filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Святитель Петр, митрополит всея Руси. Его указы и мои сомнения.



СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ, МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ ЧУДОТВОРЕЦ

Петр — святитель, митрополит всея России, родился на Волыни во второй половине XIII в. Двенадцати лет он поступил в монастырь, где научился писать иконы и отличался своим подвижничеством; впоследствии основал обитель на реке Рате.

В 1299 г. тогдашний митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим вел. князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея России.

Сделавшись митрополитом, Петр только проездом остановился в Киеве и отправился на север, где в это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на Святителя Петра обвинение перед патриархом со стороны тверского епископа Андрея.

Для суда над митрполитом Петром был созван в 1311 г. собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой.

В 1313 г., когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший магометанство, святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти Михаила Тверского и Юрия Московского Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, митрополит Петр принял сторону последнего, поселился в Москве и уговорил Калиту построить кафедральный собор во имя Успения Богородицы. Своим переселением в Москву он много способствовал возвышению Московского княжества.

Митрополит Петр умер в 1326 г. Церковь причислила его к лику святых; память его чествуется 21 декабря.




КАК ПРАВИЛ И КАКИЕ УКАЗЫ ИЗДАВАЛ МИТРОПОЛИТ ВСЕЯ РУСИ ПЕТР, А ТАК ЖЕ ЧУДЕСА ОТ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ

Митрополит Петр лично проявлял заботу о своей пастве, он много совершал поездок по епархиям, изучал дела как паствы, так и духовенства. Строго требовал от пастырей, чтобы они не только учили духовности свою паству, но и сами жили так, как учат паству, а если кто жизнь ведёт вразрез с собственными поучениями, того называл "Медь звенящая".

Требовал от пастырей быть строгими к своим прихожанам храмов и недоумевал почему духовенство скупиться на епетимьи. Один из указов гласил не допускать до причастия тех, кто живёт не венчанным третьим или четвёртым браком, пребывая в сожительстве и блуде.

Митрополит Петр постановил овдовевшим священникам уходить в монастырь и принимать монашество, в противном случае священников вдовцов не желающих принять постриг, митрополит Петр запрещал в служении.

Мирянам предписывал в равной степени почитать как священство, так и монашество, а так же помогать больным, вдовам, плененным, сиротам. Очень проявляя большую заботу о нуждающихся мирянах.

Отдельным указом осуждал пьянство в пост.

Призывал священство литургии совершать рано, чтобы причащать только до обеда, кто причастие даст после обеда, тот извержен будет с сана.

Если кто в посты не причащается, святитель Петр призывал паству свою не только не входить в их дома, но и не принимать из рук тех людей ни каких святынь и не давать им просфоры. Запрещал таковых даже садить за общий праздничный стол.

Святитель говорил: "Кто поносит духовенство, тому нужно руки отсечь, точно как и тем детям, кто поносит своих родителей".

Митрополит Петр запрещал благословлять третьим браком, а живущих без разрешения и венчания не допускать до причастия. Святитель позволял делать снисхождения только тем, кто от двух праков не смог заиметь ни одного ребёнка.

Святитель своим указом официально запретил православным сквернословие. Если в семье дети слова "лихие" говорят и родители это не пресекают, таковых родителей следует от причастия отлучать.

Благословил тех женщин, которые занимаются "чародейством" гнать от церкви. Не впускать в храм и блудников. А если священник блудников впустит и причастит или даже просфру им даст, да извержется из сана.

Издал указ о том, что венчание должно совершаться до полудня.

Благословил совершать крещение только полным погружением с головой в купель. А крёснй должен быть один, для мальчика -кум мужчина, для девочки - кума женщина, двух крёстных быть не должно.

Святитель запретил священникам и монахам участвовать в торговле и торговых сделках, так же запретил духовенству давать в долг деньги под проценты.

Допустил венчание в Церкви невест с 13 лет и не раньше!

Запретил смешанные обители.

Издал указ, что в мужских монастырях должны служить только священники в сане игумена, а в женских монастырях должен служить священник женатый и обязательно у которого жива и здорова матушка, запретив священникам-монахам служить в женских монастырях во избежании искушений.

