filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

ВЕНТА (река Латвии) и ВЕНТСПИЛССКИЙ ПОРТ


Ве́нта (латыш. Venta, лит. Venta, нем. Windau, польск. Windawa, жем. Vėnta) — река в Литве (где называется Вянта) и Латвии, впадает в Балтийское море. Длина — 346 км (из них в Литве 28%), площадь бассейна — 11 800 км².

Истекает из озёр Мядайнис и Вяню на Жямайтской возвышенности. Весной половодье до 7 метров. Средний расход воды 95,5 м³/сек. Вента течёт с юга на север, поэтому, в отличие от других рек Латвии, ледоход на ней начинается с верховьев.

Ширина Венты у границы с Литвой — 40—50 м, а в устье реки — 150—200 м. Поэтому расположенный в её устье Вентспилс стал важным морским портом Латвии.

Наиболее крупные притоки — Абава, Вирвите, Вардува, Вадаксте и Циецере. В Венту впадают 13 рек (притоков) по правому берегу и 18 рек с левого берега. Отчего Вента довольно многоводная река.

К числу притоков р. Виндавы с правой стороны прежде причисляли и Виндавский канал, который был вырыт между Виндавой и Дубиссой и при помощи которого Неманом и Днепром соединялись Балтийское море с Черным. Этим не доведенным до конца водным путем должны были быть направлены в отечественный Виндавский порт товары, идущие по Неману за границу. Первоначально задуманы были работы еще во времена Курляндского герцогства, были выписаны французские инженеры, но начинания эти ни к чему не привели; в 1796 году были составлены подробные проекты соединения Риги, Либавы и Виндавы с Неманом.
Водопад в Кулдиге должны были обходить два канала.
Работы начались только в 1825 г. и с таким расчетом, чтобы они были окончены к 1832 г . К строительству канала была подвезена масса кирпича, извести и отесанного гранита .

В 1829 г. к работавшим войскам было прибавлено более 3000 вольнонаемных рабочих и казалось грандиозное патриотическое дело близилось к осуществлению. Но к несчастью в это время начались смуты в Курляндском крае, мешавшие работам; а затем по просьбам и настояниям прусского правительства соединение Немана с русским портом не только не состоялось к 1832 году, но уже в 1831 г. все работы по каналу были приостановлены; все же позднейшие попытки возобновления их разбивались соображениями политического свойства.

Остатки громадных работ по прорытию канала и теперь сохранились по дороге из Шавель в Тауроген, хотя канал зарос лесом, а кирпич и тесаный гранит, сначала безнаказанно расхищавшиеся, а позже частью употреблены с высочайшего разрешения Императора России на устройство православных храмов в Курземе.

На территории Литвы на Вянте города Ужвентис, Куршенай, Вянта, Векшняй и Мажейкяй.
В Латвии на Венте стоят города Кулдига, Пилтене и Вентспилс.

На Венте расположен самый широкий водопад Европы - Вента Румба.

Долина Венты из Кулдиги до реки Абава и долины Вента и Шлеввеша являются сложными заповедниками.
Вента с литовской границы до центра в Кулдиге более подходит для водного туризма. Верхняя часть реки менее населенная, с более быстрым потоком.

ВОТ О ЧЁМ ГОВОРИТ НАМ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 1892 ГОДА

Глубина реки очень различна, колеблясь между полутора метров в верховьях ее и доходя до 9 метров в нижнем течении.
Близ д. Пацкульн находится бухта такой глубины, что герцог Якоб Кетлер ставил сюда на зимовку свой военный флот.

Дно Венты большей частью песчаное, местами глинистое, а около Гольдингена (современный город Кулдига) она прорезывает скалы известняка. Подводные камни, пороги и отмели встречаются всюду, за исключением нижней части русла.

Русло Венты вообще глубокое, берега крутые, местами скалистые и обрывистые. Водопад в Кулдиге преимущественно препятствует судоходству по Венте., однако судоходство возможно в нижней части реки у города Вентспилса.

Она замерзает около 25 ноября — 5 декабря, вскрывается же между 25 марта и 5 апреля.

В нижнем течении своем Вента вырывает во время разлива целые глыбы земли, отчего было возможно образование нового русла при церковном имении Ландзене, в 3 верстах от прежнего, называемого Старой Виндавой.

В Шавельском уезде берега реки состоят из водяной, или осадочной юрской, формации, около м. Попеляны имеется в виде небольших глиняных холмов отдельный «юрайский бассейн», открытый в 1830 г. академиком Эйхвальдом.

Напластование берегов р. Венты следующее: основание мелкозернистый песок, серого или розового цвета, с обломками бурого угля; за ним пласт черной глины толщиной более фута; затем глинистый песок, переходящий в плотный желтый песчаник до 5-6 метров. толщины, с большим количеством окаменелостей; над ним серый или желтый известняк, покрытый черной, бурой мягкой глиной с кварцевыми зернами; вверху множество гранитных валунов. Пласты почти горизонтальны.

Виндавский порт со старых времён имеет громадное значение и интерес.
Порт этот в Российской Империи был единственным в своем роде — одновременно приморский и внутренний.

