filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

МОНАСТЫРЬ ХИЛАНДАРЬ НА АФОНЕ



Монастырь Хиландарь лежит на восточной стороне Афона, на границе гористой покатости и перешейка, соодиняющего полуостров с Македонией, от Кареи на 7 часов ходьбы, а от Есфигмена — на 1 час, от морского же берега — на полчаса, в живописнейшей местности: на равнине, близ чащи леса, нависшего над монастырем, по крутизне горного ската, с оврагами с трех сторон.

В монастырской легенде об основании обители говорится, что основали ее в XII веке сербский царь Симеон, здесь постригшийся, и сын его Савва — архиепископ сербский. Прот Афона уступил сербскому царю Симеону эту местность, где прежде был монастырь, от которого сохранилась одна небольшая церковь. Предварительно застройки Хиландаря, Симеон сербский построил в Ватопеде, где нашел любимого сына своего Савву уже иноком, семь храмов.

Император Алексий Комнин своим хрисовулом (грамотой за золотой печатью) предоставил Симеону в полное владение достаточный участок земли, и там явилась обширнейшая обитель.

Здесь водворилось славянство на Афоне с богослужением на славянском языке.

Вторым ктитором Хиландаря был около 1300 г. Стефан Урош Милутинович, «краль Сербии», зять Андроника Палеолога. Он укрепил стены Хиландаря башнями и бойницами, соорудил новый храм и пожаловал монастырю земли в Македонии.

В 1348 г. в стенах Хиландаря жил больше четырех месяцев царь Стефан Душан, называвший себя самодержцем греков, сербов и болгар. От него осталось в Хиландаре до 20 хрисовулов; сохранился и самый ранний из документов — грамота 1192 г. св. Саввы, на пергаменте.

От XVI века в Хиландаре сохраняются грамоты Иоанна Дуки, воеводы угровлахского и царя Иоанна Васильевича Гpoзногo. Когда Грозный принял Хиландарскую обитель, как единоплеменную, «под свою высокую руку» (1571 г.), то хиландарские монахи выпросили подворье в Москве, в Китае-городе, по правую сторону Печатного двора. Подтверждение грамоты Грозного последовало от царей: Федора Ивановича, Бориса Федоровича и Алексея Михайловича (1658 г.).

Хиландарь и теперь еще владеет почти половиной земли на северном конце Афона, потеряв македонские владения после Коссовской битвы.

При царях Петре и Иоанне подворье в Китае-городе взято для патриарших певчих, а взамен его положено ежегодно производить Хиландарю по сто рублей милостинной дачи, что выполнялось до самой Октябрьской революции.

В Хиландаре, построенном в виде треугольного замка, с башнями в бойницами, главный храм во имя «Введения во храм Пр. Богородицы», о четырех главах, считается по красоте и богатству строительного материала (белого тесаного камня со вставкой по местам мрамора) первым на Афоне. Он имеет форму креста; внутри здания 26 колонн из белого мрамора. Мрамором отделаны у дверей и окон наличники. Перед входом в собор — трапеза. Снаружи трапезы — открытая галерея с мозаичным полом.

С северной стороны примыкает к собору небольшой «храм 12-ти апостолов», с высокой колокольней-башней, за алтарем соборного храма, а перед ним — крестильница.

С восточной стороны, в башне, церковь и библиотека, а на месте келий царя-инока Симеона — высокая башня, построенная Милутином, с храмом архангелов.

В конце XVII века Хиландарь пришел почти в запустение, но в 1740-х годах венецианский купец, грек Никон, постригшийся здесь в монашество, пожертвовал большие средства на воссоздание и поправку старинных сооружений.

Замечательна в Хиландаре икона Богоматери, названная «Троеручицей» — это список с той самой иконы, перед которой молился св. Иоанн Дамаскин, когда по приказу правителя Дамаска ему отрублена была рука, чудесно снова приросшая.

