filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЕ (Всё о таинстве крещения)


Крещение — первое из христианских таинств, принимаемое всеми христианскими веро­исповеданиями, хотя и не в одинаковом смысле, и знаменующее собой вступление в состав церковного общества.

Погружению в воду или обливанию у всех почти народов древности — халдеев, финикиян, египтян, персов, отчасти у греков и римлян — усвоялось особое значение, в смысле не только физического, но и нравственного очищения. По словам Макробия, у римлян обмывали новорожденных в воде в восьмой или девятый день по рождении, при чем нарекали им имя .

Как особое сакраментальное установление, крещение существовало, по свидетельству многих писателей, у евреев, незадолго до появления христианства, именно в период после-маккавейского восстановления культа, для так называемых «прозелитов врат» ; оно заменяло для них обрезание. Даже у природных последователей Моисеева закона оно существовало некоторое время, как «утверждение обрезания», его дополнение.

Наконец, оно упоминается в числе мистерий секты ессеев, у которых совершалось с особенными тайными церемониями.

Упоминая об этой чисто внешней аналогии культовых обрядов разных народов с христианским водным крещением, большинство исследователей отказывается, однако, находить генетическое соотношение между ними. На почве христианства установлению собственно христианского таинства крещения предшествовало «крещение Иоанново» — Иоанна Предтечи ( Деян. XIX, 4), который, проповедуя иудеям грядущего Мессию, крестил в Иордане приходивших к нему и самого Иисуса Христа .

Когда именно учреждено собственно христианское крещение, об этом существуют между богословами различные мнения. Некоторые (блаж. Августин) думают, что слова евангелия: сам Иисус не крестил, но ученики его (Иоан. III, 22, IV, 1—2), указывают на установление христианского таинства ., совершавшегося апостолами по уполномочению от Христа; другие относят начало его к беседе Христа с Никодимом (Иоан. III), третьи — ко времени послания Христом на проповедь семидесяти апостолов (Лук. X). На основании евангельской параллели между деятельностью Предтечи и деятельностью Иисуса Христа (Mф. III, 1—2, 5—6; Луки VIII, 29—30) большинство богословов думает, что во время земной жизни Христа учениками его совершалось еще крещение Иоанново, а христианское крещение было установлено лишь словами, сказанными Господом к апостолам перед вознесением Его на небо: «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и св. Духа» (Матф. XXVIII, 19; Марк. XVI, 16).

При апостолах крещению предшествовало наставление вере в Христа. Самое крещение совершалось через погружение в воду, что видно из названия его (βάπτισμα), а также из крещения вельможи царицы Кандакийской апостолом Филиппом.

У апостола Павла крещение называется также баней (λουτρόν) возрождения. Во времена послеапостольские взрослые приготовлялись к крещению через оглашение. Оглашаемые (κατειχουμένοι) разделялись на три степени. Первую степень составляли «слушающие» (άκούοντες, audientes), т. е. заявившие о желании вступить в церковь и получившие право входа в храм для слушания св. Писания и поучений.
Оглашаемые второй степени, «припадающие» или «преклоняющие колена» (προσπίπτοντες, genuflectentes, orantes), имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных.
Третью степень оглашенных составляли «требующие» (competentes), т. е. готовые принять крещение. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения — о Св. Троице, о церкви и т. д.

Перед Пасхой желавшие принять крещение вносили свои имена в список крещаемых (о чем говорит IV-й карфагенский собор). В Риме это обыкновенно делалось за 40 дней до крещения, после чего оглашенным усвоялось название избранных — electi; они облекались во власяницу, появлялись между людьми не иначе, как с закрытым лицом, соблюдали суровый пост. В четвертое воскресенье поста — у латинян, во второе — у греков им назначались новые, христианские имена, после чего они исповедовались. Перед самой Пасхой они изучали символ веры и молитву Господню и подвергались заклинаниям, что вместе носило название скрутиций (Scrutitia). Оглашение обыкновенно продолжалось два года, иногда более (для бывших жрецов — три года), иногда — менее. Иногда оглашенные откладывали крещение до последних дней жизни, чтобы умереть свободными от грехов (так было, например, с Константином Великим).

Церковь, вообще говоря, не одобряла «отлагающих Крещение». Совершителями таинства крещения торжественного (большого числа крещаемых) были обыкновенно сами епископы. Обычным в древности временем совершения торжественного крещения было «навечерие» Пасхи и Пятидесятницы.

Местом Крещения во времена гонений на христианство, были реки, ручьи и т. п., причем нет указаний на то, чтобы совершался, предварительно крещению., особый чин освящения воды. Со времени Константина Великого крещение . происходило в баптистериях — бассейнах воды, устроенных в особых зданиях или при самом храме.

О том, что К. совершалось только через погружение, письменные памятники свидетельствуют единогласно (на Востоке — до VIII в. включительно, на Западе — до VI в.). Существовало ли в древней церкви, хотя в исключительных случаях, крещение через обливание и окропление — это спорный вопрос церковной археологии.

