filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Обрезание у народов мира (по материалам конца 19 - начала 20 века)


Обрезание — составляет весьма распространенный обычай, получивший у некоторых народов важное религиозное и национальное значение. Мы встречаемся с обычаем обрезания во всех частях света, в Австралии, Полинезии, Африке, Америке, на Малайском архипелаге, в древнем Египте и Мексике, у евреев и магометан.

У большинства народов обрезание совершается над мальчиками и юношами 10—17 лет.
В древнем Египте — на 14-м году и составляет как бы посвящение в мужчины, официальное признание половой зрелости.
У магометан  обрезание не составляет догмата, а только традиционный обычай (соннат), унаследованный, по-видимому, от эпохи до Магомета. Турки совершают  обрезание над мальчиками 8—13 лет,
Персы — над 3—4-летними,
Магометане Малайского архипелага — над 10—13-летними ,
Арабы городские — на 5—6 году,
Арабы деревенские — на 12—14 году.


В Африке обычай  обрезания мог распространиться из древнего Египта (где он существовал уже за 1500 лет до Р. Х.), но возможно, что он был известен издревле или был усвоен с восточного берега.
Обрезание в Африке стоит в связи с распространением древних культурных растений, проса и сорго, а в некоторых местностях — и с распространением, сравнительно недавним, культуры риса.
В Австралии обрезание соединяется иногда с варварскими операциями, результатом которых является невозможность оплодотворения со стороны мужчины.
Среди племен американских индейцев обрезание встречается лишь спорадически.
В Полинезии и Меланезии обрезание ограничивается обыкновенно только надрезом praeputii;
На некоторых островах, например Новой Зеландии,  обрезание и вовсе   неизвестно.

На начало 20 века число практикующих обрезание людей приблизительно в 200 млн. = 1/7 всего человечества.

Обыкновенно племена, разделяющие этот обычай, смотрят презрительно на «необрезанных».

Совершение обрезания сопровождается обыкновенно празднествами, отчасти религиозного характера (как у евреев и магометан), отчасти только знаменующими наступление половой зрелости у одного из членов семьи; для выполнения операции приглашается, у первых духовное лицо (раввин), у других — врач-знахарь.

Производится обрезание у некоторых народов еще кремневыми или обсидиановыми ножами; то же было, по-видимому, в древнем Египте и у евреев, что указывает на древность обычая.

У некоторых народов обрезание имеет характер жертвы богам; так, на островах Вити или Фиджи, в целях облегчения от трудной болезни, приглашают жреца и приводят еще необрезанного мальчика, над которым и совершают операцию, принося затем отрезанную плоть и другие дары божеству.

Весьма невероятно, чтобы в деле обрезания играли какую-нибудь роль санитарные цели, как это пытались некоторые доказывать.

Кое-где, например в Африке, а так же у арабов практикуется и обрезание девочек (удаление clitoris, малых губ), иногда в связи с так называемой инфибуляцией; но этот варварский обычай вызывается другими целями, в частности — предупреждением возможности полового сношения.

Взгляды врачей на гигиеническое значение обрезания диаметрально противоположны. В то время как одни смотрят на обрезание как на печальный атавизм, лишенный всякого научного значения   многие, и весьма компетентные исследователи  , признают за обрезанием весьма важную в профилактическом и терапевтическом отношении меру и рекомендуют распространение операции в более широких сферах населения.

Действительно, операция обрезания устраняет целый ряд заболеваний, возможных лишь у необрезанных. У некоторых субъектов, как известно, отверстие крайней плоти бывает крайне узко, такой прирожденный порок развития (фимоз), сопровождаясь обыкновенно частичными сращениями крайней плоти с головкой, влечет за собой многочисленные болезненные явления. Скопляющаяся при этом в препуциальном мешке смегма своим механическим и химическим раздражением вызывает воспаление головки или причиняет зуд и щекотанье, заставляющее детей чесаться, что служит обыкновенно первым толчком к онанизму. При несоответствии наружного отверстия мочеиспускательного канала с отверстием крайней плоти могут встретиться затруднения и при мочеиспускании, с задержанием мочи в препуциальном мешке и расширением пузыря. В раннем детском возрасте узость крайней плоти и сращение последней с головкой представляют почти физиологическое явление и констатируются, по наблюдениям врачей у 80% детей, хотя, с возрастом последних, сращения эти постепенно уничтожаются. В детском возрасте даже сравнительно незначительные периферические раздражения вызывают нередко различного рода нейрозы как в двигательной, так и в чувствительной сфере, чем и объясняются многочисленные, описанные у детей случаи энуреза, столбняка, эпилепсии, истерии и параличей, устраненных обрезанием.