В числе святынь и достопримечательностей этой обители (на конец 19 века) числились: часть животворящего древа креста, Евангелие, писанное золотом по багряному пергаменту, и завеса, пожертвованная в 1554 году Иоанном Грозным, с изображением Господа и некоторых русских святых.
В числе мощей, в Хиландаре указывают главы святых: пророка Исайи, великомученика Прокопия и константинопольского патриарха Евтихия.

А ВОТ КАК ХИЛАНДАРЬ В КОНЦЕ 19 ВЕКА ОПИСАЛ МИТРОПОЛИТ АРСЕНИЙ (СТАДНИЦКИЙ)

--Дорога к монастырю очень широкая, но монастырь издали не виден, так как к нему ведёт извилистая дорога и при том он находится в ложбине, так что внезапно останавливаешься перед вратами мрачного Хилендаря.
Трое железных ворот ведут в монастырь. Грустное впечатление овладело мной при входе в ограду монастыря, при виде этих старых стен...
Эти тягостные ощущения ещё больше усилились, когда нас стали водить по каким-то совершенно тёмным коридорам с весьма шаткими лестницами с которых весьма легко свалиться. Везде мрак, темнота, отсутствие жизни. Ни в каком монастыре я не испытывал такого тягостного впечатления.
Наконец ввели нас не то в сарай, не то в конюшню, а по ихнему архондарик, это большая преогромная комната с камином посредине. . Пол услан циновками, вокруг сплошные очень низкие диваны. Но всё это грязно, запачкано, веками ссор не выметался. Принесли какую-то лучину, которая еле-еле мерцала, и свет её не доходил даже до углов комнаты. Сели мы на диваны по-турецки, поджав под себя ноги, потому что иначе на те диваны сесть было нельзя. Но вскоре пришлось раздвинуть ноги, какие-то насекомые начали ползать по ногам. Оказалось, что это клопы. Мы объяснили, что оставаться здесь больше не можем. Нас тогда перевели в более чистый архондарик, хотя такой же формы. Ужин был плохой. Я был совершенно раздосадован, и хотел потому скорее лечь и уснуть, чтобы позабыться...
На дворе было и без того жарко до удушливости, а нам ещё дали зимние одеяла, в которые мы должны были обернуться во избежании от клопов.

Утром оделись и пошли на литургию. Я хотел увидеть преосвященнейшего Михаила митрополита Сербского. Искал глазами такого высокого статного митрополита, но его не было. Я подумал он в алтаре и спросил монаха, прибыл ли уже сербский митрополит. Монах мне показал на стоящего в соборе монаха. Скромный, смиренный, низенький, очень просто одетый и с панагией. В храме он стоял не на особом архиерейском месте, а в толпе практически позади всех.. Так среди монахов и народа он и простоял молясь всю утреню и литургию.

Когда мы хотели уже уходить. Преосвященный позвал нас к себе. Он встретил нас в простом кафтане и без клобука.. Я просто не мог поверить, что этот добродушный старик, был Сербским митрополитом...

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В МОНАСТЫРЕ ПРОЖИВАЕТ ОКОЛО 70 МОНАХОВ и монастырь занимает 4 место в иерархии всех монастырей Афона.

Монастырь имеет 8500 га земли, в основном , это сады . Ни один другой монастырь на горе Афон не имеет такой плодородной земли.

СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ НА СЕГОДНЯ
Икона Божией Матери «Троеручица»;
Акафистная икона Божией Матери;
Икона Божией Матери «Млекопитательница»;
икона Богородицы «Вразумившая экклисиарха»;
икона Богородицы «Попская»;
жезл Саввы Освященного;
частицы реликвий Страстей Христовых: Животворящего Креста, тернового венца, крови Господней, трости и пелен Христовых;
мощи святых Евтихия патриарха Цареградского, преподобного Симеона Столпника, Григория Богослова, святой Марины, патриарха Никифора, св. Пантелеимона, пророка Исаии, Иоанна Предтечи и других.
До сих пор хранится завеса - подарок Ивана грозного и ещё одна трикотажная завеса вышитая в 1400 году.

Сегодня Хилендар является одним из самых богатых монастырей Афона с 13 храмами. Это первый монастырь Афона, если идти на Афон с материковой части Греции по суши со стороны Македонии.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author