filaretuos (filaretuos) wrote,
filaretuos
filaretuos

Categories:

АСУНЕ (Местечко в Латвии)


Асуне (в старое время Осунь) - населённый пункт в Дагдском крае Латвии, ( в Латгалии). Расстояние до города Краслава составляет около 47 км, 10 км. от Дагды и в 6 км. от Робежников (пропускной пункт границы с Белоруссией) . По данным на 2015 год, в населённом пункте проживало 309 человек. В советское время населённый пункт был центром Асунского сельсовета Краславского района. В селе располагалась центральная усадьба колхоза «Путь Ленина»

Есть волостная администрация, начальная школа, дом культуры, библиотека, аптека, фельдшерский и акушерский пункт, католическая церковь, мемориальная комната латвийского писателя и философа Константина Раудиве (1909—1974), родившегося в Асуне.




Асуне находятся на берегу речки Асунице, которая протекает на территории Латвии и Белоруссии. Вытекает из озера Дагдас, течёт на юго-восток и впадает в реку Сарьянка. Длина реки составляет 35 км, из них 23,6 на территории Латвии. По реке Асуница проходит участок латвийско-белорусской границы.

Церкви нашего Латгальского края — это свидетели нашей истории. В каждой есть что-то особенное, достойное внимания, уникальное. Похожих церквей нет.

Первый храм в Асуне в 1680 году построили отцы-иезуиты на деньги польского короля Яна Собесского. Время это было для Европы весьма неспокойным. Османская империя активно захватывала все новые земли. Остановить это продвижение был призван Ян Собесский. После победы у Хотина в 1674 году польский сейм избрал его королем. В 1683 году под Веной Собесский так разгромил турецкие войска, что об их продвижении в Европу не было и речи. Именно в это время Польша становится одной из величайших европейских держав. Почувствовали это и жители Латгалии.

У местечка этого не было хозяина и иезуиты построили храм и монахи помогали своим прихожанам и трудами, и продуктами, и материалами и дровами и это быстро привлекло людей в новый храм.



Деревянная церковь в Асуне простояла вплоть до 1816 года. А в 1819 году было закончено строительство нового, каменного храма. И, что интересно, оно велось на деньги общины, помощь оказали священники — прелат Вышомирский и отец-каноник Купревич. Осветил храм епископ Б.Камёнка.


У храма в саду похоронены два священника, это Игнатий Шидловскис, который был настоятелем этого костёла 40 лет и умер в 1905 году и так же второй священник Александр Мешковскис.

Выбран был весьма скромный проект. Церковь получилась уютной, небольшой. Высота крестообразного здания- 22 м, длина -38 м. и ширина- 19 м. В костёле при этом, 4 алтаря.
1. Девы Марии и Св. Елены.
2. Св.Антония и Св.Франциска.
3. Алтарь Креста.
4. Святых мучеников Юрия , Исидора и апостолов Петра и Павла




Одновременно с этим Асунский костел выглядит более старым, нежели другие церкви 18 века. Это происходит потому, что проект был старым, “немодным” в то время. Внутреннее убранство носит характер византийской эстетики, что придает храму отпечаток старинности и раннехристианской простоты. Выносная колокольня, которая выполняет функции ворот церковного двора, как бы повторяет колокольни первых христианских базилик. В те далекие времена, когда христиан жестоко преследовали римские власти, колокольня, при приближении опасности, служила для подачи сигнала тревоги. На колокольни три колокола.

В храме деревянные скамьи на 128 сидячих мест.

Главный алтарь украшен раскрашенными скульптурами святого Антония и святого Франциска. Эти люди были единомышленниками при жизни. Франциск Ассизский — основоположник нищенствующего монашеского ордена, названного впоследствии его именем, Антоний Падуанский — величайший проповедник Слова Божьего. Оба призывали к состраданию, любви к ближнему, к отказу от земных искушений.

