска», (1875), была продана на аукционе Christie’s за рекордную сумму 713747 долларов США






В 1874 году он женился на Вере Монигетти, дочери русского архитектора швейцарского происхождения Ипполита Антоновича Монигетти, который считался имперским архитектором Дома Романовых.

К сожалению, молодожёнам не суждено было жить вместе и радоваться семейному счастью, сразу после свадьбы в том же 1874 году у Гуна обнаружились признаки чахотки (туберкулёз), и, по совету врачей, он отправился в чужие края искать спасения от болезни в климате, более благодатном, чем петербургский. Но эта мера оказалась напрасною: роковой недуг вскоре свел художника в могилу. Он умер на курорте в Давосе (в Швейцарии) 16 января 1877 года в возрасте 45 лет. Тело покойного художника из Швейцарии доставили на родную латышскую земле, где на родине, в поместье Мадлиена он и был похоронен.





Марка Латвии 2006 го с картиной художника Карла Гуна


Гун должен быть причислен к лучшим живописцам русской школы, и не смотря, что много его картин находится в Московской Третьяковской Галлереи, имя его упоминается очень редко, нет его и в Биографическом Энциклопедическом словаре. И пусть этот художник рождённой в немецкой семье на латышской земле  не был наделен пылкою и особенно находчивой фантазией, но обладал значительной наблюдательностью, прекрасно знал рисунок и отличался сильным и гармоничным колоритом.



Карл Гун считается пионером латвийской пейзажной живописи.


А что же было с его родиной, поместьем Мадлиена, после того как 19 летний Карл уехал в Санкт-Петербург?



В 1779 году, ещё до рождения художника в имении открылась одна из первых школ, конечно с разрешения барона. Сам барон мало жил в усадьбе и потому в 1900 году хотели даже в усадьбе сделать для детей  зал для занятия спортом, но барон не разрешил. Школу он тоже не поддерживал, но не закрывал, её содержали местные крестьяне и прихожане лютеранского прихода.

В 60-е годы 19 века до Мадлиены наконец добралась отмена крепостного права. Крестьянам начали массово выдавать паспорта, по которым они получали свободу передвижения.


Мадлиенская школа в имении просуществовала до 1905 года. В тот революционный год   вошли карательные войска, и началась еще одна темная полоса истории. Барон фон Хананфелд бежал в Германию, но ненадолго. Вскоре он вернулся править своим приходом, но в 1918 году  Латвия провозгласила своё независимое государство  и барон  был лишён практически всех своих привилегий решением местного правления. Потому что область, которой он управлял, оказалась самой бедной и количество недовольных крестьян, которые покидали родные места, было огромным для того времени.




Большое имение после 1905 года было частично сожжено и полностью разграблено. И примерно в 1920 году у него появляется новый владелец. А.Лиелманис покупает имение у барона фон Ханенфилда за 1000 лат, что по тем временам было огромной суммой. Новый хозяин полностью приводит здание в порядок. Восстанавливает его после пожаров и разрухи. И в имении наступают хорошие и счастливые времена. Лиелманис был одним из первых и крупнейших в Латвии виноторговцев. Поэтому при восстановлении и ремонте имения, он, столько внимания уделил подвалам. Сейчас в Большом Мадлиенском имении настоящие винные погреба, они так и сохранились до наших дней.
Время новых перемен и новых испытаний настало с началом Великой Отечественной Войны. В 1941 году А.Лиелманис был вынужден спасаться бегством из имения и эмигрировать в Канаду, вместе со всей своей семьёй, оставив всё своё имущество в доме. Местные долгожители говорят, что около дома он прятал драгоценности жены и золотые вещи, а посуду и разные другие ценные предметы быта утопил в пруду. И хотя, строительные работы проводились и в доме, и по территории имения, найдено ничего не было. За военные годы имение снова приходит в упадок и разрушается. Но так как бомбардировок или ещё, каких, то разрушительных военных действий на территории имения не было, оно сохранило свою историческую структуру. И потом уже, только в 1950 году советская власть снова восстановила поместье, так как более большого здания для нужд школы в районе не было. А в те годы помещение требовалось уже для 300 школьников. В дом провели электричество, воду, канализацию и даже систему пожаротушения.




Пруд на территории был приведён в порядок настолько, что там проводились соревнования по плаванию. А в 1981 году построили новую большую школу в городе, и все учебные процессы перевели туда. А здание поместья превратили в жилой дом, и там ещё 11 лет проживали учителя с семьями.

В 1991 году латвийское правительство объявило о денационализации, и в 1995 году имение вернули законной наследнице - внучке купца Лиелманиса. Несколько лет имение стояло заброшенным, оно потихоньку разрушалось и разграбливалось. Территория вокруг дома сильно заросла, и даже проезжая мимо, можно было не заметить в зарослях и деревьях это массивное и величественное сооружение. И вот в 2005 году у Большого Мадлиенского Имения появился новый хозяин, рижский предприниматель, который решил дать ему новую жизнь, начав полную масштабную реконструкцию.



Памятник художнику Карлу Гуну на гладбище в Малиене


Использованы старинные фото и материалы сайта http://www.edonet.lv
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author