filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Category:

180 лет со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского


Род композитора Мусоргского берёт начало с 15 века от предка Романа Васильевича Монастырёва, в свою очередь Моностырёвы подходят своей родословной ветвью к самим Рюриковичам. Монастырёв был боярин , но имел прозвище "Мусорга" от слова "мусор" и уже внук Романа Васильевича подписывался как "Мусорский".

Таким образом можно проследить родословную связь композитора Мусоргского с князьями Рюриковичами. Его прямые предки были Смоленские князья.

Официальная фамилия композитора была Мусорский, но старший брат Филарет, предложил переделать фамилию на более благозвучную и подписываться Мусоргский.. Модест согласился, но всерьёз идею не принимал и порой подписывал свои письма: " Мусорный обитатель" шутя, что этими словами он заменяет слово "дворянин".

Родители Модеста Мусоргского были венчаны, отец Пётр Алексеевич Мусоргский был дворянин, его родителями были дворянин Алексей Григорьевич Мусоргский и крепостная Ирина Георгиевна Иванова.
Матерью композитора была Юлия Ивановна Чирикова.
После смерти первых двух детей . Мусоргские оставляют имение в Полутине и переселяются в Карево. Там в Кареве родился сын Филарет, а через три года сын Модест, ставший великим композитором.



Филарет и Модест


Интересно, что два первые мальчика родившиеся у родителей композитора были названы Алёшами в честь деда, но мальчики умирают в младенчестве. А потому когда родился третий сын, родители уже побоялись назвать его Алексеем и назвали Филаретом в честь святого праведного Филарета Милостивого прося, чтобы милостивый Филарет сохранил младенца. Но далее произошло нечто необъяснимое, когда мальчика окрестили Филаретом и он рос крепким и здоровым, родители стали звать его Евгением. И когда Филарет вырос, он всегда представлялся под именем Евгений.

Почему же Филарета звали Евгением? Быть может, маленький Филарет тоже готовился «уйти в мир иной» вслед за двумя Алексеями. Его и покрестили второй раз, дав другое имя. В то время можно было слышать об одном крестьянском поверии: второе крещение, второе имя дает другого ангела-хранителя. Смерть, пришедшая за «Филаретом», не найдет его в «Евгении» и пройдет стороной. Родится у «допытчиков прошлого» и схожая ссылка, уже на боярскую традицию: два имени, — одно при рождении, другое при крещении, — помогали отвести порчу, навеянную колдовством.

Модест Мусоргский был крещён в православной церкви в Кареве на 9 день от дня своего рождения. Его крёстными были его дядя, Иван Иванович Чириков, и бабушка, Ирина Георгиевна Мусоргская. Имя Модест он получил в честь святителя Модеста архиепископа Иерусалимского.

Ранняя смерть двух первых сыновей объясняет так же и почему четвертого рождённого мальчика Модеста родители покрестили аж на 9й день рождения.




Талантливый русский композитор. Родился в Торопецком уезде Псковской губернии, окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле. Под руководством Балакирева Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой. Раньше Мусоргский учился игре на фортепиано у Герке и сделался хорошим пианистом. Хотя пению Мусоргский и не учился, но обладал довольно красивым баритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки.

Известность Мусоргскому доставила опера «Борис Годунов», поставленная на сцене Мариинского театра в СПб. в 1874 г. и признанная в некоторых музыкальных кружках произведением образцовым. В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. «Борис Годунов» снова увидел свет, но в несколько ином виде.

В 1875 г. Мусоргский. начал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. Музыку и текст «Хованщины» Мусоргский почти успел закончить, но опера не была инструментована; последнее сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил «Хованщину» и приспособил ее для сцены.

Довести до конца «Сорочинскую ярмарку» оказалось невозможным, так как из этой оперы в бумагах Мусоргского сохранились лишь немногие черновые наброски.

Мусоргский — большой самобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит к группе музыкальных деятелей, стремившихся к оформленному реализму. Национальность Мусоргского как композитора, сквозит и в уменье обращаться с народной песней, и в самом складе его музыки, в ее мелодических, гармонических и ритмических особенностях, наконец — в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду Мусоргский отдается своей пылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообще удавалась Мусоргскому , и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив.