Непосредственно после погружения на Западе пресвитер помазывал чело крещаемого священным елеем, а епископ возлагал ему на главу покрывало (chrismale, velamen misticum); затем его облекали в белую льняную одежду. Носившие ее назывались λευκειμονώντες, in albis incidentes. На Западе ее носили восемь дней; в Египте ее сохраняли до самой смерти, надевая ее в более торжественные моменты жизни и перед самой смертью. На новокрещенного возлагался иногда венок из цветов, из миртовых или пальмовых листьев; в Африке, кроме того, ему надевали на руку перстень, по подобию евангельского блудного сына; по некоторым известиям, новокрещенному давались особые благословенные туфли. В некоторых церквах если не сам епископ, то пресвитер или диакон умывал и утирал ноги крещенного по выходе его из воды. С светильниками в руках новокрещенные шли процессией из крещальни в храм, где причащались святых Тайн; после того им давали вкушать меда, смешанного с молоком, в знак вступления их в церковь, как в некую новую «обетованную землю, кипящую медом и млеком».

Мученики, над которыми церковь не имела возможности совершить крещение водное, считались крещенными в самом акте мученичества; это называлось «крещением кровью».

В Азии и Африке еретиков, обращавшихся к церкви, перекрещивали, в Риме же довольствовались возложением на них рук епископом. Позже установлено перекрещивать только тех еретиков, которые крещены были не во имя Отца и Сына и Св. Духа.

Тяжко больных и заключенных в тюрьмах крестили через обливание или окропление.

Крещение младенцев еще со времен апостольских составляет бесспорный догмат церкви. По общему учению православия и католичества, крещение есть таинство, в котором крещаемый, с произнесением слов: «крещается во имя Отца и Сына и св. Духа», Божиею благодатию очищается от всякого греха и соделывается оправданным и освященным. Крещение, как духовное рождение, не повторяется, если один раз совершено правильно. Однократное погружение, которым крестили еретики (евномиане и др.), не признается за Крещение.

Протестантство считает крещение лишь внешним символом даруемого человеку, независимо от его воли, прощения грехов. По Кальвину и Цвингли, крещение — простой «знак божественной благодати, удостоверяющий верующих в божественных обетованиях». Баптисты, отвергающие крещение младенцев, считают крещение за аллегорический знак возникающей и развивающейся независимо от него духовной жизни христианина. Социниане учат, что крещение не есть орудие благодати, преподаваемой верующим, а простой обряд, совершаемый лишь для того, чтобы отличить христианина от нехристиан.

В православной церкви человека с 7 летнего возраста крестят не иначе, как по научении вере или оглашении; что касается младенцев до 7 лет, то забота о научении их вере возлагается на восприемников.

До крещения взрослых нехристиан над ними совершается, в притворе церкви, три оглашения. В случае смертной опасности для крещаемого, крещение совершается по сокращенному чину; если нет при этом священника, позволяется совершать крещение мирянину (под условием, чтобы он был православный, понимал смысл таинства, не был двоеженцем и не совершил тяжкого греха), через погружение или обливание, но под непременным условием произнесения слов: «крещается во имя Отца и Сына и св. Духа». В случае выздоровления крещенного сокращенным способом, священник дополняет крещение чтением всех опущенных молитв, положенных по полному чинопоследованию таинства.

Имя крещаемому младенцу предоставляется выбирать его родителям; крещаемые взрослые выбирают его сами; если выбор предоставляется священнику, то он обязан выбирать имя святого, ближайшего, по времени празднования, ко дню рождения крещаемого, и не должен выбирать имени неудобного для произношения, во избежание его искажения. Запрещается давать одно и то же имя двум детям одних родителей; в западных губерниях запрещается давать имена католических святых. Если, по ошибке, дано ребенку имя, не соответствующее его полу и ошибка замечена уже после крещения, младенца приобщают св. Тайн и во время причащения священник произносит его должное имя, о чем отмечается в метрической книге.

Вода для крещения должна быть не холодная (принимается к сведению совет медиков о том, чтобы температура ее была в 24%—26% Реомюра), без примесей и не может быть ни заменяема другой жидкостью, ни разбавляема другой водой (например богоявленской).

Крещение должно быть совершаемо в церкви, на дому же — лишь в самых крайних случаях.

Детей-подкидышей предписывается крестить, если бы даже при подкинутии их и имелась записка, с означением что младенец крещен, но без указания — кем.

Дети от смешанных браков, если один из супругов — православный, должны быть крестимы по православному обряду.

Крещаемые евреи крестят обязательно с собой и детей до 7 лет: с отцом крестятся сыновья, с матерью — дочери.

Иноверцы, имеющие более 14 лет, могут быть крещены и без согласия родителей.

Восприемниками не могут быть явные грешники, монашествующие и совершенные невежды; восприемничество заочное воспрещается; при крещении младенца мужского пола довольно одного восприемника, женского — одной восприемницы.

Разрешается крестить в одной и той же воде нескольких младенцев.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author