filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

РАСКОЛ (СТАРООБРЯДЧЕСТВО)



Раскол, (старообрядчество), в русской церкви был вызван исправлением церковных книг.

В первой четверти XVI в. святой преподобный Максим Грек нашел много ошибок в богослужебных книгах и пытался исправить их. Со времени Стоглавого собора (1550) исправление поручили невежественным духовным людям, которые сами вносили в них новые ошибки.

При царе Алексее Михайловиче Романовым в исправлении участвовали духовник его протоиерей Вонифатьев, Неронов, протоиерей Аввакум, и др. будущие раскольники; Будущий Патриарх Никон был среди них и горячо стал за улучшения самой церковной службы.

С 1649 года явились в Москве киевские ученые и не одобрили справщиков. Никон, сделавшись патриархом, с согласия собора 1654, начал новое исправление.

Служебник был исправлен не по рукописям, а по напечатанному заграницей экземпляру. Это вооружило многих. Начались прошения царю против «многомятежного» Никона со стороны протоиерея Неронова, Аввакума и др.

Патриарх Никон сперва спорил с ними, но скоро приступила к крутым мерам, которые разжигали сопротивление. Пострадавших в народе считали мучениками за истинную веру.

Раскол укрепился в Москве; проповедники его расходились повсюду.

Собор 1667 года при участии восточных патриархов одобрил исправление книги, составил наставление духовенству и предал анафеме протестовавших. Несогласные с постановлениями его стали формально раскольниками.

Позже возникли различные отношения раскольников к светским властям и церковной иерархии: одни в преследованиях от православных видели наущения антихриста, ожидали конца мира и ради спасения души отказывались от всяких сношений с никонианцами, отказались от церковной иерархии: довольствовались необходимыми домашними молениями, совершенно обособлялись от окружающего — , это была так называемая "беспоповщина", которая позже осела в том числе в Прибалтике.

Другие (большинство) довольствовались соблюдением древних обрядов и мирились с переходившими к ним священниками из бывших никониан, — поповщина, ныне Древлеправославная Церковь в России.

И та и другая разбились на согласия, а затем на множество мелких толков. От беспоповщины выделились рационалистические и мистические секты.

Вопрос о том, как жить раскольникам вне церкви, среди враждебного им православного общества, протопоп Аввакум решал в смысле полного разрыва с «никонианами», как он называл приверженцев православия: он требовал, чтобы никониан не принимали в дома, не стояли с ними на молитве, не имели с ними никакого общения.

Другим насущным вопросом был вопрос о попах. Он был первоначально решен в том смысле, что только попы, посвященные до 1666 г., могли совершать таинства; что же касается лиц, посвященных после 1666 г., то не только отрицалось их священство, но запрещалось даже молиться с ними в церквах и домах. Впоследствии, по мере того, как вымирали попы дониконианского посвящения, взгляд этот значительно был смягчен: уже Аввакум признал священство за попами нового посвящения, которые приняли старую веру и отреклись от новой.

Вопросы о крещении младенцев и о браке были решены так, что крещеных не следует перекрещивать, а повенчанных — разводить, но следует только «довершить таинство, прочитав молитвы по старому требнику».

Уже Аввакум своими толкованиями подготовлял крайние направления в Расколе, допуская много отступлений от старых церковных обрядов. В случае нужды Аввакум допускал, напр., венчание в простой избе и освящение церкви без благословения архиерея, дозволял мирским людям крестить младенцев, исповедаться друг пред другом и т. д.; причащать мог каждый самого себя. Не все соглашались с этим; среди раскольников с самого начала не было полного единомыслия и уже староверы делились и отходили партиями друг от друга.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПРО АВВАКУМА =Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, расколоучитель, 1620—1681 в Княгининском уезде. Враг новизны в церковном и светском быту, 1653, резко протестовал против исправления обрядов и книг патриархом Никоном; за непокорность сослан в Сибирь; не растрижен по просьбе царя. Начитанностью, горячей убежденностью приобрел массу сторонников в народе и среди знати; писал царю, убеждая отвернуться от ереси. 1667 духовный собор утвердил реформы Никона и проклял ослушников. Аввакум был заключен в Пустозерск. Его мыслями долго вдохновлялись раскольники. 1681 Аввакум написал резкое письмо царю Федору Алексеевичу, за что был сожжен с двумя товарищами по заключению.

Власти духовные и гражданские постоянно принимали меры против распространения Раскола. Строгость мер то усиливалась, то ослабевала.

При императрице Елизавете раскольников преследовали особенно сурово; Петр III облегчил положение раскольников, сравнив их с иноверцами. Наиболее сурово Раскол преследовался при Николае I.

Ограничения в некоторых правах и богослужениях старообрядцев продолжались до самого последнего времени. Лишь 17 апреля 1905 и 17 октября 1906 старообрядцам России и "сектантам-беспоповцам" (в том числе в Латгалии) предоставлена свобода образования общин и устройства молитвенных домов, кладбищ и начальных школ, и отменены различных административных стеснений. Эту свободу староверам дал император Николай Второй.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

  • ИЗ МОЕЙ ПОЭЗИИ

    ПАМЯТЬ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ Прошло тридцать лет, но зимою морозной и снежной, Я тебя вспоминаю, невесту в венчальной фате. И как-то на жизнь в ту пору…

Comments for this post were disabled by the author