filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

191 ГОД НАЗАД УМЕР ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН




Людвиг ван Бетховен - величайший композитор XIX столетия, родился 16 декабря 1770 г. в Бонне, где его дед Людвиг ван Бетховен был капельмейстером, а отец Иоганн ван Бетховен — тенором в курфюрстской капелле.

Бетховен проявил очень рано поразительный музыкальный дар, но тяжелая семейная обстановка имела большое влияние на характер Бетховена и сделала его смолоду мрачным и замкнутым. Для его умственного развития было сделано лишь самое необходимое, а музыкальное образование велось неправильно.



Первыми учителями музыки Бетховена были его суровый отец, а затем гобоист Пфейфер. Музыкальные успехи Бетховена вскоре обратили на него всеобщее внимание, особенно же приводила всех в изумление его уже в то время блестящая игра на фортепиано, соединенная с необыкновенной способностью к импровизации.

В игре на органе Бетховен усовершенствовали придворный органист фан-дер-Эден и капельмейстер Нэфе, и уже в 1785 году с восшествием на престол курфюрста Макса Франца II он был назначен придворным органистом, оставаясь в то же время альтистом в оркестре.

Усердно занимаясь композицией, Бетховен пробовал уже свои силы и в создании более крупных сочинений, из которых особенную известность получили рыцарский балет и большая кантата.

Путешествие его в Вену весной 1778 г., которое доставило Бетховену мимолетную встречу с Моцартом, было непродолжительно. Вскоре после возвращения из Вены скончалась его мать (Мария-Магдалина рожденная Кевериг, из Кобленца), и домашние дела сложились еще хуже. Тогда по ходатайству графа Вальдштейна курфюрст решился осенью 1792 г. отправить Бетховена на несколько лет в Вену, чтобы дать ему возможность докончить свое музыкальное образование под руководством Гайдна.




Князь Лихновский взял его к себе в дом, граф Разумовский предоставил в его распоряжение свой квартет, а князь Лобковиц — свою капеллу. Бетховен так успел сжиться с Веной, что, за исключением одного выезда в Прагу и Берлин в 1796 году, он никогда более не покидал ее. Лето Бетховен проводил где-нибудь в окрестностях Вены, среди скромной обстановки и в постоянном общении с природой, которую страстно любил и которая его вдохновляла, когда он отдыхал от обычных трудов.

Сочинения его хорошо оплачивались; он получал 600 флоринов в год от князя Лихновского, а с 1809 по 1811 даже 4000 фл. от эрцгерцога Рудольфа и князей Лобковича и Кинского. Несмотря на свои сношения с эрцгерцогами и князьями, Бетховен отнюдь не сделался низкопоклонником и придворным угодником; наоборот, всю жизнь он оставался демократом и республиканцем, считавшим властителей за тиранов.

Заняв вскоре после прибытия в Вену первое место в ряду пианистов, на что он имел неоспоримое право, особенно благодаря своему гениальному дару импровизации, Бетховен после выхода в свет в 1795 г. первых своих значительных произведений, трех фортепьянных трио, приобрел и славу первостепеннейшего композитора.




Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.

Бетховен отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил : «Таким свиньям я играть не буду!». И никакие извинения и уговоры не помогли.

В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского. Лихновский очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Он захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущённый композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро Бетховен отправил Лихновскому письмо : «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же — только один!»




Однако он не мог вполне наслаждаться всеобщим признанием своих заслуг, так как начавшееся еще в 1802 г. ослабление слуха усилилось почти до полной его потери. Эта болезнь, не поддававшаяся никакому лечению, омрачала его настроение духа, сделала Бетховена недоверчивым и заставляла искать уединения. Новым источником неприятностей и разного рода огорчений послужили принятые Бетховеном на себя в 1815 г. заботы о воспитании сына его умершего брата Карла. Племянник принес ему много огорчений. Денежные обстоятельства Бетховена ухудшились, и одно время даже самое творчество его как будто приостановилось.

Глубокое значение в жизни Бетховена имела болезнь уха, рано обнаружившаяся и принимавшая все более дурной оборот; болезнь эта, отражавшаяся на состоянии духа, а следовательно и на характере творчества Бетховена, уже в 1800 году повлекла за собой некоторое ослабление слуха и наконец постепенно перешла в полную глухоту.