Мусоргский не любит останавливаться на лирических темах, да они ему и плохо даются (лучше других его лирические романсы «Ночь», на слова Пушкина, и «Еврейская мелодия», на слова Мея); зато широко проявляется творчество Мусоргского в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни : «Калистрат», «Колыбельная Еремушки» (слова Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Шевченка), «Светик Савишна» и «Озорник» (обе последние — на слова самого Мусоргского.) и мн. др.; Мусоргский весьма удачно нашел здесь правдивое и глубоко-драматичное музыкальное выражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Сильное впечатление производят выразительной декламацией песни «Сиротка» и «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). В такой тесной, казалось бы, области музыки, как «романсы и песни», Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, под общим заглавием «Детская» (текст самого Мусоргского), в 4-х романсах под общим заглавием «Песни и пляска смерти» (1875—1877; слова гр. Голенищева-Кутузова; «Трепак» — картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» рисует мать у постели умирающего ребенка; другие два: «Серенада» и «Полководец»; все весьма колоритны и драматичны), в «Царе Сауле» (для мужского голоса с аккомпанементом фортепиано; текст самого Мусоргского), в «Поражении Сеннахериба» (для хора с оркестром; слова Байрона), в «Иисусе Навине», удачно построенном на оригин. еврейских темах.

Мусоргский — плохой симфонист; его специальность — музыка вокальная, как иллюстрация текста.

В инструментовке Мусоргского малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок; к музыке в законченных формах, с развитием тематического материала, Мусоргский мало был способен, да и не был склонен.

Из оркестровых произведений Мусоргского, кроме упомянутых уже, заслуживает внимания «Интермеццо» (сочинено в 1861 г., инструментовано в 1867 г.), построенное на теме сурового характера, напоминающей музыку XVIII в. и изданное в числе посмертных произведений Мусоргского, с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия: «Ночь на Лысой горе» также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым.

В Петербурге Мусоргский с детства посещал священников и не только православных, но и протестанских, ибо он проникался западной церковной музыкой в том числе и католической. Однако, католичество — в его глазах не другая вера, не другая ветвь христианства, но иной тип культуры, агрессивный по отношению к культуре русской. Не случайно Мусоргский желает успеха операм Глинки, поставленным под руководством Балакирева, и в первую очередь — «Жизни за царя», где запечатлено столкновение России и Польши.





Внешне Мусоргский ни как не показывал свою религиозность. Он был современным человеком своего времени и верил в науку и прогресс.. Но он любил старину и дотошливо её изучал, это и притягивало его в храмы.

Во время учёбы в военном училище Мусоргский участвовал в церковном хоре юнкеров.

Модест Петрович очень любил слушать колокольный звон.


Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни.

Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Ф. М. Достоевского в Петербурге, 4 февраля 1881 г. Когда перед публикой вынесли окаймлённый трауром портрет великого писателя, Мусоргский сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон. Эта поразившая присутствующих импровизация была (по воспоминаниям очевидца) его «последним „прости“ не только усопшему певцу „униженных и оскорблённых“, но и всем живым».



Интересно, что Модест Мусоргский всю жизнь не знал число своего настоящего дня рождения. Он родился 9 марта, но всегда свой День рождения отмечал 16 марта. Мистика или так совпали обстоятельства, но именно 16 марта он умер. Умер в день в который всегда отмечал своё рождения. На кануне 16 марта к нему приехал брат Филарет поздравить в больницу, где Модест лежал после пяти перенесённых нервных ударов и уже выздоравливал. Филарет оставил денег, и Модест попросил сторожа больнице купить ему коньяка ко дню рождения. Выпив на кануне с композитором случился паралич и в "день рождения" в 5.00 утра его не стало. Последние слова Модеста Мусоргского: — Все кончено. Ах, я несчастный!

Восемнадцатого марта прах композитора двинулся к Александро-Невской лавре. Процессия шла молча. Пения не было. В воротах лавры несколько голосов затянуло «Святый Боже», следом запели почти все. С этим неподготовленным хором гроб и внесли в Духовскую церковь. Здесь уже было много народу, но храм заполнялся и заполнялся.
Потом подняли гроб, и он поплыл на руках к месту погребения. У могилы собралось столько народу, что стало тесно. Моросил мелкий холодный дождь. Когда гроб опустили в склеп, повалил снег, большими хлопьями....


ПОЧЕМУ МУСОРГСКИЙ НЕ СОЗДАЛ СЕМЬИ?

