filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ, МИРОВЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА


Сретение в переводе на современный русский язык означает " ВСТРЕЧА". Сретать - значит встречать.. У католиков в дословном переводе, это ПРЕЗЕНТАЦИЯ или ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Господа во Храме, а ранее и в некоторых Западных храмах и до сих пор, это ОЧИЩЕНИЕ Девы Марии.

НА ДРУГИХ ЯЗЫКАХ НАЗВАНИЕ ПРАЗДНИКА:
Konsekrētās dzīves diena - латышский
Presentazione al Tempio- итальянский
Ofiarowanie Pańskie (Офяроване Паньске) - польский
Presentation of Jesus at the Temple -французский
Presentation of Jesus at the Temple -английский
Darstellung des Herrn -немецкий
Svátek Uvedení Páně do chrámu - чешский
Obetovanie Pána - словенский
Festum in praesentatione domini -латинский
Стрэчанне Гасподняе - белорусский
Стрітення Господнє - украинский

Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.

В древности, в своём возникновении, Сретение рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.

Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…»

Немного иначе праздник Сретение трактует Грузинская Церковь. В 528 году в Византии произошло ужасное землетрясение, а потом по империи прокатились волны эпидемии чумы. Каждый день от чумы умирали тысячи греков. И тогда один благочестивый христианин рассказал, как в Иерусалиме 2 февраля празднуется некий праздник Сретение и призвал собраться у него дома и всю ночь молиться, чтобы Господь пришёл и обратил Своё внимание на Византию и спас бы народ греческий. Молились всю ночь и чума пошла на спад. Греки молящиеся были уверены, что в эту ночь по молитвам к ним пришёл Господь и принёс свою милость. Эта ночная молитва произошла в 544 году и с тех пор из Византии этот праздник получил Всемирное своё развитие.

В праздник Сретения Господня, перед началом Божественной Литургии, на амвоне перед, Царскими Вратами происходит освящение свеч, и последующая их раздача верующим. В этот день особенно много горит в храме свеч как у икон, так и в руках людей, потому Литургию этого дня в народе называли Светлой Литургией подобно Пасхальной.

В Римско-католической церкви Сретение имеет статус праздника, более низкий по сравнению с «торжеством»; отмечается 2 февраля. Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день и католики тоже освящают свечи.

Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами. Обряд благословения начинается с того, что все присутствующие на богослужении зажигают свечи под пение антифона. Священник после вступительного текста проходит по храму, окропляя молящихся со свечами в руках освящённой водой. После этого священник также берёт приготовленную для него свечу и начинает крестный ход словами: «Пойдём с миром, чтобы встретить Господа». Во время крестного хода поётся гимн на слова Симеона Богоприимца, сказанные им во время Сретения. После окончания крестного хода верующие возвращаются на свои места в храме, тушат свечи, и месса продолжается обычным порядком.

В литургическом богослужении благословлена свеча , символ Христос «свет к просвещению язычников.».

Интересный факт, что и до христианства в кельтской и древне-римской культурах этот День 2 февраля, был Праздником Света. Язычники устраивали шествия с факелами и зажигали все светильники в домах, чтобы было как можно больше света.
Кельты проводили этот праздник и обряд в честь богини Бригит празднование очищение и плодородие в конце зимы. Крестьяне зажигали факелы бродили с ними в полях и молили свою богиню , чтобы очистить почву перед посевом.

В Католической традиции Италии праздник , практически в каждом регионе свои традиции, но есть одна традиция общая, перед мессой этого дня убираются все Рождественские символы, в том числе Вертеп. Так например в Кастельпота в провинции Беневенто, есть старая традиция: от Сочельника Рождества Христова до дня Сретения Младенец Иисус лежит в виде гипсовой фигурки перед главным алтарем и в День Сретения все подходят и целуют его последний раз и священник уносит эту фигурку.

И только в итальянском городе Катания , праздник Сретения не получает достойного почитания, так как он поглощается самым большим местным церковным праздником Днём Святой Агаты, который празднуется с 3 по 5 февраля и День Сретения проходит в подготовке к этому празднованию агаты (Св. мученицы Агафии).

Сретение - это последний Великий Двунадесятый праздник перед Великим Постом. У Католиков самый ранний пост может начаться 4 февраля, то есть спустя 2 дня после Сретения, таким образом Сретение ни когда не выпадает на пост даже в католической Церкви.

А вот в лютеранских храмах Швеции и Финляндии, где тоже в этот день освещают свечи, но не 2 февраля, Сретение там отмечается с 1774 г. но всегда отмечается в воскресенье , в ближайшее воскресение после 2 -го февраля и не позднее 8 февраля, за исключением , если это воскресенье , случается, последнее воскресенье перед Великим постом , то есть Прощеное воскресенье или сыропустное воскресенье , в этом случае Сретение отмечается на одну неделю раньше.

Католики Польши в этот праздник больше славят Деву Марию, а католики Швейцарии больше славят в этот праздник Иисуса Христа. А в некоторых сельских регионах Польши праздник Сретения называют "Праздник Симеона".
В Польше начиная с девятого века, верующие в этот день несут к церкви свечи , чтобы благословить под названием ГРОМНИЦЫ . Название происходит от слова «гром » , потому что их зажигают во время грозы, они помещаются напротив окна и во время молитвы от грозы , чтобы отвести молнию .
Поляки в деревнях громницами как бы коптили крестик на деревянном потолке чтобы защищать жилища от нечистой силы. Громницу так же давали в руки умирающему человеку чтобы без мучений отойти в вечную жизнь.

Католики Западной Европы переживают этот праздник как время освобождения женщин от наследия греха Евы .

В Германии с 1912 года в некоторых землях Сретение имеет приравнивание к государственному празднику и этот день выходной.

В Люксембурге , дети в полночь ходят с самодельными фонариками по городу и просят у ворот подаяния, как на рождественское колядование.

А во Франции Сретение имеет много общего с православной масленицей. Там на Сретение пекут круглые блины символизирующие солнце.

В Испанской Андалусии жгут костры в ночь на Сретение словно на "Ивана Купалу", весело едят, пьют и танцуют у костра.

В некоторых странах в Сретение проводились шествия символизирующие пробуждения медведя после спячки и главным действующим лицом этого шествия был Золотой Медведь.

Славим Тебя, Податель жизни, Христос, и чтим Пречистую Твою Матерь, Которой Ты по закону сегодня был принесён в Божий храм.
Subscribe

  • ДРЕВЛЕПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ

    ЧТО ГОВОРЯТ МОСКОВСКИЕ РОГОЖСКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ О ПРАВОСЛАВНЫХ ПОДРАЖАТЕЛЯХ ДРЕВЛОПРОВОСЛАВИЯ КАКИМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЛАТВИЙСКИЙ АРХИЕРЕИ МОСКОВСКОГО…

  • МИФЫ РПЦ

    --За КГБ и КПСС, поехали! --Ну, с Богом! РАНЬШЕ С АМВОНА БЛАГОСЛАВЛЯЛИ, А ТЕПЕРЬ БОДАТЬ СТАЛИ

  • ФОТО-ФАКТ

    «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21). ОЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЬНО С МИТРОПОЛИТОМ ИЛЛАРИОНОМ ИЗ РПЦ Зелёные бумажки…

Comments for this post were disabled by the author