Этим, может быть, отчасти объясняется, почему детская смертность, особенно в первые месяцы жизни, у евреев и магометан меньше, чем у христиан.
Так на первом году жизни в России умирают: у евреев 14,69% всех родившихся, у магометан 17,53%, у христиан 21,26%;

В великом герцогстве Баденском, за период времени от 1864 до 1873 г., в первый месяц жизни у католиков умирало 10,71 — 11,21% детей, у протестантов 7,93 — 8,26%, у евреев 5,73 — 6,73%.

Заражения  сифилисом распространено среди христиан несравненно значительнее, чем среди евреев и магометан. Среди 3214 больных (из них 1734 христиан и 1480 евреев), пользованных доктором Минором (в Москве) от различных нервных болезней, % христиан, в анамнезе которых был сифилис, равнялся 16,8, а евреев лишь 3,5.

Медико-хирургическое общество в Лидсе и международный конгресс в Париже (в 1865 г.) признали за «обязательным обрезанием» одну из важных профилактических мер против заболевания сифилисом.

Обрезание у иудеев производится на 8 день после рождения. Оператор отсекает крайнюю плоть острой бритвой по всей окружности; во избежание рубцового сужения отверстия ее, разрывает внутренний слизистый листок крайней плоти, захватывает губами новообразованную рану, отсасывает и выплевывает кровь, после чего весь половой орган обсыпается толстым слоем мелко истертого порошка перегнившего дерева или позже стали половой орган ребёнка посыпать тмином или поливать маслом смешанным с вином.

В старину у евреев существовал обычай обильно посыпать рану порошком гнилого дерева в качестве кровоостанавливающего средства (вероятно, в силу содержащейся в нем дубильной кислоты). Этот порошок, в котором, конечно, нет недостатка в разных бациллах, пропитываясь кровью и засыхая, покрывал весь орган твердой корою, часто препятствовавшей мочеиспусканию ребенка, что причиняло ему большое беспокойство. Боясь прикоснуться к оперированному месту, ухаживающие за ребенком женщины томительно ожидали, пока струя мочи не пробьет себе дорогу, что всегда встречалось ими с большой радостью. После купания на 2-й и 3-й день кора отпадала и рана, конечно, весьма медленно заживала. Предлагаемая Мишной присыпка порошком растертого тмина, несомненно, рациональнее гнилого дерева. Теперешняя медицина обладает лучшими присыпками: ксероформом, бисмутом, таннальбином и проч. Операторы-врачи, впрочем, обходятся и без них. Обмыв рану комком гигроскопической ваты, намоченной в двухпроцентном растворе борной кислоты, покрывают член сухой ватой или, еще лучше, «шариком» асептической марли, крепко прижимая ее пальцами к ране в продолжение нескольких секунд, чем останавливается кровотечение, если оно имеется; затем бинтуют член узенькой лентой из бинта, который своей упругостью производит давление, вполне заменяя «мецицу».

С санитарной точки зрения практикуемая по традиционным методам, выработанным много веков тому назад, операция, далеко не всегда представляется безопасной  и часто от отсасывания крови ртом ребёнок заболевает через ранку  туберкулезом или сифилисом после обрезания . В старину, когда евреи были изолированы от европейской культуры и сифилис среди них был весьма редким явлением, единственный вред от мецицы заключался в загрязнении раны и медленном заживлении ее. Значения этого факта не понимали тогда, и с этим еще можно было мириться. Но в начале XIX в. вместе с европейской культурой проник в еврейское общество и постоянный спутник ее — сифилис.

Для упорядочения еврейского обряда обрезания, как в различных государствах Западной Европы, так и в России  , проектированы были различные меры, которые, щадя религиозные чувства масс, имели целью лишь обезопасить обряд. Представители еврейского духовенства, при обмене мыслями с врачами, нашли возможным допустить употребление особых высасывающих приборов вроде употребляемых для отсасывания молока из грудей. Еврейские консистории многих городов Западной Европы требуют, чтобы правом на производство операции пользовались лишь лица, после предварительного испытания в теоретическом и практическом знакомстве с операцией и послеоперационным лечением, согласно современным воззрениям хирургии, сама же операция должна производиться в присутствии врача. В настоящее время в более интеллигентных сферах еврейства обрезание производится врачами, с соблюдением всех приемов асептики.

