filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

О дате и Церковном уставе празднования Рождества Христова



Рождество Христово — великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; он совершался там 6 января (что ныне соответствует 19 января) под именем богоявления (Έπιφανή), а на Западе праздновался 25 декабря, под названием Natalis.

Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его беседы на день Рождества Христова, и на Востоке начали праздновать его 25 декабря, но Иерусалим, Сербия, Грузия и Россия (славяне) Рождество Христово празднуют по старому календарю в котором День Рождества выпадает на 7 января).

Трудно сказать, почему именно западная церковь стала праздновать его в этот день. Но надо признать, что именно Восток присоединился к Западу перейдя на 25 декабря. Некоторые стараются поставить этот праздник в связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями, но эти предположения произвольны.

Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта); отсюда явствует намерение привести эти даты в соответствие c обычным временем плодоношения. В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи («трехдневная пасха»), а на Западе он стоит даже выше Пасхи. А потому у Католиков , это главный праздник года.

К достойному празднованию Рождества Христова верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под именем Рождественского или Филиппова . Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу церковному в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т. е. сушеные хлебные зерна, размоченные водой. В Болгарии над сочивом за два дня до праздника читается канон святого равноапостольного Наума Орхидского.

По обычаю православных христиан, пост этого дня хранится до вечерней звезды. В V в. Анатолий, патриарх константинопольский, в VII в. Софроний и Андрей иерусалимские, в VIII в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриарх цареградский и др. написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которыми церковь и ныне прославляет празднуемое событие.

Уже в IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно случится в день воскресный . В навечерие издревле совершаются царские часы, называемые так потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь воспоминает многоразличные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время; царские часы в таком случае переносятся на предшествующий пяток.

Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором церковь свою духовную радость выражает особенно пением пророчественной песни: «яко с нами Бог».

В православной церкви русской торжественность богослужения праздника возвышается еще воспоминанием об избавлении России от нашествия галлов и с ними двадесяти язык в 1812 г. Это воспоминание совершается в благодарном молебном пении, после литургии.

В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается 12 дней.

К кратким евангельским сказаниям о Рождестве Христовом многое прибавляют апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом отношении апокрифы. Они оказали сильное воздействие на старинную литературу и на иконопись. В апокрифах говорится о вертепе, бабке Соломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев....

В истории древнехристианской литературы и искусства наиболее оставили следов древние апокрифические сказания о присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. Уже в древнехристианских саркофагах являются осел и бык при Р.ождестве Христове.

К IX в. на Востоке и Западе пользуются огромной популярностью следующие изображения Рождества Христова: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит Христос; над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте. Известно, как традиционные осел и бык послужили великим итальянским художникам, например Корреджио.

В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехала Пресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатить царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесные животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ из Чети-Миней проник в народ и в духовных стихах и легендах малорусского (украинского) народа передается почти дословно.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author