В Царской России разрабатывался план соединить порт Вентспилса с железной дорогой города Тукумса и созданию огромных портовых складов от Вентспилса до Тукумса вдоль железной дороги.

Значение Вентспилсского порта сознавалось еще при герцоге Якове Курляндском, который ставил в нем на зимовку свой флот и строил в нем суда. При герцоге Эрнсте в 1737 г. были выстроены дамбы для углубления бара в Виндаве. В 1852 г. произведены добавочные значительные работы по улучшению порта и его набережных.

Замерзания гавани порта почти не бывает; если за ночь образуется тонкий слой льда, то вдоль реки несколько раз проходит лоцманский буксирный пароход и раздробленный лед выносится течением в море. Причины незамерзаемости этой части реки надо искать в высокой температуре в Вентспилсе в зимние месяцы, колеблющейся в среднем выводе между 0,0° и 0,6°.

Препятствие судоходству в порту от наносного льда так ничтожно, что он за 28 лет (с 1861—1888 г.) по лоцманским журналам оказался недоступным в течение 16 лет лишь на ничтожное число дней, а именно менее чем на 10 дней, в остальные же 12 лет (из 28) порт был доступен для судов круглый год. Весенний ледоход продолжается на р. Виндаве (Венте) лишь несколько часов.

Вентспилсский порт уже в конце 19 века в торговом отношении играл самую жалкую роль, тем не менее, из всего вышесказанного видно, что он даже с теми небольшими сооружениями, которые в нем существовали , являлся крайне удобной, естественной гаванью, при затрате же на него, по сделанным сметам, около 4-х млн. руб. он мог бы сделаться портом первостатейной важности как в смысле порта-убежища для военного флота, так и в смысле коммерческого вывозного порта.

Значение улучшенного и удлиненного Вентспилсского порта, о чём задумывались в конце 19 века в Царской России могло бы сделаться неизмеримым (после соединения с Тукумсом) при сооружении Виндавского канала и рельсового пути из Пскова в Бологое. Тогда не через Клайпеду, Калининград или Гданьск (порты не принадлежавшие в то время к России) а через русский порт Виндавы (Вентспилса) вывозился бы весь тот хлебный груз, который не успевают вывозить Рига и Лиепая или который теперь вывозится по железным дорогам и сплавляется по Висле и по Неману.

Незамерзающий Вентспилсский порт помог бы тогда двинуть из Рыбинска за границу хоть часть тридцати миллионов хлеба, остающихся там на зиму. Кроме того, Вентспилсский порт, как передовой, необходим для Риги, порт которой замерзает и биржевой комитет которой поэтому не раз ходатайствовал перед министерствами путей сообщения и финансов Российской Империи об устройстве Вентспилсского (Виндавского) порта.

На сегодняшний день (2018 год) Вентспилсский свободный порт — глубоководный порт на восточном побережье Балтийского моря в городе Вентспилсе (Латвия). По объёму перегруженных грузов является самым большим портом Латвии и одним из ведущих портов в Балтийском море. Не замерзает круглый год.

Вентспилс - первым из балтийских портов был соединён железной дорогой с Москвой и Рыбинском.

В 1998 году было завершено углубление акватории порта до 17,5 м в районе терминалов жидких грузов, что позволяет обслуживать суда типа «Афрамакс» дедвейтом до 150 000 тонн. У терминалов навалочных и генеральных грузов максимальная глубина 15,5 м, что позволяет обслуживать суда типа «Панамакс» дедвейтом до 75 000 тонн.

Общая площадь порта составляет 2623,9 га. Здесь расположены разнообразные предприятия портовой инфраструктуры, торговли и промышленности. На портовых терминалах обрабатываются нефтепродукты, сырая нефть, жидкие химические продукты, уголь, металл, минералы, лесоматериалы, зерно, концентраты соков, контейнеры и прочие грузы. С 2000 года порт активно участвует в развитии контейнерного и паромного сообщения. Регулярные контейнерные перевозки из Вентспилса в Великобританию обеспечивает Geest North Sea Line. Благодаря компании Scandlines порт стал одним из центров паромных перевозок между Швецией, Германией и Россией.

В советские времена Вентспилс был соединён нефтепроводами с российскими нефтедобывающими областями и действовал как центр перегрузки нефтепродуктов. Кроме того, в Вентспилсском порту были построены одни из крупнейших перевалочных терминалов жидких химических веществ, аммиака и калийных солей, налажены паромные линии. В 1960-е годы Вентспилс стал важным транзитным центром.

Вентспилсский порт соединён с белорусским городом Полоцком двумя нефтепроводами. Oбслуживание трубопроводов осуществляет латвийско-российское совместное предприятие «ЛатРосТранс».

Вентспилс имеет 2 регулярные паромныe линии с Германией и Швецией.

Двухполосное шоссе европейской сети E22 (Великобритания — Нидерланды — Германия — Швеция (Норрчёпинг) — Вентспилс — Москва) обеспечивает доставку грузов в Россию и страны СНГ.

Западно-восточный железнодорожный коридор, ведущий в Вентспилс, до середины 2000-х годов являлся наиболее загруженным в Европе. Ежегодно по этому маршруту перевозилось около 20 миллионов тонн разных грузов.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author