filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

РАЗБИРАЕМ ПОКАЯННЫЙ ПСАЛОМ №50



Псалом 50

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, 5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. 7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. 8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. 9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. 10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. 11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. 12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. 14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. 17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: 18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. 20 Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Псалом 50 является самым употребляемым псалмом: он входит в состав рекомендуемых утренних молитв, присоединяется к наиболее часто читаемым канонам (к Причащению, к Богородице, к Ангелу-хранителю и проч.), является частью чина общей исповеди. Псалом 50 является одним из трёх псалмов третьего часа, читается на утрени после Евангелия (в приходской практике обычно из него поётся только первый стих). На литургии псалом 50 читается священнослужителем тайно во время каждения перед великим входом, а последние стихи (Пс. 50:20—21) — священником после великого входа.

Как часто мы читаем этот псалом бездушно и не зная его истории и значения, просто по памяти автоматом не молитвенно повторяем слова. А ведь своими словами мы можем изложить псалом так:
"Господи, прости и очисти по Твоей Великой милости мой грех, который тяготит меня. Я глубоко осознаю свою вину пред Тобою. Я зачат и рождён во грехах. Ты сообщал мне откровения, любил меня. Прояви свою милость очищением и прощением моего греха и сделай меня радостным от сего прощения. Открой мои уста для проповедания и восхваления Тебя. Такой вид богоугождения Тебе приятнее внешних жертв."

Вот этим мысли и выносил Царь Давид при написании этого псолма. Но, что заставило Царя Давида писать этот псалом?
Пророк Нафан обличал царя Давида за его преступление с Вирсавией и Урией и царь Давид в виде этого псалма приносит покаянную молитву к Богу.

То, какой грех Давида произошёл, мы читаем во 2 книге Царств в главах 11-12. В частности, когда Иоав воюет против Аммонтиян, Давид берёт к себе Вирсавию, жену Урия Хеттеянина, которая зачинает от Давида. Урий призван из стана, но он отказывается спать в своём доме. По повелению Давида Иоав ставит Урию в  опасном месте, где он поражён. Давид берёт Вирсавию в жену, и она рожает ему сына. Суд Божий передан через Нафана, который своей притчаю приводит Давида к  исповеди этого греха и покаянию. Наказания Давида начинается с болезни и смерти младенца рожденного Вирсавией....

После этих событий своей жизни, Давид пишет этот Псалом №50.

Но мы словами этого псалма обращаемся к Богу от себя и при чтении выражаем свои покаянные мысли. И наше покаяние должно быть так же велико , как покаяния царя Давида, за грехи, которые творим мы в своей жизни. И мы от себя должны взывать к великому милосердию Бога. А для этого у нас должно быть высоко развито чувство нравственности Осуждать грех в себе и быть в глубине души им недовольными. Должны быть недовольными собой. Давид так  низко падал в своих же глазах и настолько строго осуждал сам себя, что помнил только как он низко пал и как оскорбил этим Бога. Как недостоин он стоять пред Богом. И это те чувства, которые мы должны испытывать читая этот псалом.

Когда мы творим свои грехи, то это наша человеческая природа, мы грехами оскорбляя Бога и нарушаем заповеди, но  мы делаем это несознательно для Бога. Ведь сознательно Бога оскорблять ни кто не желает, не желал этого и Давид творя свой грех. Наш грех  -это стремительный порыв, временное увлечение чем-то греховным и в тот момент мы даже не думаем о Боге. А потом приходит самобичевание. Осознание своей греховности заставляет Давида просить для себя омовения, очищение своей души ибо он видит свой грех "всегда". Под видом очищения Давид просит не просто простить Бога грех, а просит перенести от Бога наказание за грех, для удовлетворения  Божественного правосудия, как учит закон в заповедях Моисея.

Мы тоже должны быть внимательны к своим грехам, знать их... Исповедовать грехи тревожущие нашу совесть. Безгрешных людей не бывает. Мы должны верить в милость, прощения и спасение Божье. Но  вместе с тем, мы должны быть достойными этого спасения. Достойными через покаяния и сокрушения сердца. Суд Божий над нами всегда справедлив, каким бы строгим он не был.

Тяжесть своего греха Давид чувствует даже не перед Урией, которого отправил на смерть, а перед Богом: "Тебе, Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих". И мы когда грешим против кого-то, то в первую очередь оскорбляем Бога и грешим против Бога, а потом уже против человека.Ведь в заповедях Бога даны прямые запрещения: обманы, убийства, нарушения чистоты семейной жизни... И согрешая в этом, мы грешим против Бога. А как часто мы выдаём блуд за добродетель в сожительстве, обман за ловкость в богатой жизни, жизнь другого человека, если он мешает нашему благополучию ставится ни во что и мы готовы убить, только бы не мешал..., а убийство в абортах... Бог же нам дал такой закон, который все эти качества объявил преступлениями. И даже кто врёт, он уже грешит в первую очередь не перед тем кем врёт, а перед Богом.