Многочисленные обновления церкви привели к неровностям поверхности наружных стен, что производит впечатление старинных церквушек где-нибудь в Сицилии или на островах Греческого архипелага. Скромные украшения фасада, призванные придать зданию “барочный привкус”, не в силах затмить строгость и красоту Асунского костела, гораздо более приемлемые в окружении латгальского местечка, нежели вычурные барочные “красивости”.

Есть историческое сведение, что первая книга в Латгалии была издана в Асуне в 1730 году, это было Евангелие и оно и сегодня является служебным евангелием в костёле.




В костёле очень почитается Остробрамская икона Богородицы, копия Виленской иконы находится на месте главного запрестольного образа в храме, над центральным алтарём.

Богослужения проводятся только по воскресным дням в 10.00 час.

Интересно и то, что на территории костёла находится большая колония летучих мышей.

Асуне - это как маленькая Сицилия в самом сердце Латгальского края... Это земля намоленная католиками.

Именно в этом населённом пункте 30 апреля 1909 года родился Константин Раудив. Это латышский писатель, прозаик, переводчик, философ и ученик швейцарского психиатора , Карла Юнга.



Константин Раудив - родился в Асуне, учился в школе Краславы, был католиком, посещал католический приход в Асуне с детства и даже мог бы стать сам священником, ведь с этого сельского прихода он был послан в Ригу и там закончил католическую духовную семинарию , но решил учиться дальше на Западе. В 1930 г. в 21 год, выехал из Латвии: и этот сельский парень из Асуне изучал философию и историю литературы в университетах Парижа (1930—1932), Мадрида (1932—1934) и Эдинбурга (1934—1936).

В 1936 году, вернувшись в Латвию, получил стипендию, чтобы переводить Дон Кихота и другие произведения испанских авторов на латышский язык. Его называли «посланником испанского духа» за то, что он пытался построить мост культуры между Латвией и Испанией.

В это время он встретил доктора Зенту Мауриню, которая стала его женой. Зента Мауриня с пяти лет была прикована к инвалидному креслу, в Латвии она известна как писательница.

Константин Раудив заказал архитектору строительство большого дома в котором он с женой планировал жить в Латвии. Но планы его рухнули в 1944 году, когда к Латвии приближалась Советская Армия. Дело в том, что Константин Раудив в своём мировозрении симпатизировал нацистам и высказывался в защиту национал-социалистов, партии к которой принадлежал сам Гитлер. А потому он с женой был вынужден бежать из Латвии.

Почти два года он вместе со своей женой-инвалидом бежал через Германию. В конце 1946 года они остановились в Уппсале, Швеция, где местный университет предложил обоим профессорскую должность. До времени скитаний по Германии Раудиве не знал ни слова по-немецки. Имевший способности к языкам, он выучил этот язык за удивительно короткое время. Вдобавок к латышскому и русскому, являвшихся родными языками, он владел испанским и французским, позднее также немецким и шведским.

В 1946 году Раудиве переехал в Германию. В Бад-Кроцингене он снял небольшой дом вместе с садом, где оставался с Зентой Мауриной до своей смерти в 1974 году.

Он был известен как писатель романов и автор философских книг. Наиболее известными из его произведений, являются «Asche und Glut», «Der Chaosmensch und seine Überwindung», «Helligkeit und Zwielicht», «Lebenshunger» и трилогия «Die Memoiren des Sylvester Perkons».

Но всемирную известность, Константин Раудиве получил в 1965 году как парапсихолог, своими исследованиями в области феномена электронного голоса (ФЭГ), Он создавал мост между мирами живых и усопших и записывал голоса из потустороннего мира. О нём широко говорили и писали в Англии и Италии.




Здание в котором заседает местная управа.


В 1919 году в Даугавпилсе был расстрелян житель (фермер) Асуне, католик Станислав Цирш. Его племянник (сын родной сестры Анны), Эдуард Павловскис (1950 года рождения) , католический епископ города Елгава.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author