filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

ДЖОНАТАН СВИФТ.



О СВЯЩЕННИКЕ НАПИСАВШЕМ "СТРАНСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА".

Свифт — английский писатель, один из величайших сатириков, родился 30 ноября 1667 г. в Дублине. Его врожденные свойства — мрачное, даже злобное отношение в людям, беспредельный эгоизм, столь же беспредельное честолюбие, в соединении, однако, со стремлениями совершенно противоположными — нашли себе плодотворную почву в обстоятельствах его жизни.

Детство его прошло в сиротстве (вследствие оторванности ро матери), бедности, зависимости. По окончании курса в дублинском Trinity College он поступил секретарем к Вильяму Темплю, известному государственному деятелю и выдающемуся политическому писателю, но при этом на него были возложены также обязанности бухгалтера и камердинера. Это положение, в связи с обуревавшей его жаждой славы и сознанием умственной силы, раздражало и озлобляло его, особенно при встречах с людьми, руководившими в ту пору судьбами Европы, и при наблюдении над кипучей политической деятельностью тогдашней Англии.

Собственные первые шаги его на этом поприще (по поручению Темпля) оказались неудачными, и ему пришлось удовольствоваться — но, конечно, не удовлетвориться — скромной должностью приходского священника. Несколько позже он сделался деканом церкви св. Патрикия в Дублине, но и это не удовлетворило его, себя он видел только епископом.

Неудачи в постоянных хлопотах о служебном повышении вызвали его сатирическую деятельность, проявлявшуюся на первых порах в резких эпиграммах, потом в политических памфлетах, доставивших ему огромный авторитет у партии тори, к которой он перешел после разрыва — по внутренним и внешним причинам — с партией вигов.

С 1710 по 1713 г. он занимал, не имея никакого официального поста, очень влиятельное положение; но ниспровержение господства тори повлекло за собой удаление Свифта с политического поприща, еще более ожесточившее его против общества. При иных свойствах его натуры, его могла бы вознаградить громадная популярность, которая выпала на его долю в Ирландии после того, как он, отчасти по патриотическим побуждениям, отчасти — и еще больше — из ненависти к вигам, выступил энергичным бойцом за независимость этой страны и написал с этой целью «Письма Суконщика» (Drapiers letters).

Возвращение его в Дублин из Англии было приветствовано колокольным звоном, торжественной иллюминацией, предоставлением ему почетной охраны и т. п. Но ему этого было недостаточно; он сгорал желанием вернуться в Англию и играть выдающуюся роль в обширной сфере.

Этим замыслам поставило окончательный предел расстройство умственных способностей, мало-помалу перешедшее в апатическое идиотство. Десять лет провел он в нравственных и физических муках, особенно сильных в так назыв. светлые промежутки. «Я идиот! — восклицал он, — я то, что я есть». В письмах своих, незадолго до полного умственного расстройства, он говорил о смертельной скорби, убивающей в нем и тело, и душу. В последние два-три года жизни он произнес только одно слово.

Он умер 19 октября 1745 г., завещав сумму денег на постройку дома для умалишенных.

Как челокек, Свифт представляет собой крайне интересное психологическое или, вернее, патологическое явление. Мучить людей, привлекать их к себе той непостижимой, гипнотической силой, которою гремучая змея притягивает к себе кролика, и потом отталкивать их со злорадной жестокостью, делать своими жертвами тех, кто подчинялся его влиянию, и наслаждаться их муками, «рафинировать свое ремесло палача» — все это было как бы органической потребностью его натуры и находило проявление как в мелких причудах, так и в очень серьезных делах.

Литературная сатира Свифта проникнута самой горькой желчностью, иногда доходящей до настоящей свирепости, но под личиной бесстрашного хладнокровия.

«Письма Суконщика» - это последнее сочинение лучше всех остальных характеризует ту душевную мрачность, до которой дошел сатирик: спокойно, чуть не весело советует он родителям употреблять детей в пищу, чтобы избавляться от них как от бремени нищиты, рекомендует средство делать их вкусными для стола, указывает, какую часть подавать, когда семья обедает одна, какую — при гостях.

"Странствия Гулливера" - затрагивает и клеймит не какие-нибудь отдельные явления, а весь мир, в его порочности и бессмысленности, причем имеется в виду и английская современность. Мелочность человека, отсутствие всякого прочного и глубокого фундамента в его чувствах, гниение общества в лице его законодателей, развратных и негодных дворян, порочность лиц, стоящих во главе государства — все это и многое другое изображено в этой аллегории с такой горечью и злобой, с таким свирепым ожесточением, каких нельзя встретить ни у одного сатирика ни до Свифта., ни после него. Отчасти основательно проводит один немецкий критик параллель между «Гулливером» и «Дон Жуаном» Байрона, но еще справедливее замечает, что «Байрон — лев, а Свифт — пантера».

МЫСЛИ СВИФТА:

Все люди хотят жить долго, но никто не хочет быть старым.

Если бы на небесах богатство почиталось ценностью, его бы не давали таким негодяям.

В этом мире нет ничего постоянного, кроме непостоянства.

Если бы человек не поддавался чувствам, он бы ненавидел жизнь и хотел бы, чтобы она поскорее кончилась или никогда бы не начиналась.

Законы точно паутина, в которую попадает мелкая мошкара, но через которую прорываются шершни и осы.

Когда мы стремимся к чему-то, это что-то представляется нам исключительно в положительном свете; но вот цель достигнута, и теперь уже в глаза бросаются лишь отрицательные стороны нашего предприятия.

Когда на свет появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы потому, что все тупоголовые объединяются в борьбе против него.

Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга.

Порой я читаю книгу с удовольствием, а к ее автору отношусь с ненавистью.

Сатира — своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного.

Только несчастные верят во власть судьбы. Счастливые мира сего приписывают себе самим все успехи, которых они достигают.

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

Люди с узкими душами — как бутылки с узкими горлышками: чем меньше в них содержится, тем шумнее содержимое выливается наружу

Много правды говорится в шутку.

Религия — болезнь души.

Похоже, что религия с возрастом впала в детство, и теперь, как и в детстве, её необходимо подкармливать чудесами

Жалобы — наше самое обильное приношение небесам и самая искренняя часть нашей набожности.

Вы невинны, как дьявол в двухлетнем возрасте.

Отсутствие веры у человека, это дефект, который надо скрывать, если не в силе с ним справиться.

Чем больше привычек и привязанности, тем меньше независимости.

Настоящее искусство - это увидеть невидимое.

Когда люди становятся старше, они делаются более добродушные, они просто посвящают Богу всё то, что оставил им дьявол.

Слона обычно рисуют на рисунке меньше чем он есть в самом деле, а блоху наоборот рисуют больше.

Жизнь - это комедия для тех кто на неё смотрит и трагедия для тех, кто её чувствует.

Ни один мудрый человек ни когда не хочет быть моложе чем он есть.

Кто такой хороший человек? Это человек противных идей.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author