filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Арий и Первый Вселенский Собор


В 325 году в Никее был созван Первый Вселенский Собор, созвал его император Константин. Это был бесприцендентный случай в истории Церкви. Ибо за 3 вековую историю христианские епископы ни когда не вели общения между собой, жили общинно и теперь император Константин на свои средства, предоставив транспорт (лошадей, повозки) пригласил в Никею всех значимых епископ со всего мира, чтобы они пообщались, познакомились друг с другом. Но главная причина была в вопросе связанным с расколом Ария и последователями его учения Арианами.

КТО ТАКОЙ АРИЙ И ЧЕМУ ОН УЧИЛ?
Священник из Александрии (Египта), человек очень образованный и очень статной великолепной наружности создал простое учение. Он доказывал, что Иисус Христос не вечен и не единосущен Богу Отцу, который создал своего Сына как орудие спасения мира Арий признал Христа за совершенного человека, но доказывал, что как   Сын Христос не может быть равен Отцу, а должен был ему подчиняться. Востояная Церковь посчитала, что Арий издал очень опасную доктрину, которая начала распространяться по Востоку. Каждый епископ имел собственное мнение и мог как согласиться с Арием так и не соглашаться. Но Арий был блестящим проповедником и было трудно с ним не соглашаться, ведь он ещё был поэтом , писателем и письменно действовал на сознание христиан. Вот Церкви и предстояло рассмотреть этот вопрос и  вынести общий взгляд на учение Ария, за или против.

КТО ПРИБЫЛ НА СОБОР?
До нас дошло 220 имен, но таковых по мнению историков было более 300. Самые известные делегаты собора: Александр Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский, Леонтий Каппадокийский, Иаков Низибийский, Амфион Киликийский. Прибыл так же с Кипра  Спиридон Тримифунтский, который тогда был известен уже как прозорливый чудотворец и епископ-путешественник. На собор прибыл Павел Неокесорийский у которого были сожжённые руки за веру язычниками. Так же прибыл Патамон из Египта, он был полностью слеп, так как за веру у него были выколоты глаза и вывернуты ноги и вот в таком состоянии он был сослан язычниками в каменоломню и там работал . Бог дал Патамону дар чудотворца и целителя. Прибыл в Никею он как исповедник веры Христовой. И когда  к делегатам вошёл царь Константин, он поприветствовал каждого приехавшего на собор, а подойдя к Патамону , он обнял его и расцеловал, поцеловал и в две глазницы, где не было глаз.
Конечно прибыли и ариане, это :Арий из Александрии, Евсевий Никомедийский,Евсевий Кесарийский, Фиогнис Никейский, (тут важно отметить что принимающий стороной собора, были как раз ариане и местный епископ был арианец), тут же был Марий Халкидонский, Павлин Тирский, Патрофил Скифопольский, Секунд Птолемаидский, Феон Мармариксий.

ПОЧЕМУ НА СОБОРЕ НЕ БЫЛО СВЯТОГО СИЛЬВЕСТРА ПАПЫ РИМСКОГО?
Есть версия, что Папа Сильвестр не пожелал покидать Рим, так как был в обиде на царя Константина, что он перенёс столицу в Константинополь и Папа хотел показать, что именно он мировой первосвященник и ехать на Восток на поклон ему было бы унизительно.
Однако, не будем забывать, что Сильвестр , он ещё и святой Православной Церкви и не стоит искать у святого гордость перед другими святыми людьми. А потому есть версия ещё одна. Арианство не коснулось Западную Церковь и это не был вопрос для Рима такой важности, чтобы ехать за тридевять земель разбирать проблемы Востока. Западная Церковь всегда хорошо жила рука об руку с монархами своих стран и только на Востоке всё крутилось и мутилось. Папе Сильвестру, ровно как и другим епископам Запада, это не было интересно. Вопрос Ария, это была не проблема Запада. Потому из 300 делегатов собора, с Запада приехали только пять и два священника из пяти, это были  делегаты из Рима от Папы, священники Витт и Викентий.