С поступлением в Преображенский полк быстро расширился круг светских знакомств. Имея качества Мусоргского, желанным гостем встречали его на больших вечерах и балах, вносившего присущее ему оживление из нетронутых еще глубинных залежей одаренной натуры. Не так велико было веселящееся светское общество Санкт-Петербургское, и случались частые встречи на балах с белокурой девушкой.

Призналась дочь родителям, что Мусоргский ей нравится и она не прочь стать его женой. Страшный переполох от неожиданности поднялся в семье. Сочли дерзостью предложение Мусоргского, не имеющего ни средств, ни положения в свете. Просят не посещать их дом, считая себя оскорбленными его поведением.

Мог ли забыть когда-нибудь Модинька такую душевную боль? Она терзала его до конца дней и наложила печать отречения навсегда от личного счастья.

В высшем свете родители тщательно скрыли пережитый „позор“. Мусоргский ушел из полка, отдался музыке и перестал бывать у знакомых, где могли произойти нежелательные для него встречи. Он целиком окунулся в новый мир, чтобы скорее забыть и заглушить разбитые иллюзии, чтобы уйти от гнета пережитого удара по самолюбию. Потом композитор стал пить...


Жизнь русского композитора Модеста Петровича Мусоргского полна неудач. Прижизненное непризнания таланта, алкоголизм, смерть от белой горячки в 42 года,
Александр Третий, император России лично своей рукой вычёркивал оперу "Бориса Годунова" из списка предложенных для прослушивания. Император считал его музыку экстремистской..
Но как оказалась и после смерти, Советское правительство не очень церемонилась с великим композитором.

Он был похоронен в 1881 году на Тихвинском кладбище в Александро - Невской лавры в Санкт - Петербурге .
В течение 1935 года по 1937 год , в связи с реконструкцией и перестройкой так называемого Некрополя мастеров искусств, площадь перед Лаврой была существенно расширена и линия границы кладбища Тихвинского была соответствующим образом перемещена.
Советское правительство, однако, перенесло только надгробия на новое место, а могила была покрыта асфальтом . Захоронение Мусоргского сегодня вовсе не под его надгробием , а под автобусной остановкой, на которой стоят и сидят люди в ожидании автобуса.




ТАК ГОВОРИЛ МУСОРГСКИЙ

==Быть может, я боюсь техники, ибо я плох в ней? Однако же за меня кой-кто постоит в искусстве по этой части. Я, например, терпеть не могу, когда хозяйка про хороший пирог, приготовленный, а особенно съедаемый, говорит: «мильон пудов масла, пятьсот яиц, целая гряда капусты, 150 1/4 рыб»… Ешь пирог, и вкусен он, да как услышишь кухню, так и представляется кухарка или повар, всегда грязные, отрезанная голова каплунши на лавке, распоротая рыба на другой, а иногда и рядом, чья-нибудь кишка выглядывает из решета (словно пруссаки почтили посещением), а чаще представляется засаленный фартук, сморканье в него, в тот фартук, которым потом оботрут края блюда с пирогом, чтобы чище было…. ну, пирог менее вкусен становится. В зрелых художественных произведениях есть та сторона целомудренной чистоты, что начни грязною лапой водить — мерзко станет.

== Какую речь не услышу, кто бы ни говорил (главное, что бы ни говорил), уж у меня в мозгах работается музыкальное изложение такой речи.

==Прошло время писаний на досуге: всего себя подай людям — вот что теперь надо в искусстве.

==Я не только знакомлюсь с людьми, я жажду с ними братства.

ЧАЙКОВСКИЙ О МУСОРГСКОМ

==Какой-нибудь Мусоргский и в са́мом своём безобразии говорит языком новым. Оно некрасиво, да свежо. И вот почему можно ожидать, что Россия когда-нибудь даст целую плеяду сильных талантов, которые укажут новые пути для искусства. Наше безобразие всё-таки лучше, чем жалкое бессилие, замаскированное в серьёзное творчество, как у Брамса и т.п. немцев.

==Мусоргский - безнадежный случай. В таланте он, пожалуй, превосходит всех со своего окружения, но его природа недалекая, лишена какого-либо стремления к самосовершенствования, слепо веря в нелепые теории своего круга и в его собственной гениальности. Кроме того, он имеет определенную базовую сторону к своей природе, которая любит грубость , шероховатость. Он кичится своей безграмотностью, гордится своим невежеством, гадости позволяет по всякому случаю, слепо веря в непогрешимость своего гения. Тем не менее, у него есть проблески таланта, которые, к тому же, не лишены оригинальности.

