filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

Анахорет, Антоний Великий и его уроки мудрости


Анахорет - это в переводе с греческого языка, значит ОТШЕЛЬНИК .

Отшельничество, это один из трёх видов древнего монашества, ибо монашествующие подразделялось на киновитян, анахоретов и сарабаитов.

Анахореты уже прошли наставления в киновиях у духовных отцов и усовершенствовавшись в деятельной жизни, избирали уединённое место в пустыни.

Именно первоначальниками анахоретов являлись преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Они не по малодушию, не по нетерпеливости, а по своему желанию высшего совершенства, для Божественного желания удалились в сокровенные пустынные места.

Антоний Великий не мог довольствоваться той победой, которую он одерживал над сокровенными кознями диавола между людьми, а желая вступить в открытую брань с демонами, не боялся проникать в отдельные места обширной пустыни, именно по подражанию Иоанна Крестителя и пророкам Илии и Елисею.

У святого апостола Павла к Евреям 11, 37-38 есть слова : "Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли". Как раз эти слова можно бы было отнести и к преподобному Антонию Великому.

Это люди веры, которые представляют собой особый вид людей, стоящих на самой высокой ступени, которых наш растлённый грехами мир недостоин.

"Они блуждали в пустыне по безлюдному пути, и не находили населенного города. Терпели голод и жажду, душа их истаивала в них"  говорится в 106 псалме, 5-6 стихах.

И действительно были в пустыне недостатки, скорби, скитания, терпел голод и жажду, но как же при этом святой Антоний сильно молился, какая сильная была его молитва. Молился по долгу и когда в пустыни солнце начало его жечь, он молился: "Солнце! Что ты препятствуешь мне, как будто для того и восходишь, чтобы отвлечь меня от блеска этого Истинного света?"

Нам бы всем получить такое расположение к истинной молитвы, а то же наоборот у современных христиан молитва, это так между прочим, как бы приложение к чему-то, вроде как шли по делам и мимо зашли помолиться, когда нам что-то "помешало" заняться для нас другими как мы считаем "более важными" делами.

А Антоний Великий говорил: "Несовершенна та молитва, в которой монах сознаёт себя". То есть, молиться следует так, чтобы забыть себя, забыть суету мирскую и дела. Мыслями быть только Там с Богом в молитве. Вот тогда молитва, особенно в данном случае речь о монашеской молитве, совершенная и правильная. И такая молитва была у Антония Великого, он сам о ней и говорит.

Известно, что когда Антоний Великий пребывал в пустыни, к нему собирались старцы для рассуждения о совершенстве, как стать совершенным и мысли были на этот счёт очень разные. Какая же добродетель приводит к совершенству. Что может сохранить монаха от сетей обольщения дьявола.

И вот одни отцы считали, что для совершенства нужен пост и ночные молитвенные бдения, мол тогда утончится дух, а сердце и всё  тело приобретут благодатную чистоту и в таком состоянии удобно соединиться с Богом.

Другие говорили, что видят совершенство монаха в нестяжательности.в презрении всех рукотворных вещей от которых дух отрешившись как от  оков, легче приближается к Богу.

Третьи говорили, что совершенство монаха в его уходе от мира и для высшего достижения необходимо удаление в пустыню на полное уединение от людей. В пустыне мол монах молиться более дерзновенно и легче придти к Богу и быть услышанным.

Четвёртые утверждали, что для совершенства нужно просто исполнять обязанности любви ко всем людям, быть человеколюбивым и за это Господь обещает в Евангелии нам Царство небесное.

И тогда слушая разные мнения преподобный Антоний Великий сказал, что всё то, о чём здесь говорили, это конечно нужно и полезно ищущим Бога и желающим к нему приблизиться людям.  Но всем этим добродетелям отдать первенство не позволяет бесчисленные опыты и падения многих.

Ибо были такие, кто жестоко сокрушал себя постом и молитвенными бдениями, кто жил в пустынном уединении, кто раздавал все свои вещи так, что и пищи на день вперёд себе не оставлял, кто-то был такой милостивый, что всё отдавал при подаянии... Но после всего этого, те же самые люди, жалким образом отходили, отворачивались от добродетелей и впадали в порок...

И что же за причина была духовному падению тех людей? По мнению Антония Великого, причиной было: Недостатком рассудительности. Рассудительный человек идёт Царским путём, удаляясь крайностей с обоих сторон. С правой стороны не попускает ему обольщаться чрезмерным воздержанием. А с левой стороны - увлекаться к нерадению и расслаблению.

Рассудительность в Евангелии называется "Глазом и светильником нашей души". Рассудительность исследует все мысли и дела человека, отлучает и устраняет всякое зло, удаляет Богу неугодные дела. Россудительность удаляет от человека всякое обольщение.

Вот потому, Антоний Великий учил, что для совершенства и приближению к Богу главное что должно быть у человека, это РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ.

Рассудительный человек, он может рассуждать и рассудить добро от зла, хорошее от плохого, он выносит свой суд   поступкам. Руководствуется здравым смыслом в поведении и делах.

Рассудительность, это наше благоразумие, а рассудительный человек, он благоразумный человек..

Без дара рассудительности не может стоять ни какая добродетель или пребывать твёрдою до конца.
Рассудительность - матерь,  хранительница и управительница всех добродетелей.

"При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует" (Притчи: 11,14).

Пример безрассудства мы видим в Ветхом завете  с Сулом. Саулу первому было вверено Израильское Царство. Савул должен был повиноваться повелению святого Самуила. Самуил повелел Саулу дождаться его в назначенном месте, но время назначенное прошло, Самуил не приходил, народ стал уходить, отворачиваться от Саула и Саул решил обратиться к Богу, принести жертву всесожжения. Жертву принёс, пришёл Самуил... Эта Библейская история описана в Первой книге Царств в 13 главе
Саул не сумел рассудить, что повиновение повелению святого Самуила было много угоднее Богу, нежели принесению жертвы. Тем, чем Саул думал угодить Богу, он прогневал Его и был отвержен от Царства. Но имей он рассудительности. этого бы не произошло. При рассудительности Саул бы подумал, что приносить Богу жертву было исключительным правом священников, а не Царей. Но Саул решил, что он это может сделать и согрешил пред Богом самомнением.

А Библия нам показывает вначале, что Саул был высокий,  приятным лицом, очень смиренный и блестяще начинал своё правление в Царстве, но Самуил ему говорил: "Не забывай о Боге". И вот дальше мы видим самомнение, глупые и нелепые приказы и в конце концов в 15 главе первой книге Царств показывается уже сознательное непослушание Богу и как итог свержение с Царства. Причиной всему стало безрассудство.

Потому по примеру и поучению Антонию Великого, нам надо чаще рассуждать, что нас ждёт за тем или иным шагом и поступком и совершать ли его и тогда будет больше правильных и богоугодных дел и правильных шагов в нашей жизни которые нас поведут ближе к Богу, а не будут нас от Бога удалять.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author