В то время в России были широко распространены кулачные бои и государство их разрешало, но митрополит Петр был ярым противником этих "дуэлей" и даже издал указ, что если какой священник перед кулачным боем (или перед дуэлью) причастит дуэлянта, а его позже на дуэли убъют, то такой священник будет извержен из сана.

Святитель издал указ, что человек убивший другого человека на дуэли для Церкви считается душегубом и 20 лет должен в храм не пущен быть, а нарушивший закон священник извержен будет из сана.

Установил, что убитые на дуэлях, должны подвергаться "ослиному погребению". Отпевать и хоронить их на кладбище запретил, по словам митрополита, "такие тела можно выкинуть псам".

Постановил мирянам чтить своих духовных отцов, благоговейно вести себя в храмах и ни в коем случае в храме мирянам не разговаривать.

Святитель говорил: "Лучше не родиться тем людям, кто не причащается Святых Христовых Таинств".
"Со страхом слушайте апостол, Евангелие и всё пение церковное, а кто говорит в храме, тому дьявол шепчет в уши и разжигает на разговор. Грешно в Церкви говорить, это Дои Божий. Идите в Церковь, милостыню приносите за свои грехи, плачьте, смертный час вспоминайте во все времена, молитесь Господу..."

"Нерадивого христианина не пускайте в Церковь, если нерадивый попадёт в Ваше стадо, то развратит овец ваших и все в грех впадёте. Если кто Церковь или священника обидит, того Бог обидит . Священник который литургию совершает, он честнее Царя пред Богом и зла ему ни кто не сотворит. А если кто сотворит, да проклят будет Силами Небесными. А те кто не слушают священника, да будут прокляты"

"Епископа и священника слушайте во всём и покоряйтесь ему как Господу. Вы все много говорите, но любви Божьей не имеете. Правды не можете творить. Злоба, ропот, пьянство, гнев, зависть, вот что движет вами, а не вера".

Сам святитель Петр был человеком очень скромным, даже жил он не в Москве, а в монастыре селения Высокое., но погребённым быть желал в новом каменном соборе Москвы и потому переехал в Москву незадолго перед кончиной и отдал всю свою митрополичью собственность на строение каменного храма. Предчувствуя свою кончину, просил поспешить со строительством, но храм этот при жизни увидеть было не суждено.

Как рассказывал келейник святителя, раз он пришёл к митрополиту и сказал, что в казне у святителя закончились деньги, осталось только три рубля. Митрополит благословил взять их и отнести отдать нищим и попросить помолиться за него, мол от молитвы нищего за митрополита больше пользы , чем митрополиту от денег.

Да и сам святитель всегда и от всех требовал жертвовать нуждающимся и говорил, что в этом мире спастись можно только через несправедливые гонения и незаслуженные притеснения.

Народ Руси так любил своего святителя, что в лике святых его канонизировали всего через 13 лет после его кончины. Учитывая всю важность данного деяния, Русская Церковь запросила благословение о канонизации у Константинопольского Патриарха и Византия дала благословение. Это была первая канонизация в Москве, а святитель Петр стал первым святым града Москвы.

День памяти был установлен в День кончины 20 декабря (2 января), но позже дата была перенесена на день вперёд. Достоверного автора жития святителя тоже установить в точности не удаётся.

Святителю написано два канона, первый просительный, второй благодарственный, известно, что каноны в молебнах читали святителю Петру о заступничестве перед Куликовской битвой, а князь Димитрий Донской перед битвой просил благословение у мощей святителя Петра.

Ещё в 14 веке у мощей святителя исцелялись молодые девушки и парни в болезнях рук и ног, а у мощей сами загорались свечи.
А в 1373 году от мощей святителя исцелился немой мальчик 7 лет с парализованной рукой. После того, как он приложился к мощам по благословению митрополита Алексия, мальчик заговорил и рука стала здорова.

Святитель Петр долгие годы был главным святым Руси. Святителя так сильно почитал царь Иван Грозный, что сам написал стихиры святому, а своему сыну Иоанну заповедовал крест святителя Петра.