БЫЛ ЛИ НА СОБОРЕ СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ МИР ЛИКИЙСКИЙ? ВЕДЬ В ЖИТИИ СВ. НИКАЛАЯ УКАЗАНО, ЧТО ОН УДАРИЛ В СПОРЕ АРИЯ
Весь парадокс в том, что Святителя Николая скорее всего на соборе не было. Среди известных 220 имен из примерно 300, его имени не значиться. Историки говорят, что кафедра Мир Ликийская была на столько маленькой и незначительной, что епископы  таких второстепенных кафедр на Вселенский собор приглашены не были. Но при этом святитель Николай мог действительно в споре ударить Ария по лицу, но не на соборе. Если бы такое произошло бы на соборе, это бы отразилось в документальных источниках того времени, но этот факт почему-то всеми пропущен и отразился только в житии самого Св.Николая. Потому, принято считать, что на соборе такого происшествия не было, как наверное не было там и самого Николая. Но Арианство существовало ещё 55 лет и после собора , а Ариями называли всех ариан и вполне допустимо, что св.Николай где-то пересекался или с самим Арием или с каким либо арианом и влепил ему оплеуху, за что был осуждён, это всё возможно.

КАК ПРОХОДИЛ СОБОР?
Собор проходил не один день и даже не неделю, он открылся 20 мая и закрылся 25 августа. Епископы постоянно менялись, одни уезжали домой по делам, другие наоборот приезжали к концу собора. То есть делегаты собора , могли даже не увидеть друг друга и не встретиться. Кто-то прибыл раньше и уехал, другой приехал позже.  Это было вольное общение мировых епископов. Кто-то пребывал в течении всего срока. Пленум Собора был вынесен только 14 июня, а голосование по вопросу Ария произошло 19 июня. История говорят и о пышных обедах владык и императора. Это была и работа и праздник для прибывших.
Император Константин весь блестел в золоте, он был главной фигурой собора, открывал собор речью на латинском языке. Рядом с ним были председательствующие Евстафий Антиохийский (Антиохийский владыка в то время был выше Византийских владык по рангу), Евсевий Кесарии Палестинский (самый образованный человек того времени и любимец царя Константина) и Осий Кордубский ( это был глубокий старец самого почтенного возраста).
Страсти кипели нешуточные. Арий выступал очень смело и открыто, он был уверен, что его поддержит и император и делегаты, но  большинство епископов негодовало от слов Ария, но парировать  не могли . Евсевий Кессорийский как пишется, который умел своим словом  заставлять молчать тех, кто говорил краше всех .
Сам император Константин в спор не вникал, он одинаково встретился и переговорил с каждым делегатом, он постоянно смягчал спорные страсти, подчёркивал важность единства церкви и призывал к компромиссу.
Евсевий Кессарийский прочитал Крестильный Символ веры и там были слова: "Веруем, во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых....", он намекал, что Отец Творец всего видимого и невидимого и не может Христос как Сын быть ему равным. Наступила тишина.  Император Константин  выслушав одобрил текст Символа веры и предложил в текст внести только одно словечко "ЕДИНОСУЩНОЙ" Троицы уровняв Отца с Сыном. Ранее 70 лет Восточные богословы отказывались принимать слово "Единосущность", но тут предлагает император, который узаконил христианство в мире и предложение проходит. Вчерашний император-язычник побеждает один умного Ария.
О соборе говорили: "Пожар Церкви залит водою власти Константина"
Есть мнение, что императора боялись и потому не было возражений, и даже есть описания, что император запугивал не согласных с ним. Император продемонстрировал силу убеждения и добился своего. Этим принятием предложения Константина, формально Арий был осуждён, а его сочинение предавались анафеме и сожжению. Самого Ария перевели ближе к Риму служить Богу и запретили возвращаться в александрию. Но он переехал в Никомедию и стал там смущать народ. Константин вновь вызывал его к себе и строго беседовал, ни чего не помогало, Арий видел врага и в императоре Константине. Повествуется, что умер Арий внезапно позорной смертью в туалете. Но  в германских племенах арианство ещё исповедовалось 300 лет.
Кроме вопроса с Арием на соборе было решено ещё  20 вопросов, но они не имели такого большого значения.
В конце собора было выписано два Указа, от имени Церкви и от имени Императора.

КАКОЕ ВЕРООПРЕДЕЛЕНИЕ БЫЛО ВЫНЕСЕНО НА ПЕРВОМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ? ТАМ БЫЛ НАПИСАН ПЕРВЫЙ СИМВОЛ ВЕРЫ, СИЛЬНО ЛИ ОН ОТЛИЧАЛСЯ ОТ СОВРЕМЕННОГО?
==Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отца, через Которого всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа.
А говорящих, что было время, когда не было Сына или что Он не был прежде рождения и произошёл из несущего или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем - таковых анафемствует кафолическая церковь.==
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author