filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

ВЕРБА


Верба или ива (Лев 23:40, Пс 136:2, Исх 44:4, Иез 17:5 и др.) — хорошо известное дерево, растущее на сырой почве и при источниках вод. Красивый вид растения, известный нам под названием ивы плакучей с поникшими ветвями называется иначе Вавилонскою ивою, и об этом-то роде вербы упоминается в Псалме 136-м: на вербах посреди его (Вавилона) повесили свои арфы (ст. 2).

В другом месте Свящ. Писания ветви вербы называются агновы ветви от потока, т.е. речные вербы (Лев 23:40).

Вербы употреблялись Израильтянами в праздник Кущей. Берега Иордана доселе еще осенены развесистыми вербами или ивами , хотя не в таком обилии, как во времена Библейские. Так как верба не растет на берегах Евфрата, то и предполагают, что дерево, означенное под сим наименованием в Пс 136, было из рода тополей или осокорей, обильно растущих но берегам означенной реки и известных у Арабов под названием al-gharab.

Уже Моисеев закон предписывает в первый день праздника Кущей «после сбора всех произведений земли» брать ветви речных Верб вместе с пальмовыми и миртовыми ветвями и с плодом дерева «гадар» и 7 дней «веселиться» ими пред Господом Богом (Лев., 23, 40). Независимо от этого в период существования второго храма установился обычай, по которому в дни упомянутого праздника народ с вербами в руках совершал в храмовом дворе процессии вокруг алтаря.

Обряд этот описывается в Мишне (Сукка, IV, 5—7) следующим образом: Место было под Иерусалимом, называвшееся «Моца», куда спускался народ для собирания ивовых лоз. Эти лозы расставлялись на окружающем алтарь выступе так, чтобы верхушки их свешивались над алтарем. Лишь только раздавался трубный звук, народ, взяв вербы в руки, начинал движение вокруг алтаря, распевая «Осана»! (הושיעה-נא — О, Боже, спаси!). В течение первых 6 дней обходили алтарь по одному разу, в 7-й день обходили его 7 раз, если же седьмой день приходился на субботу (когда нельзя нарезать свежие лозы и носить их в храм), их нарезали накануне и, для того чтобы они не завядали, помещали в храме в золотые чаны с водою. По окончании процессии били вербами οземь возле алтаря, пока не спадали листья; этот день оттого и назывался тогда «днем молотьбы верб».

Обряд этот, как воспоминание ο храме, сохранился до настоящего времени, с некоторыми, впрочем, отступлениями. Не ежедневно, a только в седьмой день праздника Кущей, называемый теперь «Гошана-Рабба» (великая Осана), каждый еврей является в синагогу с пучком ивовых веток верб, которому присвоено название «Гошана»; пучок держат в руках во время чтения особых молитв, в которых слово «Гошана» служит частым припевом, причем те из молящихся, y которых, сверх того, имеются также «Лулаб» (пальмовая ветвь) и Этрог, совершают семикруговую процессию вокруг алмемара , находящегося в середине синагоги и символизирующего жертвенный алтарь; по окончании упомянутых молитв все бьют вербами о пол до спадения листьев.

Происхождение самого обряда с вербами у иудеев крайне темно; ибо он не имеет основания в Моисеевом законе; по этой причине саддукеи или позднейшие их приверженцы, боэтусеи, совершенно отвергали его, и если в будние дни они считали его лишним, допуская его лишь под давлением требовавшей этого народной массы, стоявшей на стороне фарисеев, то в субботние дни они, боэтусеи, считали его прямо недозволенным. Рассказывается, что однажды 7-й день Кущей пришелся на субботу и народ накануне принес В. в храмовой двор. Боэтусеи убрали их и положили на них большие камни, рассчитывая на то, что никто не станет в субботу таскать камни и обряд сам собою отменится. Однако, узнав об этом, простолюдины (амме-гаарец) вытащили вербу из-под камней и заставили священников украсить ветвями вербы алтарь . Таннаем Абба-Саулом была сделана попытка обосновать обряд библейским текстом.

Верба играет важную роль в народных поверьях. Еще до принятия христианства вербовые ветки имели у славян религиозное значение, быть может потому, что прутья вербы первые весной оживают и дают пушистые распуколки. С этими вербовыми прутьями связаны весьма древние обычаи и поверья. Они считаются целебным средством против разных недугов: кто проглотит несколько распуколок, тот обеспечен против лихорадки и горловой боли в продолжение всего года; вербовая ветка, брошенная против ветра, прогоняет бурю, а брошенная в пламя пожара — уменьшает его разрушительное действие; по Афанасьеву, во всех этих случаях вербовая ветка играет роль перуновой лозы .

С вербой соединено интересное литовское предание о женщине по имени Блинда, которая с удивительной легкостью рожала детей и притом не только из чрева, но и из всех частей тела. Ей позавидовала земля, и однажды, когда она нечаянно завязла в болоте, земля крепко охватила ее ноги, и Блинда превратилась в Вербу Конечно, здесь мы имеем поэтическое изображение той удивительной жизненной силы вербы, вследствие которой каждая ее ветка, посаженная в землю, легко может вырасти отдельным деревом. Верба в древней Литве считалась богиней чадородия, и бездетные крестьянки приносили ей молитвы и жертвы, чтобы она даровала им детей.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author