filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

ГОДОВЩИНА ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ КАТАЛОНИИ ОТ ИСПАНИИ



СЕГОДНЯ ГОД НАЗАД КАТАЛОНИЯ ОБЪЯВИЛА О НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСПАНИИ.
ИСТОРИЯ КАТАЛОНИИ, ЖИЗНЬ И ЗАКОНЫ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ

Каталония восходит ко временам римского владычества в Испании.
Каталония занята была готами и аланами и вошла в состав вестготской монархии. После завоевания последней арабами каталонцы удалились в Пиренеи, соединились там в одну группу для борьбы с неверными и признали своим вождем французского рыцаря Otger Cathalon’a, от имени которого и получила будто бы свое название страна, отнятая при его помощи у арабов.

Каталония постоянно вела оборонительные войны от арабов-мавров. В борьбе этой каталонцам оказывали весьма деятельную помощь франкские короли, начиная с Карла Великого. Сын его Людовик, будучи наместником Аквитании, явился в 785 г. в Каталонии и отнял у арабов несколько городов, в том числе и Барселону. Завоеванная территория в сев.-восточном углу полуострова до р. Эбро получила название Испанской Марки и была разделена на 9 графств, (которыми правили родственники французских королей).

Вначале эти графства были равные в правах, но позже Барселонское графство возрастало в силе и стало оказывать давление, а потом и присоединять к себе соседние графства и вся территория подвластная Барселоне стала называться Каталонский Принципат который вошёл под корону Аргонского Королевства и границы Каталонского Принципата простирались от Средиземного моря до р. Роны, захватывая значительную часть Южн. Франции и для этой территории был поставлен свой каталонский король.
К Арагоно-Каталонской федерации были присоединены Валенсия и Балеарские о-ва, завоеванные у мавров и заселенные после того главным образом каталонцами. Правда Валенсии была дана полная Автономия и Аргонская федерация стала состоять из трёх частей которыми управляли короли.

Вскоре среди землями Аргонии и Каталонии появились разногласия и это стало угрожать развалом федерации.

В 11 веке сословия в Каталонии делилось таким образом.
Король, Графы, Магнаты, Рыцари, Городское сословие, Свободные люди, Крестьяне..

Духовенство в Каталонии лишено было всякого политического значения; его старательно устраняли от участия в государственных делах. Подобное отношение к духовенству может быть объяснено зависимостью его от французской церкви, в которую оно поставлено было в первые века после арабского завоевания, когда уничтожены были религиозные центры Каталонии, а духовным главою ее сделался нарбонский митрополит, назначавший сюда епископов из Франции.

В конце XI и в XII в.светские власти земель Каталонии обратились к властям Церкви, чтобы духовенство способствовало привить европейскую цивилизацию низшим массам населения Каталонии живущим по диким нравам.

Положение крестьян в Каталонии было несравненно тягостнее, чем в соседних областях Испании, но лучше, чем в Арагонии.В Каталонии жило много арабов которые держали местных крестьян в виде своих слуг и крестьяне без сопротивления работали на них и не желали чтобы их хозяева изгонялись из Каталонии.

Эти крестьяне не могли покинуть землю сеньора, не откупившись предварительно, не могли отчуждать земли, на которой жили и которую обрабатывали, вступать в брак без разрешения сеньора, жаловаться королю на насилия, совершенные над ними.

Сеньор мог менять, дарить, завещать, продавать крестьян с землей или без земли, но не давали ему права мучить их, умерщвлять или грабить; в этом отношении каталонское законодательство стояло выше арагонского.
Кроме того крестьянину оставляли право приобретать собственность в свои дома и владеть своей домашней собственностью.

Ещё у крестьян Каталонии была одна превелегия. Так в Барселоне было убежище для крестьян и если крестьянин мог до этого убежища добраться, то он делался свободным гражданином ровно на 1 год и 1 день. Ровно столько он обладал правами свободного человека и его нельзя было в этот срок вернуть в рабство. Это было узаконеное право и крестьян за это нельзя было наказывать, как впрочем физически каталонских крестьян вообще наказывать законы запрещали.