Достойно удивления, что при том высоком значении, которое придается в еврейской религии обряду обрезания, в Талмуде нет особого трактата, ни даже отдельной главы, специально посвященной этому предмету. В Талмуде нет никаких указаний на то, как должно быть произведено «обнажение». Талмуд вообще предоставляет полную свободу оператору в выборе инструментов и способов совершения обряда. В первых трактатах встречается даже отрыв крайней плоти ногтями.

Частица кожи, подлежащая удалению называется -  «орла».
Сама операция обрезание называется - «хитух».
Оголение головки называется - «периа».
Отсасывание крови ртом - «мецица»

У евреев установлено общее правило, что ради этого обряда в 8 день от рождения нарушается субботний отдых,

В старину  обрезание совершали обыкновенно в синагоге после утренней молитвы. Этот день считался некоторым образом синагогальным праздником, что отразилось также и на литургии: пропускались некоторые части молитвы, как «Тахнун» и «Виддуй», которые не читаются в дни праздников.

Теперь обряд совершается большей частью на дому, в присутствии 10-ти человек (это, впрочем, не обязательно), которые представляют собою общину Израильскую. В помещении, где должен происходить обряд, зажигают для торжественности побольше свечей, а перед окном ставятся рядом два устланных подушками кресла: одно для Сандика (Syndicus) — играющего роль приемного отца и держащего на коленях ребенка во время операции; другое — для Илии Пророка, дух которого предполагается присутствующим в этом собрании  . Функция Сандика считается самой почетной в этом акте, и она предоставляется обыкновенно раввину или какому-нибудь другому почетному члену общества; но не обходят почестями и других собравшихся гостей, одному поручают положить ребенка на Ильино кресло, другому — передать его в руки Сандика, третьему — держать его на руках во время молитвы и наречении имени и т. д. Особенно интересной считается функция «Кватеров» (от немецкого слова Gevater), ее предоставляют обыкновенно девочке и мальчику, или невесте и жениху из родных, а то и молодым супругам. Кваторша принимает завернутого особым образом ребенка из рук матери и приносит его на подушке в помещение, где должен совершиться обряд, на пороге передает его Кватору. При появлении ребенка все присутствующие восклицают: «Благословен грядущий именем Господа»  . После прочтения Могелом некоторых соответствующих случаю библейских стихов, он приступает к делу, произнося предварительно славословие: «Благословен ты, Господи… освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам совершить обрезание». В старину три момента обрезания (операция, оголения головки и отсасывания крови ртом)   теперь, к счастью, этот обычай оставлен, один могел совершает все три части обряда с удивительной быстротой; стоящий рядом отец ребенка произносит славословие: «Благословен… повелевший нам вводить его (сына) в союз нашего праотца Авраама», а присутствующие восклицают: «Как он ныне вступил в этот союз, да сподобится он также сделаться причастным Торе, брачному союзу и добрым делам». После этого могел или кто-либо другой произносит над бокалом вина молитву о здравии и многолетии ребенка; в эту же молитву включается формула наречения имени новорожденному. После обрезания устраивается торжественная трапеза, участие в которой считается богоугодным делом.

К обрезанию Талмуд, исходя из принципа: «жить в законе, но не умереть в нем», и строго запрещает производить операцию в 8-й день жизни над ребенком, страдающим какой бы то ни было болезнью. При общей болезни организма,   предписывается ждать 8 дней со дня выздоровления, как будто он тогда только родился.

«Надо, — говорит раввин, — быть очень осторожным в этих делах, и не оперировать ребенка, относительно здоровья которого существует малейшее сомнение. Опасность для жизни оттесняет всякую заповедь. Заповедь можно исполнить и после, а загубишь человеческую жизнь — назад не вернешь» .

В народе, у которого все новорожденные мужского пола подвергаются действию ножа, очень рано должны были наталкиваться на болезнь, известную под именем гемофилии или наследственной кровоточивости. И действительно, эта болезнь, о которой европейская медицина впервые узнала только в конце XVII века, была известна талмудистам II века со всеми особенностями ее наследственной передачи  и поэтому они установили, что если у одной матери двое детей умерли от кровотечения или если у каждой из двух сестер умерло по одному ребенку от обрезания следующие их дети уже освобождались синагогой, и они считаются полноправными в религиозном отношении евреями, за некоторыми лишь ограничениями относительно употребления сакральной пищи ,они не имеют права есть из «пасхального агнца» и «возношения».