Мощи святителя Петра в 1382 году оскверняли татары. Вскрыв гроб и не найдя драгоценностей они его подожгли, обгорев гроб и облачение святителя, но мощи остались не тронуты огнём.
В 1473 году загорелся собор с мощами митрополита Петра, спасти мощи не могли, люди плакали и молились. Стена собора упала на гроб и горела. После пожара мощи оказались целы.
В 1812 году, гробницу с мощами вскрыли французы, но опять же они не пострадали.

Со 2 июня 1813 года было решено мощи в храме держать не под склепом, а открытые.

В настоящее время в Москве сохраняют сакос и посох митрополита Петра как национальную святыню.

Святитель Петр так же был иконописцем и первой чудотворной иконой в Москве стала Петровская икона Богородицы , которую написал митрополит Петр.

Митрополит Петр стал первым митрополитом, кто возглавлял Русскую Церковь из Москвы и стоял во главе Церкви 18 лет и 6 месяцев.




А БЫЛ ЛИ СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР МОСКОВСКИМ?

Лично я ставлю под большое сомнение то, что святитель Петр именовался Московским. Да, без сомнения , он был всея Руси, но столица Руси при нём был город Владимир.


ЧЕМ Я РУКОВОДСТВУЮСЬ В СВОИХ СОМНЕНИЯХ?

1. Святитель Петр был благословлён на кафедру митрополии города Владимира, в эту митрополию входила и Москва.

2. Владимир имел Великого Князя, а князь Москвы при жизни св.Петра не был Великим, это был удельный князь и митропличья кафедра Всея Руси не могла быть в удельном княжестве.

3. Сам митрополит Петр подписывался как митрополит Владимира и всея Руси. Однако во Владимире его мягко говоря в княжеских верхах недолюбливали, и он жил в подмосковном монастыре, где ему предложили жить его духовные друзья. Однако, если Патриарх Московский вздумал год-другой пожить не в Москве, а например в монастыре Звенигорода, разве бы он стал Патриархом Звенигородским? Он бы остался Московским! Там и святитель Петр живя в пределах Москвы (даже не в самом городе), продолжал оставаться митрополитом Владимира. В Москве святитель прожил только последний год своей жизни, но без переноса митрополичьей кафедры из Владимира.

4. Святитель Петр переехал в Москву за год перед смертью, но митрополичью кафедру он самовольно не мог перенести в Москву. Для этого надо было ещё решение Великого князя Владимира и благословение Патриарха Константинополя, чего не было при жизни святителя Петра.

5. Святитель Петр пожелал быть погребённым в Москве. Однако, это желание было не столько святителя, сколько князя Ивана Калиты, который боролся за титул Великого Князя и желал митрополию в том случае перенести в Москву и сделать Москву столичным городом Руси. Так как он понимал, что святительскую кафедру не будучи Великим Князем он перенести не в силе, то расчёт был на будущее.
1) Добиться титула Великого князя
2) Перенести в Москву митрополичью кафедру Всея Руси
3) Способствовать перенесения кафедры должен был каменный кремлёвский Успенский собор в котором покоился митрополит Всея Руси.

6. Город Владимир негативно воспринял желание святителя быть похороненным не в своём кафедральном городе, а в соседнем. Это был бесприцендентный случай, когда митрополит всея Руси желал быть погребён не в стольном граде и не в том граде имя которого носил в титуле, отчего опять видим, что Московским он не был, иначе бы Владимир этот пункт не беспокоил бы.

7. Святителя Петра похоронили в Москве так спешно, что погребли его в стене ещё недостроенного собора.
Позже, князь Иван Калита стал Великим Князем, столица из Владимира была перенесена в Москву, всё было сделано официально и учтены все интересы, в том числе финансовые, чтобы удовлетворить интересы всех сторон (это и Владимира, и Москвы, и Константинополя где в то время русской церковью не сильно интересовались в вопросах правления и монгольского хана...его и надо было большего всего отблагодарить финансово).
Но всё это уже было после смерти митрополита Петра.

Тогда была переписана и история в которой митрополит Петр уже должен был быть как митрополит Московский и Всея Руси!
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author