Только во 2-й половине XV века в положении крестьян произошли существенные изменения. В 1462 г. против Короля Иоанна II возникло восстание, и каталонский парламент (так назывались кортесы, собравшиеся без королевского созыва) возвестил, что раз война объявлена королю во имя свободы, то дальнейшее существование рабства в Каталонии было бы прямою нелепостью. Вскоре после того в Барселоне запрещена была торговля христианскими и мусульманскими рабами и уничтожены рабские рынки, а крестьянам предоставлено было право выкупа из-под власти сеньоров при помощи ссуд, выдаваемых от казны.

Скоро, однако, сеньорам удалось восстановить власть свою над крестьянами и они приняли 6 пунктов закона для крестьян, которые сами каталонцы назвали "Шестью дурными обычаями).
1. Сеньору дано право владеть крепостными крестьянами и заключать среди крестьян браки по своему усмотрению.
2. Если крестьянин умирал и не оставлял завещания, то половина собственности умершего переходила в собственность сеньора, а вторая половина оставалась родственникам.
3. Сеньор имел право лишить части имущества крестьянскую женщину или девушку, если она грешила прелюбодеянием с другим крестьянином.
4. Сеньор мог присвоить себе всё имущество умершего крестьянина, если после его смерти не было наследников в виде детей. Если оставалась вдова бездетная, то такое право сеньор мог получить только через суд (оставив тем самым вдову крестьянку ни с чем).
5. Сеньор имел право под принуждением заставить любую крестьянскую женщину кормит грудью сеньорского ребёнка или многих детей.
6. Каждый сеньор независимо от возраста и семейного положения выдавая крестьянскую девушку замуж имел право первой брачной ночи со своей крепостной и только потом её отдавал в жены крепостному..

Крестьяне Каталонии не могли соглашаться с такими правилами своих хозяев и во многих регионах Каталонии крепостные крестьяне подняли восстания, они нападали на своих хозяев и даже стали массово убивать своих господ.
Для разбора споров между крестьянами и сеньорами Фердинанд Католик назначил в 1486 г. комиссию, которая постановила уничтожить "Шесть дурных обычаев" и заменить личные и натуральные повинности крестьян ежегодною уплатою в пользу сеньоров определенных денежных сумм.

Города в Каталонии получили политическое развитие позже, чем города других регионов Испании. До ХII в. каталонские города не обладали муниципальною автономией. Только с XII в. города получают право иметь выборные власти, независимые от сеньоров, собственный суд и администрацию.

Например. правление города Барселоны состояло из 5 советников избранных народом. Советники обязаны были советоваться с местным гласными ( парламентом), который был трёхклассный:
1 класс- крупные собственники, медики, юристы.
2 класс - купцы и крупные промышленники.
3 класс - мелкие торговцы и ремесленники.
Эти люди, называемые гласными, составляющие правление Барселоны решали все законы и разрешали все вопросы своего города.
Срок деятельности каждого из 5 советников и гласных был годичный. Выходя в отставку, советники сами назначали заместителей себе, а последние сами себе назначали в "парламент" своих представителей.

Указанная система выборов в 1387 г. была заменена выбором посредством жребия. В 1452 г. число членов Великого совета было ограничено 98 гласных. Дворяне получили право наравне с горожанами участвовать в муниципальных должностях с сохранением своих титулов и привилегий. Великому совету Барселоны принадлежало право заключать торговые договоры с иностранными державами, устанавливать налоги и заведовать всеми делами по управлению городскими финансами и общественными работами. Даже члены рыцарского сословия стремились вступить в ряды барселонских граждан, тогда как в Арагонии, наоборот, заветной мечтой зажиточных горожан было вступление в рыцарский класс . Организация других городов Каталонии напоминала барселонскую;

В отношении экономического развития каталонцы не имели соперников среди остальных испанцев. Длинная и удобная для мореходства береговая линия, дух предприимчивости, энергия, необыкновенное трудолюбие жителей, о которых сложилась поговорка «каталонец делает из камня хлеб» и которые были поглощены борьбою с маврами не так долго и не в такой степени, как другие территории Испании.