Бетховен стыдился последней и старался скрывать ее; его суровость, ворчливость и необщительность — по крайней мере в первое время глухоты — отчасти были напускными, хотя с другой стороны они почти всегда неизбежны при подобном недостатке. Его вообще крепкое здоровье около 1825 начало постепенно слабеть; в 1826 обнаружились опасные признаки водянки; ко всему этому в декабре того же года присоединилась сильная простуда, заставившая Бетхоена слечь в постель. После мучительной операции (против водянки) силы его стали все более и более падать, и 26 марта 1827 года в 6 часов вечера он скончался.

Музыка Бетховена. говорит нам на языке страстей о чисто человеческих радостях и страданиях. В ней воплотилась характерная, могуче выступающая на первый план, черта нашего времени, — субъективизм, просветленный однако у Бетховена до классической чистоты благодаря красоте формы. Никто не превзошел Бетховена — да и не сравнялся с ним — в детальной фигурационной тематической разработке, которая достигла у него, особенно в последний период творчества, такой утонченности, что лишь теперь начинает становиться доступной пониманию более обширного круга людей. То же можно сказать и о его ритмике.



МОГИЛА



По всему миру в честь Бетховена установлено множество памятников. Первый памятник Бетховену был открыт на родине композитора, в Бонне, 12 августа 1845 года по случаю 75-й годовщины со дня рождения. В 1880 году появился памятник и в Вене — городе, тесно связанном с творчеством музыканта. Автор книги «Образы Бетховена» искусствовед Зильке Беттерман (Silke Bettermann) отмечает, что ему удалось насчитать около ста монументов в 54 городах на всех пяти континентах.

Бетховен был очень сострадательным и добрым человеком по отношению к другим. Как-то он оставил такую запись в тетради: ==Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.==




ПОХОРОНЫ В ВЕНЕ


ТАК ГОВОРИЛ ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

Бетховен может сочинить музыку, слава Богу, но он не может сделать ничего иного на земле.

Великий поэт является наибольшей драгоценной драгоценностью нации.


Для того, чтобы создать что-то по настоящему прекрасное, я готов нарушить любое правило.

Друзья аплодируют, комедия окончена.

Искусство! Кто постиг его? С кем можно консультироваться относительно этой великой Богини?

Любой, кто говорит ложь, не имеет чистого сердца, и не может сделать хороший суп.

Музыка — более высокое откровение, чем вся мудрость и философия.

Кому открывается моя музыка, тот избавляется от всех тех бед, которые терзают других людей .

Музыка выше, чем все откровения мудрости и философии.

Музыка должна высечь огонь от сердца мужчины, и возбудить слёзы на глазах женщины.

Музыка это вино, которое вдохновляет на новые генеративные процессы, и я — Бахус, кто выдавливает это великолепное вино для человечества и делает их духовно пьяными.

Музыка это медиатор между духовной и чувственной жизнью.

Музыка это один бесплотный вход в высший мир знания, которое постигает человечество, но которое не может постигнуть человек.

Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи.

Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст, я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.

Ничто не является более таки невыносимым, чем необходимость признать себе собственные ошибки.

Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.

Тем, кем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует, и будет существовать тысячи, Бетховен же только один.

Это является признаком действительно замечательного человека: стойкость перед лицом беды
.





В Университете города Тарту (Эстония) находится точная копия черепа Людвига ван Бетховена.


ТАК ГОВОРИЛИ О БЕТХОВЕНЕ

==Истинная причина успеха бетховенской музыки в том, что люди изучают её не в концертных залах, а у себя дома, за роялем...
Рихард Вагнер о музыке Бетховена, 1869 г.

== Бетховен первым был нелюбезен с публикой. Я думаю, именно благодаря этому он и стал так широко известен. Во всяком случае, не вижу для этого других причин
Эрик Сати, «Записные книжки»

== Бетховен воплощает в себе человеческую натуру во всей её сложности и полноте. Никогда ещё один музыкант не знал и не переживал так глубоко гармонию небесных сфер и созвучия божественной природы, как Бетховен.
Вильгельм Фуртвенглер

== Гайдн и Моцарт, творцы новой инструментальной музыки, первыми продемонстрировали нам искусство в его небывалом блеске, но вглядывался в него с великой любовью и проникал в его суть один Бетховен.
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author