Вообще в иудейской традиции, евреем считался тот человек, который прошёл обрезание. Сразу возникает вопрос, а если еврей не обрезан, он перестаёт быть евреем? Нет, необрезанного еврея иудеи по рождению тоже признают евреем, но человек еврейского происхождения перестаёт быть евреем если он принимает не иудейскую, а другую веру, например христианство.
При этом у необрезанного практически не было шансов взять в жёны еврейку, это считалось оскорблением
.

В Эфиопии обрезание существовало с глубокой древности, и трудно сказать, проникло ли оно туда из Египта, или оно существовало там с незапамятных времен, как у многих других африканских народов; во всяком случае, абиссинцы, сохранив этот обычай и после принятия ими христианства, соблюдают его и поныне. Когда римский папа предложил   упразднить обрезание они ответили, что ни одна абиссинская девушка не согласится выйти замуж за необрезанного.

Любопытнее всего то, что этого обряда придерживались и древние мексиканцы, когда их впервые посетил Кортес.

Любопытно, что едва заглох шум, поднятый сторонниками крайней реформы среди евреев в Германии, ополчившимися против обрезания , как против варварского обычая , среди представителей науки из христиан возникло совершенно противоположное движение, а именно в пользу обрезания. Лондонский профессор Дж. Эриксен писал в 7 изд. своего учебника хирургии (1877 г.) следующее: «Было бы хорошо, если бы обычай восточных народов, все равно, считается ли он религиозным обрядом или укоренившимся обычаем, был введен и у нас».

Оказывается, что 80% детей рождаются с фимозом и 85% — со сращением внутреннего листка с головкой. Правда, это непрочное сращение в громадном большинстве случаев, уже начиная с 3-й недели жизни, медленно исчезает само собой, благодаря тому что выделяемая смегма отделяет внутренний листок от головки; но фимоз хотя с течением времени так же исправляется, но довольно часто остается на всю жизнь. Ввиду тесной связи, существующей между половой сферой и общей нервной системой, многим врачам приходилось наблюдать у новорожденных массу разнообразных нервных заболеваний: trismus (судорожное смыкание челюстей), общие судороги, параличи, падучую болезнь, недержание мочи, задержку мочи и т. д.; спасены были только те дети, которым врачи производили обрезание.

В начале 20 века христианские медики России даже рассматривали вопрос о обязательном обрезании мальчиков и вынесли этот вопрос на рассмотрение правительства. Однако этот вопрос не нашёл поддержки из-за того, что был страх восстания народных масс против этого закона, так как русские люди воспринять могли обрезание, как насильственное обращение в иудаизм. А так как к евреям отношение было не однозначное, это могло спровоцировать новые погроммы.

По законодательству России 1904 года обряд обрезания должен совершать раввин; но так как раввины весьма часто не обладают необходимыми умением и опытностью в хирургических операциях, то в действительности обряд обрезания совершается посторонними лицами, которые  подвергались за это уголовному преследованию.

Иудеи времен апостольских, обратившиеся в Христианство, продолжали приписывать этому физическому отличию столь великую важность, что считали соблюдение оного существенно необходимым для спасения. Это религиозное заблуждение произвело сильное несогласие среди членов Церкви Галатской, и поэтому апостол Павел торжественно писал им: Вот я, Павел, говорю вам: вели вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа; еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон (Гал 5:2—3) и для того чтобы показать отличительное свойство новозаветного домостроительства, он прибавляет: Ибо во Христе Иисус ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (Гал 6:15). 
Subscribe

  • 17 ИЮЛЯ 1954 ГОДА РОДИЛАСЬ КАНЦЛЕР ГЕРМАНИИ АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ

    (Дочь лютеранского пастыря) Ангела Меркель Первая женщина в истории Германии, занявшая пост канцлера. Она также первая из канцлеров,…

  • ДОСОВЕТСКИЙ ДОНБАСС

    Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения…

  • ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

    16 августа 1941 г. Гейдрих издал приказ, запрещающий какое-либо содействие религиозной жизни в СССР, подчеркивающий необходимость соблюдать…

Comments for this post were disabled by the author