Ещё в XIII в. Каталония становится одною из наиболее промышленных и богатых стран Европы. Папское запрещение вести торговлю с мусульманами не мешало каталонцам находиться в оживленных торговых сношениях с Тунисом, Александрией, Константинополем и Кипром, откуда они вывозили пряности, сахар, шелк и т. д. взамен привозимых металлических изделий, строевого леса, хлеба и др. Они вели также обширную торговлю с Южн. Францией, Италией, Сицилией, а с XIV в. — и с Нидерландами и Англией. На Запад они привозили вост. товары и собственные произведения — шерсть и льняные ткани, кожаные и металлические изделия, корабельные принадлежности и т. д.

Власть за графом Каталонии не была неограниченной, даже если бы он был уже арагонским королем, признавалась не иначе, как после принесения им присяги в соблюдении каталонских народных законов в которых оговаривалось, что ни один закон не может быть установлен путём вооружённого неповиновения. Закон, изданный в правительством и голосованием народа, мог быть отменен лишь так же правительством при согласии представителей народа. Без согласия сословий не мог быть установлен ни один налог. Законодательная инициатива в равной мере принадлежала как королю, так и членам правления от народа. Сословия трёх классов совещались отдельно. Дела решались большинством голосов, но при этом обращалось внимание не на количество, а на качество голосов. Так, голоса таррагонского архиепископа и некоторых епископов значили гораздо более, чем голоса остального духовенства, и т. д. Полномочия депутатов проверялись комиссией из 18 членов , из коих 9 избирались сословиями, а 9 — королем.

Соединение арагонской короны с кастильской при Фердинанде Католике и Изабелле хотя и не привело к уничтожению самобытного существования Каталонии, но сильно им угрожало. Конституционная свобода продержалась, однако, в Каталонии дольше, чем в Кастилии и Арагонии. Даже такие монархи из австрийской династии, как Карл V, уничтоживший уцелевшие остатки кастильских вольностей, и Филипп II, нанесший смертельный удар арагонской конституции, не решались посягнуть на каталонские законы, опасаясь отчаянного сопротивления со стороны Каталонии, которое всегда готова была поддержать Франция.

В 1640 г., когда Филипп IV пытался ввести в Каталонии кастильские (испанские) порядки, жители возмутились и перешли во французское подданство, в котором находились до 1659 г. Возвращенные в этом году под испанское владычество, каталонцы в 1694 г. снова отложились на сторону Франции и подчинялись ей до 1697 г. Франция была залогом безопасности Каталонии от Испании.

В 1714 г. между Францией и Австрией заключен был мир, испанским королем был признан Бурбон, после чего австрийские войска, с которыми заодно действовали каталонцы, оставили Каталонию, а на место их явился уполномоченный от Филиппа, маршал Бервик, и потребовал от населения изъявления покорности и принятия кастильской (испанской) конституции. Требование это было отвергнуто.

Покинутые союзниками каталонцы отчаянно сопротивлялись превосходным силам французско-кастильской (французско-испанской) армии. Барселона в течение почти целого года мужественно выдерживала осаду кастильцев (испанцев) и французов (бывших своих покровителей), пока наконец не была взята приступом 11 сентября 1714 г.

Не желая подчиняться игу ненавистных кастильцев (испанцев), жители сами поджигали свои дома и фанатично заживо бросались в пламя. Когда важнейшие города восточно-испанских областей были взяты, а вожди восстания погибли на эшафотах, продолжать борьбу было невозможно. Каталония вместе с Арагонией и Валенсией окончательно утратила свои свободные учреждения.

Декретом 16 января 1716 г. каталонские законы правления были уничтожены, правительства Каталонии распущены; в города вводились назначенные администраторы и судьи. Впредь всё решалось без согласия каталонского народа.

С той поры Каталония является не более как испанскою провинцией, в которой, однако, никогда не умирали традиции древней свободы и ненависть к кастильцам (испанцам).
Subscribe

  • ДЕТИ И ВНУКИ КОМПОЗИТОРА ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Все трое детей композитору Ференцу Листу родила Мари Катрин Софи де Флавини , в замужестве Д'Агульт , также известна под именем Атта…

  • 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕРЕНЦА ЛИСТА

    Национальность Ференца Листа обсуждается в нескольких биографических исследованиях. В то время как в большинстве биографических работ выясняется,…

  • СИКХИЗМ И ФИЛОСОФИЯ СИКХОВ

    Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи…

Comments for this post were disabled by the author