Человеческая природа с рождения склонна ко греху и мы пытаемся 50 псалмом умолить  милости от Бога. Мы говорим Богу псалмом, что у нас нет и не было желания специально пойти против заповедей, просто мы во грехе уже родились, греховность заложена в нас с рождения и она временно господствует в нас. Вот Давид страшно согрешил и Бог за это на Давида наложил наказание, смерть ребёнка. Такой приговор Бога над собой Давид считает вполне заслуженным, ведь грех против Бога требует возмездие. Через наказание Давида Бог всем нам показывает, как для нас всех должно быть важно соблюдать все заповеди Бога и как необходимо нам заботиться о своей чистоте жизни. Ведь и он не специально грешил против Бога, просто в один момент грех взял господство над ним. За это временное господство он и просит прощение.

Бог открыл человеку то, что ему одному без Бога никогда бы не узнать: научил человека истинной вере и показал путь к Царству Небесному.Так мы понимать должны строки псалма == Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл.== Господь любит только истину, а потому эту истину, Он желает видеть и в каждом из нас. Для поддержания истины нам и даёт иногда Бог откровения.

==Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. == предвидение Давидом события Пятидесятницы — сошествия Святого Духа. В связи с этим данные стихи вошли в евхаристический канон литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, а именно в эпиклезис — молитву призывания Святого Духа на молящихся и предложенные Дары.
А ведь эти слова возможно, что для нас главные. И мы постоянно должны всегда и везде просить Бога для себя чистого сердца от Бога, обновления правого Духа и чтобы этого Духа Святого Бог не отнял от нас.

Чтобы служить истине и быть достойными откровений от Бога, надо очищаться от греха. Давид просит окропить его как бы иссопом... прощением, благодатию   ( окроплением тела, одежды иссопом, соком растения омывало нечистоту) чтобы это омыло грех и он был белее снега. Нравственное просветление наполнило бы его радостью и веселием. Упоминаемый в тексте псалма иссоп— трава, употреблявшаяся евреями для окропления себя жертвенной кровью. Слова «избавь меня от кровей» указывают на кровь убитого Давидом мужа.

Давид просит о чистоте и прежний праведности, о приближении к Богу и примирении с ним. Просит возможности порадоваться тому , что Бог его услышал и порадоваться прощению греха. А ведь так понимать и просить у Бога это мы должны воззванием от себя словами 50 псалма и как мало при чтении псалма мы понимаем что просим.Мы просим сделать нас твёрдыми стоять в заповедях, утвердить нас Духом Святым. Просим, чтобы Бог не удалял нас от Себя, не лишал нас Своего попечения о нас. Бог никогда не отказывается от нас, но мы должны думать о том, чтобы быть достойными близости к Нему. Мы просим утвердить Бога нас в добре.

==Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. == Какие прекрасные слова! Давид обещает, что очищение его от греха послужит для него побуждением обращать к Богу нечестивых и грешных людей! Бог нам даёт милости прощения, а что мы даём Богу взамен? Свечу, да 2 цента на поднос? А каждый должен быть миссионером и желать  грешнику спасения. как Бог даёт спасения нам. Если мы ни кого не приводим в храм, значит мы не желаем спасения ни кому и мы чёрствые и жестокие люди. И читая эти строки 50 псалма мы обещаем нечестивых грешных людей приводить к Богу, чтобы от наших слов, наставлений, примеров, они обратились в храм и стали членами Церкви и тоже получили бы прощения грехов. Спросите у себя, кого я привёл в храм, кого я спас или же может Бог ни когда нас не слышал и не помогал или помогал, но это мы читаем прошения к Богу через 50 псалом и не исполняем слов обещаний обращённых к Богу?

Избавь меня от кровей - просит Давид. Избавь меня от крови убийства Урии. Тяжкий грех. У людей и кроме убийства бывают тяжкие грехи. И когда мы совершаем такой грех, мало принести какой-то жертвы Богу в виде свечи. Этого недостаточно.Давид много видимых жертв приносил, очень много, но недостаточно было и этого. Что нужно?  СООТВЕТСТВУЕЮЩЕЕ НАСТРОЕНИЕ НА ПОКАЯНИЕ И МОЛИТВУ, а с этим ДУХ СОКРУШЕННЫЙ И СЕРДЦЕ СОКРУШЕННОЕ И СМИРЕННОЕ. То есть осознание своего греха, болезнь и страдания за этот грех. Покорное сердце пред Судом Божьим. Тут важно не вид видимой жертвы, не количество, не обилие , не цена жертвы, но нужно соответствующее покаянное настроение. Вот в этом настроении приносящего покаяние пред Богом и должна  состоять ценность жертвы. Давид говорит: "Я дал бы Тебе жертвы и за этот тяжкий грех, но жертвы Ты не желаешь за этот грех". Тут Богу нужна иная жертва, чистосердечное глубокое покаяние.

Существует мнение, что два последних стиха (20—21) — более позднего происхождения, поскольку в царствование Давида стены Иерусалима не были разрушены и богослужение при храме не прекращалось. Такое состояние евреи переживали лишь во время Вавилонского плена.

Этот псалом выражает состояние истинного покаяния грешника. Глубокого покаяния.  Показывает смирение с каким мы должны обращаться к Богу.

С этим псалом связан и один интересный случай. Императрица Евдокия живя в Иерусалиме восстанавливала стены этого святого града, так как искренне считала, что царь Давид этим псалмом обращался как пророк именно к ней словами «Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима ""

Аминь

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author