==Если нет ни гармонии, ни мелодичности, значит это безобразие Мусоргского.

==В «Хованщине» я нашёл именно то, чего ожидал: претензию на реализм, своеобразно понимаемый и применённый, жалкую технику, бедность изобретения, от времени до времени талантливые эпизоды, но в море гармонической нескладицы и манерности, свойственной кружку музыкантов, к которым Мусоргский принадлежал.

ШАЛЯПИН О МУСОРГСКОМ

==В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России ― Варлаам. На русской сцене я не видел ни одного удовлетворительного Варлаама, и сам я не в совершенстве воплощал этот образ, но настроение персонажа я чувствую сильно и объяснить его я могу. Мусоргский с несравненным искусством и густотой передал бездонную тоску этого бродяги ― не то монаха-расстриги, не то какого-то бывшего церковного служителя. Тоска в Варлааме такая, что хоть удавись, а если удавиться не хочется, то надо смеяться, выдумать что-нибудь этакое разгульно-пьяное, будто бы смешное. Удивительно изображен Мусоргским горький юмор Варлаама ― юмор, в котором чувствуется глубокая драма. Когда Варлаам предлагает Гришке Отрепьеву с ним выпить и повеселиться и когда он на это получает от мальчишки грубое: «Пей, да про себя разумей!».

==Мусоргский - это гордость и слава нашего народа. Это Илья Муромец российской музыки.

ГОРЬКИЙ О МУСОРГСКОМ

==Мусоргский должен был оглушаться вином, чтоб слышать голос своего гения в глубине души, понимаете?

РЕПИН О МУСОРГСКОМ

==Мусоргский часто пропадал из поля зрения всех своих друзей и в каком-то грязном мужицком рубище мог сутками засиживаться с какими-то тёмными личностями в грязных и вонючих подвалах.

САБАНЕЕВ О МУСОРГСКОМ

==Нотки презрения и недоумения звучат по адресу Мусоргского в «Летописи» Римского-Корсакова — считалось, что он ничего не умеет докончить и завершить, что он забулдыга , да ещё одержимый манией величия. Одним словом, он был мытарем среди праведных и приличных фарисеев.
Его последние годы жизни — это настоящее человеческое «дно», на которое опустился великий русский музыкант. Он рано сгорает — в белой горячке, подобранный на улице, — одинокий, потерявший давно связь не только с музыкальными друзьями, но и вообще с тем обществом, к которому, в качестве блестящего гвардейского офицера, ранее сам принадлежал.

ГЛИНКА О МУСОРГСКОМ

==Мусоргский беспробудно пил и к тому же на поверхности своей души был почти коммунистом, отчего и не хотел скрывать от народа прозаическую правду о самом себе

ХАНОН О МУСОРГСКОМ

==В консерватóрской среде ещё ходили красивые легенды о Петербургской “запойной коммуне” Мусоргского. Ради справедливости нужно сказать, что в легендах этих содержалось очень мало действительного знания о той, попросту говоря, общей пьяной ночлежке, в которой заканчивал свою жизнь великий композитор.

Эдуард Даннройтер О МУСОРГСКОМ

==Мусоргский - это эксцентрик. Его стиль поражает западное ухо, как варварски некрасивый.

СТАСОВ О МУСОРГСКОМ

==Его взгляды могут совпадать с моим, но я никогда не слышал, как он выражает интеллектуальную мысль. Все в нем вяло и тускло . Он, как мне кажется, отменный идиот.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИРКУТСК ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

    Иркутск - столица Иркутской области , Россия . Население 623 тыс. человек Иркутск, это большой город,, промышленный и торговый центр, военный…

  • ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК - ПРИМЕР СОВРЕМЕННОМУ ХРИСТИАНСТВУ

    В прошедшее воскресенье и затем в понедельник, церковь праздновала День памяти Иоанна Лествичника. В то, что он в 20 лет принял монашеский…

  • НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА

    Немецкая овчарка была получена в результате селекции и скрещивания некоторых разновидностей гуртовых собак Центральной и Южной Германии.…

Comments for this post were disabled by the author