filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Крещение Господне



Крещение Господне — один из важнейших моментов в земной жизни И. Христа. Когда настало время для Его выступления на общественную деятельность, Он, имея около 30 лет от рода, оставил уединенный Назарет и явился на берега Иордана, где Крещение совершал Иоанн Предтеча или Креститель, введший этот обряд в знак очищения покаявшихся от грехов. Христос был безгрешен, но Он принял Крещение для того, чтобы собственным примером освятить обряд, который, благодаря Его искупительным заслугам, впоследствии получил значение таинства и сделался не знаком только покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от первородного греха. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Марк. XVI, 16). История Крещения Господня излагается в Ев. Матф. III, 13-17; Марк. I, 9-11; Лук. III, 21-23; Иоан. I, 32-34.

Когда крестился народ от Иоанна, в то время приходит из Назарета на Иордан к Иоанну Иисус и просит у него крещение. Иоанн, еще из детства зная необыкновенно святую жизнь Его, удерживал Его и говорил: «мне надобно креститься от Тебя, а Ты ко мне приходишь?» Но Иисус сказал ему: «теперь не время говорить об этом; нам надобно исполнить то, к чему мы призваны. Тогда Иоанн допускает Его к крещению. Так как Безгрешному нечего было исповедывать пред Иоанном, как исповедывался пред ним народ, то, погрузившись в Иордане, Иисус тотчас вышел из воды, и молился. И вдруг Иоанн увидал, что разверзаются небеса, и Дух Святый, в телесном виде, как голубь, сходит и ниспускается на Иисуса. И вот был с небес голос к Нему: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе все Мое благоволение!»




ВОДОСВЯТИЕ

Водосвятие, у христиан освящение воды троекратным погружением креста. — Великое Водосвятие совершается в повечерие (18 января) и в день Богоявления (Крещения) (19 января) у рек или источников (процессия хождения на Иордан).

Водоосвящение, водосвятие (на древнерусском яз. водокрещение) — название церковного обряда, исходящего из глубокой христианской древности. Путем троекратного погружения креста при соответственном молитвословии и пении призывается на воду благословение Божие. Вода освящается без различия места: в храме, домах, естественных хранилищах и т. п.

Восточная церковь различает водоосвящение великое и малое. Великое водоосвящение бывает в навечерие праздника Богоявления и в самый день Богоявления, по окончании обедни . Оно отличается особенною торжественностью; вода освящается обыкновенно в реке, источнике или, за их отсутствием, в озере или колодце, куда и направляется процессия, известная под именем хода на Иордань.

Малое водоосвящение — менее торжественная форма благословения воды. Оно может совершаться во всякое время, по желанию верующих. Обычно и этот обряд совершается дважды в год: в среду Преполовения Пасхи и в праздник Происхождения Честных Древ. Кроме того, малое водоосвящение отправляется в церквах в дни храмовых праздников перед началом литургии.



СВЯТАЯ ВОДА

Вода святая — Так называется вода, освященная обрядом водосвятия .

Глубокая древность приписывала воде творческий, божественный характер. Отсюда святость струй Ганга для индусов, Нила — для египтян, Рейна — для древних германцев, Дуная — для славян. Таинственную глубину вод поэзия выбрала обиталищем наяд и нереид, русалок, водяных и т. п. Как средство достижения внешней чистоты тела, вода сделалась символом внутреннего очищения души. Священные омовения предписывались Зороастром, Магометом и Moисеем.

Христианство удержало символическое значение воды, получившей особое значение с установлением таинства крещения; Богоявленская или крещенская вода считается святынею, агиасмою , "великою агиасмою".

В народе существует поверье, что она всегда остается свежею. Это же свойство приписывается воде, взятой из живого источника в самую полночь на праздник Богоявления. Обычай ходить в этот урочный час за водою на реку до сих пор сохранился во многих деревнях.

Воде малого водосвятия также приписываются благодатные свойства. Ее применяют в священных церемониях при окроплении полей, стад, зданий и т. п.

Святою водою называется иногда и без освящения вода некоторых источников, озер, колодцев и т. д., ознаменованных явлением чудотворной иконы, пребыванием святого мужа и т. п.

В римско-католической церкви святая вода имеет еще особое применение. При входе в каждый костел имеется чаша с освященною водою, в которую входящие погружают персты и потом знаменуют ими лицо. Появление этих чаш, напоминающих "медное море" Соломонова храма, в церквах Запада относится к IV веку.

У мусульман существует обычай освящать воду погружением в нее плаща Магомета. Погружение совершает раз в год сам султан в Константинополе и рассылает освященную воду важнейшим сановникам.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author