filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Кто такие фарисеи и мытари?

ЕССЕИ , САДДУКЕИ И ФАРИСЕИ

Саддукеи и фарисеи, вместе с ессеями составляли три религиозных иудейских направления, которые считались сектами отколовшимися от ортодоксальных иудеев. Отколовшиеся иудейские сектанты делились на три группы от эпохи Маккавеев до разрушения Иерусалима ; расходились в способах применения Моисеева закона к жизни.

Ессеи - в отличие от Саддукеев и фарисеев были иудейские сектанты чисто духовного направления, которые не вмешивались в политические и государственные дела и не участвовали в общественной жизни. Ессеи, как секта чисто религиозная и всегда державшаяся вдали от всяких политических треволнений, в значительной части своей примкнули к учению Христа и образовали первые еврейско-христианские общины в Иудее

Саддукеи— священнические, богатые аристократические роды, происходившие от первосвященника Садока, претендовали на исключительное право руководить народом, строго придерживались буквы закона, не допуская ни малейшего послабления в нем, отвергали народные обычаи и постановления позднейших законоучителей; отрицали бессмертие души, воскресение мертвых и существование ангелов и духов, признавали абсолютную свободу воли.

Фарисеи — вожаки народных масс, стремились к ограждению от всего чужого, не еврейского, требовали строгого исполнения всеми закона, но последний они истолковывали своеобразным способом. Помощью искусственных приемов и разных фикций фарисеи стремились примирить постановление закона с новыми требованиями в началами этики, вырабатывая при этом систему благочестия, нормирующую все проявления жизни. Фарисеи были против применения смертной казни, верили в бессмертие души и воскресение мертвых. Были случаи перехода фарисеев в христианство, некоторые из которых в последствии стали христианскими святыми

Само слово "фарисей" означает - "отлучённые". Следует понимать, что фарисее сами себя отлучали от значительной части иудейского общества считая себя особыми избранными для Бога евреями.

Фарисеи учили , что, хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но в этом участвует также предопределение судьбы . В этом отношении они занимали середину между ессеями, которые все приписывали предопределению, и саддукеями, которые признавали абсолютную свободу воли и утверждали, что судьба человека находится всецело в его собственных руках. Может быть, именно потому Фарисеи в качестве судей были в отличие от саддукеев «вообще весьма снисходительными при назначении наказаний .

Фарисеи верят в бессмертие души; за гробом людей ожидает суд и награда за добродетель или возмездие за преступность при жизни; грешники подвергаются вечному заточению, а добродетельные имеют возможность вновь воскреснуть.

Фарисеи ведут строгую жизнь и отказываются от всяких удовольствий. Они следуют лишь тому, что разум признает за благо. Они почитают старших и не позволяют себе противоречить их постановлениям. Они пользуются таким влиянием на народ, что все богослужебные обязанности совершаются по их начертаниям.

В вопросах внутренней политики они всегда стояли на стороне народа, против посягательств господствующего класса; поэтому народ доверял им и следовал во всем их учению. Лозунгом Фарисеев было: «закон для народа, а не народ для закона».

Достойно, однако, внимания, что суровые порицания Христа были чаще направлены против Фарисеев, чем против саддукеев: богатые и надменные саддукеи были так далеки от царства Божия, что напрасно было их призывать к нему, а вот фарисеи были для Господа небезнадёжны. В особенности порицал Христос Фарисеев.-лицемеров, которые, впрочем, обличаются и в Талмуде самими Фарисе. Сами фарисеи были ненавистниками лицемерия и учили своим учением, что лицемерить непозволительно. Таким образом, отождествлять фарисеизм с систематическим лицемерием — исторически неверно.

Впоследствии фарисеизм принял форму талмудического еврейства, саддукеизм отразился в караимстве.


КТО ТАКИЕ МЫТАРИ?

Мытарь (Лк 18:10) — сборщик Римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко Иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях.

Для сбора пошлин устроялись и содержимы были Римлянами особенные дома, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням.

Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия.

Мытари обыкновенно имели людей для взыскания податей силой. Отсюда понятна ненависть народа к Мытарям. Ввиду того что Мытари обычно притесняли народ, они в древней литературе называются грешниками .

Мытари считаются опороченными в гражданском отношении и не допускаются в свидетели.

Пребывание Мытаря в доме без свидетелей делает все, находящееся в доме, ритуально нечистым, т. к. Мытарь мог к чему-либо прикоснуться.

С особенной ненавистью стали относиться к Мытарям во время римских гонений; на них смотрели как на представителей врагов народа, они вербовались обыкновенно из подонков общества.

У Евреев понятия — грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во времена Спасителя в Иудее было много мытарей. Закхей был одним из главных сборщиков, и потому он называется начальником мытарей.

Ап. Матфей, иначе Левий, принадлежал также к разряду мытарей. Иудеи укоряли Господа Иисуса за то, что «Он друг мытарей и грешников, ест и пьет с ними» (Лк 7:34).
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author