filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

Писатель Алексей Писемский, родственник православного святого




Имя писателя Алексея Писемского, я для себя открыл совсем недавно , в его романах описаны история, быт, жизнь разных родовых сословий, в том числе священников 18-19 века.
Интересно то, что этот писатель не запрещался ни какой цензурой и его книги издавались как в 1910, так и в 1956 году и при этом ,честно говоря, я не встретил в своём окружении человека, кто бы знал этого писателя...

Раменье - родина писателя в Костромской губернии. Принадлежало сельцо крепкому дворянскому семейству Шиповых. Род был старый, северный, с большой ветвистой родней, давно рассевшейся по костромским поместьям. Раменье считали владением не то чтобы богатым, но, как говорили встарь, изрядным. Потому и предпочел его сорокапятилетний отставной подполковник Феофилакт Гаврилович Писемский своему родовому гнезду, лежавшему отсюда в сотне верст, под Буем. Взял он имение за Евдокией Шиповой, тридцатисемилетней девицей.

Союз этих двух немолодых сердец был бы, вероятно, счастливым, если б не умирали один за другим дети Феофилакта Гавриловича и Евдокии Алексеевны – из десятерых остался один хилый Алексей. Все прочие, родившиеся крепышами, рано оставляли этот мир, что, без сомнения, сообщало жизни дома Писемских привычно скорбный настрой.

Род Писемских брал своё начало за 500 лет до рождения писателя. Писемские род свой не издалека вели – коренные жители Костромского Заволжья, и самое их прозвище – от речки Письмы, по берегам которой стояли еще в удельную пору их родовые вотчины – села Костома и Головкинское. Галичский дворянин Федор Писемский к самому Грозному за свою многодаровитость приближен был, он для царя английскую принцессу в Лондоне сватал! Отец писателя Феофилакт Гаврилович в своей родне числил и святого Макария Писемского (день памяти 10/23 января), ежегодно совершал паломничество к мощам преподобного Макария, с четырнадцатого века почивающего под спудом в его же имени монастыре на Унже.

В роду у Алексея Писемского были не только военные, дипломаты, но и были священники и сам писатель считался глубоко верующим человеком, а потому не случайно в каждом его романе и рассказе имеются в первых планах быть священнослужителей , описания храмов и богослужений. Интересно, что сам писатель себя считал к вере очень равнодушным человеком и потому он позволял себе высмеивать низкие качества духовенства, которые были и в то время. Он был скорее человеком свободомыслящим.

Дед писателя, был исключением из правил, был неграмотен, ходил в лаптях за плугом, носил домотканые порты и только дворянской спесью да вольной статью отличался от своих серых единоверцев. Таким образом среди знатного рода пахарем был только один – дед Писемского! Да и тот не родился им, за плуг вынудила взяться нужда. Алексей не знал своего деда, да и от родителей ни чего почерпнуть не мог. Служивый отец, всю жизнь с обожанием взиравший на портрет князя Цицианова в золоченой раме, адъютантом которого он когда-то сподобился быть. Не того калибра личности, чтобы сформировать духовный облик большого художника, каким со временем сделался Алексей Писемский.

Алексей Писемский был женат на Екатерине Павловне Свининой, которая являлась дочерью русского писателя и журналиста. Алексей женился в 27 лет, жена была на 8 лет моложе. У них было четверо детей, из них два сына высоко вышли в люди. Оба сына выросли на радость отцу большими умницами. И Павел и Николай блестяще закончили гимназический и университетский курс; будущее, открывавшееся перед молодыми людьми, казалось безоблачным. В конце 1873 года Павел по направлению министерства народного просвещения уехал на два года в Германию усовершенствоваться в науках, после чего должен был занять место профессора Московского университета по юридическому факультету. А двадцатидвухлетний Николай определился в министерство путей сообщения.

13 февраля 1874 года сын Николай совершает самоубийство, застрелился. Для родителей это был такой удар, что они не нашли сил поехать на похороны сына. Церковь со священником хоронить самоубийцу отказалась. Далее те строки, которые нам открывают всё отношения писателя к религии: "Надо было воспитать его в вере – тогда хотя бы страх перед Наказанием за грех удержал бы Колю. А я запустил это – в церкви и сам-то редко бываю, какой из меня религиозный наставник..."

В период угасания жизненных сил и обостренного ожидания скорого конца неудовлетворенная духовная жажда с закономерностью приводила Писемского к раздумьям о масонстве.

Писемские жили на даче, сын все время был на глазах у родителей. После одного из тяжелых разговоров, когда у отца словно обручем сжало сердце, Павел сделался каким-то потерянным, речь его стала сумбурной, он то и дело срывался на высокие тона. Пришлось звать врача.

Несколько месяцев спустя Алексей Феофилактович писал:

«Меня постигло новое семейное горе. Павел, сын мой, все нынешнее лето находился в умственном расстройстве, так называемом маниакальном возбуждении, которое теперь хотя и прекратилось, но осталось еще апатичное состояние, так что он не читает лекций и не будет их читать весь нынешний год. Что касается до меня, то я, сломленный трудами моими и еще более того совершенно неожиданным и невыносимым горем, свалился, наконец, в постель. »

В тот же день (15 ноября) он известил пользовавшего его доктора Флерова:
«Бога ради посетите меня сегодня: мне очень нехорошо».

Это была предпоследняя записка в его жизни.

Толпа за катафалком шла не особенно густая – все больше люд в годах, молодых лиц было совсем мало. Ветер швырял в иззябшихся факельщиков колючую ледяную крупу, рвал кисти гроба. В открытую могилу на кладбище Новодевичьего монастыря успело нанести снега, и казалось, что кто-то застелил для усопшего белоснежную постель...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ДРЕВЛЕПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ

    ЧТО ГОВОРЯТ МОСКОВСКИЕ РОГОЖСКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ О ПРАВОСЛАВНЫХ ПОДРАЖАТЕЛЯХ ДРЕВЛОПРОВОСЛАВИЯ КАКИМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЛАТВИЙСКИЙ АРХИЕРЕИ МОСКОВСКОГО…

  • МИФЫ РПЦ

    --За КГБ и КПСС, поехали! --Ну, с Богом! РАНЬШЕ С АМВОНА БЛАГОСЛАВЛЯЛИ, А ТЕПЕРЬ БОДАТЬ СТАЛИ

  • ФОТО-ФАКТ

    «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21). ОЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЬНО С МИТРОПОЛИТОМ ИЛЛАРИОНОМ ИЗ РПЦ Зелёные бумажки…

Comments for this post were disabled by the author